Пора инициировать

 Алексей Бобров
Алексей Бобров
Объединенная энергосистема Урала (включающая системы Башкирии, Удмуртии, Кировской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей), считавшаяся до сих пор избыточной, таковой больше не является. С 1999 года подъем промышленного производства сказывается на росте электропотребления: это может привести к изменению баланса мощности и расходования электроэнергии. К 2004 году потребление увеличилось на 20% (36,8 млрд кВт/ч) по сравнению с 1998-м. Пока его уровень составляет 86% от максимального, зафиксированного в 1990 году. Электропотребление зоны УрФО за 1999 — 2004 годы ежегодно растет в среднем на 3,85%, зоны Объединенной энергосистемы Урала — на 3,5%. Однако предприятия нефтегазового комплекса и мегаполисы Урала показывают динамику значительно выше средней — до 10%.

Это означает, что к 2010 году Oбъединенной энергосистеме Урала не будет хватать 2500 — 2700 МВт собственной генерирующей мощности для покрытия максимального потребления декабря. По оценкам Инженерного центра энергетики Урала и Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Урала, в 2007 году УрФО будет потреблять до 163,5 млрд кВт/ч. С учетом планируемых вводов мощностей на Тюменской ТЭЦ-1 (220 МВт) и Челябинской ТЭЦ-3(180 МВт) нагрузка электростанций УрФО может быть поддержана до 2007 года на уровне 1860 — 1910 МВт. Это обеспечит годовую выработку около 160 — 165 млрд кВт/ч. Пока рассматривается вариант, по которому недостающие мегаватты могут быть приняты из энергосистемы Центра и Средней Волги по связям, имеющим ограниченные пропускные способности в 3000 МВт.

До этого рубежа прохождение годовых максимумов нагрузки в УрФО при стабильной работе электростанций, бесперебойном топливном снабжении и поддержании нормативных резервов ожидается самосбалансированным. Риски возникнут в случае аварийных ограничений поставок газа (75% в структуре топлива электростанций УрФО) и при отказе генерирующего оборудования на прохождении максимума.

Изменение баланса с нулевого на прием мощности извне прогнозируется в УрФО с 2008 года. При прохождении максимума зимой 2010 года недостаток собственной генерирующей мощности может составить 1600 МВт. Ввод нового генерирующего оборудования при планировании балансов 2008 — 2010 годов не предусмотрен.

В свете столь тревожного прогноза на недавнем заседании совета при полномочном представителе президента РФ в УрФО с участием губернаторов регионов обсуждались проблемы надежности электроснабжения и развития электроэнергетики округа. С основным докладом выступил генеральный директор ОАО «МРСК Урала и Волги» Алексей Бобров. Позже он дал интервью «Э-У».

— Алексей Олегович, какие тенденции в энергетической отрасли УрФО на фоне пугающего 2007 года требуют оперативных решений? На что вы особо хотели обратить внимание губернаторов, руководителей бизнеса?

Таблица 1. Вводы генерирующих мощностей в УрФО, заложенные в расчетные балансы по объектам (МВт)

Объект Мощность Срок ввода
Тюменская ТЭЦ- 1 220 МВт 2005 г.
Блок-станции Свердловской энергосистемы 24 МВт 2005 г.
Блок-станции Свердловской энергосистемы 25 МВт 2006 г.
Блок-станции Челябинской энергосистемы 21 МВт 2006 г.
Блок-станции Свердловской энергосистемы 30 МВт 2007 г.
Челябинская ТЭЦ- 3 бл. N 2-180 МВт 2007 г.
Блок-станции Челябинской энергосистемы 39 МВт 2007 г.
Источник: ОАО "МРСК Урала и Волги"

— Мы недостаточно внимания уделяем тому, что у нас 3,5 млн населения мегаполисов уже сегодня живут в режиме энергодефицита.

— Но регион пока считается энергоизбыточным.

— Это все равно что говорить о средней температуре по больнице. Если ориентироваться на средний прирост энергопотребления в год, а в УрФО он составляет почти 4%, то действительно на пик потребления 90-го мы выйдем только к рубежу 2007 — 2008 годов. Но такие города, как Ноябрьск, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, уже сегодня демонстрируют до 10% прироста энергопотребления в год: здесь высокая деловая активность, развивается бизнес, появляются новые потребители. Эти города значительно опережают другие и уже превысили пики потребления 90-го года.

Без дополнительной энергии рост экономики региона невозможен. А за последние 15 лет для развития инфраструктуры электроэнергетики или ничего не делалось, или делалось недостаточно. Это означает перегрузку стареющего оборудования. Тюменский губернатор Сергей Собянин утверждает, что без развития энергетики нельзя обеспечить бурно развивающуюся застройку в столице области. Об аналогичных проблемах мы говорили и с мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким.

— Сформулируйте эти проблемы.

— Мы не в состояния обеспечить растущее потребление электроэнергии в силу того, что не можем доставить электричество, вырабатывающееся на станциях: не хватает сетевых развязок. В ближайшее десятилетие сетевые компании должны реализовать заявки от новых потребителей на присоединение к сетям суммарной мощностью, по разным оценкам, от 4000 до 9000 МВт. Кроме больших городов, крупные заявки на подключение поступают от промышленников — металлургов, нефтяников и газовиков. На строительство объектов требуется порядка 75 млрд рублей. Сетевые компании могут инвестировать из собственных средств не более половины этой суммы. Для покрытия дефицита финансирования необходимо привлекать сторонних инвесторов, поэтому нужен механизм, гарантирующий возврат вложенных средств не позднее пяти лет.

Вместо анекдота: открывая офис в Екатеринбурге, ОАО «МРСК Урала и Волги» хотело повесить светящуюся вывеску в несколько лампочек — удалось это с большими трудностями. А представляете, какими сложными энергоемкими объектами являются строящиеся современные 20-этажные дома, начиненные лифтами, системами кондиционирования и прочим. И каждое крупное здание мы должны надежно обеспечить. Проблема распределения электрической энергии стоит весьма серьезно.

— Как оцениваются риски 2007 года для энергосистемы и экономики?

— При оценке нужно исходить из того, каким мы хотим видеть Урал к этому году. Геополитическим развитием страны заложено, что в регионе производилась огромная часть промышленной продукции, в том числе собственная электроэнергия. И если мы хотим, чтобы Урал оставался локомотивом развития России (а энергия — продукт, пользующийся возрастающим спросом по всей стране), мы должны развивать и производство электроэнергии, и транспортные энергомощности.

О том, чтобы к 2007 — 2008 годам подвергнуть риску энергоснабжение, не может быть и речи. Планы глобальные: сохранить лидерство и получить развитие на Ямале, в Челябинске, на других территориях. Задача-минимум —; сохранить тот уровень собственной энергообеспеченности, который был у нас года два-три назад. Амбициозные задачи в связи с этим поставлены и перед энергетиками. К тому же «МРСК Урала и Волги» закончила организационный этап и начинает новый — отраслевой консолидации и развития.

Сети мегаполисов

— Что вы подразумеваете под консолидацией?

— МРСК несет ответственность за отраслевую интеграцию региональных сетей: до разделения за них отвечали региональные АО-энерго. Это «кровеносная система» энергетики, здесь нужна единая техническая, информационная, тарифная, кадровая политика. Региональные сети, вошедшие в состав компании, должны отвечать хотя бы минимальному уровню современных требований к энергетикам. Именно с этой точки зрения идет отраслевая интеграция. Не каждый движется куда хочет, а все сети на территории МРСК начинают подтягиваться к стандартам, предъявляемым временем, бизнесом и обществом. Это огромный комплекс технико-экономических мероприятий. По мере их реализации можно будет говорить о том, что на территории округа создается единая сетевая инфраструктура. Устанавливаются единые стандарты руководства компаниями, обеспечения энергобезопасности, строится единая и последовательная тарифная политика.

— Как вы оцениваете состояние принятого сетевого хозяйства?

— По ряду позиций оно нас не устраивает. Мы обнаружили 20 тыс. километров бесхозных сетей, оставшихся от обанкротившихся компаний и самовольно возведенных. Под каждый объект должен быть соответствующий землеотвод, межевание, согласование со всеми службами. Ничего этого не делалось. Теперь мы должны установить собственника, если его нет — выяснить, имеются ли у кого-то претензии к этому комплексу. При отсутствии претензий объект через суд будет обращен в нашу или муниципальную собственность. Быстро все это не сделать, требуются длительный кропотливый труд, огромные силы и средства.

В сложных случаях привлекаем научно-исследовательские институты, компании по межеванию земель, чтобы четко обвести границы энергоучастков. Идет большая полемика с лесными ведомствами: они отводят слишком узкие просеки. И результат этого уже показала Москва: там дерево перекрыло электролинию. Но под каждое дерево поставить часового физически невозможно, да и не сможет он дерево удержать. Температура становится все выше, деревья растут, провода провисают. Нужно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет жизнь: необходимы новые государственные стандарты.

Таблица 2. Программа вводов сетевых объектов электроэнергетики в УрФО

Объект

Срок

Строительство ПС 500кВ Емелино с заходами ВЛ 500 кВ Воткинская ГЭС - Южная

Начало строительства 2007 г.

Строительство ПС 500 кВ Кирпичниково с заходами в ВЛ 500кВ Сургутская ГРЭС 2 - Ильково и с ВЛ 500 кВ Кирпичниково-Сомкино

Начало строительства ПС 500 кВ Кирпичниково в 2007 г.

Строительство ВЛ 500 кВ Курган-Козырево

Завершение строительства в 2007 г.

Строительство ВЛ 500 кВ Северная -БАЗ

2009 г.

Установка на ПС БАЗ АТГ 2 500/220 кВ (501 МВА)

2009 г.

Строительство ПС 500 кВ Кирилловская с заходами ВЛ 500 кВ Сургутская ГРЭС 2 - Холмогорская

Начало строительства ПС 500 кВ Кирилловская в 2010 г.

Источник: ОАО "МРСК Урала и Волги"

— Кто и что должен делать в мегагородах?

— Очевидное решение вопроса — в череде последовательных действий. Первое: «МРСК Урала и Волги» обязана в 2005 году представить руководителям городов и губернаторам внятный, технически и экономически обоснованный план развития энергоснабжения региона. Они в свою очередь должны максимально быстро проанализировать его (исходя из того, сколько собираются построить жилья, где открыть заводы и т.д.) и сказать, насколько предложения МРСК совпадают с задачами развития городов. Как только мы достигаем консенсуса, план принимается и даются команды регулирующим органам, департаментам: по отводу земли, тарификации, прокладке сетей, получению разрешений на строительство.

Середина и конец 2006 года — я подчеркиваю: не через пятилетку, а 2006-й, — период реализации первоочередных мероприятий. Реальный срок строительства подстанции, например, составляет шесть месяцев, а не три года, как у нас это любят. Перегружен по энергопотреблению центр Екатеринбурга — мы должны сказать, как и когда разгрузим. Ограничена по теплоснабжению Тюмень — назовем, что и когда следует построить к 2007 году. Это практические и понятные вещи, которые измеряются в рублях, киловатт/часах, гигакалориях.

— Решение проблемы энергообеспечения городов неизбежно потребует создания новых энергомощностей и прокладки сетей. Вы знаете, как обеспечить финансирование?


— Конечно, знаю. Дело с недофинансированием энергетики зашло так далеко, что если не знать, то нужно освобождать место работы. Первое: стало абсолютно ясно, что энергетика сегодня не может развиваться в рамках того тарифа, который действует. Здесь нужно на дискуссиях ставить точку — никакое повышение тарифа не способно обеспечить требуемого развития. Тариф может лишь компенсировать обслуживание уже действующего оборудования. И никаких «добавьте нам денег в тарифе, мы все построим».

Второе: есть постановление правительства о введении так называемой платы за присоединение. Я, допустим, планирую развивать свой бизнес в регионе. Могу заранее профинансировать создание нужной мне доли энергомощности, потом перепродать ее застройщикам. Это цивилизованный, достаточно эффективный и прозрачный механизм, который используется во всем мире и ряде городов России (в частности, Питере). Федеральное решение о вводе этого механизма есть, к 2006 году появятся аналогичные решения на местных уровнях власти.

Третье: тарифное регулирование должно позволить энергосистемам привлекать заемные средства и эффективно их использовать. Иными словами, мы должны открыть дорогу для инвестиций в энергетику. Решения и даже опытные площадки уже есть: так, с помощью частных инвестиций развиваются городские мощности в Сургуте. Публичной легализацией нужно придать процессу импульс. Конкретно за этим будет стоять правительственное постановление о гарантиях и возврате инвестиций — федеральным властям приходится создавать механизмы экстренного закачивания денег в энергетику. Для этого в мае 2005 года Минпромэнерго разработало проект постановления правительства «Об определении условий и порядка привлечения инвестиций в создание генерирующих мощностей в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности». Пока неясно, когда механизм гарантирования инвестиций сможет заработать: документ на согласовании в ведомствах. Но нужно, чтобы это произошло как можно скорее. В Челябинске и Екатеринбурге застройщики говорят: мы готовы, только разрешите. У Екатеринбургской городской сетевой компании на выходе привлечение облигационного займа под конкретные объекты. Бизнес уже нашел решения и ждет отмашки. Необходимы публичные правила, которые полностью соответствуют закону, приемлемы для власти, потребителей и инвесторов.

Преимущества частных инвестиций очевидны

— Нужна ли для этих правил приватизация в энергетике, от которой так упорно открещивается наше правительство? Бизнес интересуют реальные активы, в частности в генерации: они могут стать гарантией под огромные вложения.

— Мне кажется, в стране никто не говорит о нецелесообразности передачи объектов генерации в частные руки. Все говорят, что это полезно и перспективно. Идет дискуссия о том, когда, в какие сроки и на каких условиях.

— Не теряет ли энергетика время на этих дискуссиях? Инвестировать — уже сегодня поздно, а завтра будет еще позднее.

— Тут лучше меньше, да лучше. Перед правительством стоит выбор: или быстро, или качественно. Найти разумные сроки и процедуры — основная задача властей и энергетиков. Необходимо минимизировать риски, чтобы в краткие сроки без потерь получить ожидаемый позитив. Это касательно генерации.

У нас имеются достаточно убедительные, эффективные примеры частного владения и в распределительных сетях: Тюменские, Тобольские, Ессентукские городские электросети находятся во владении частных компаний. Это дает простые и очевидные преимущества: бюджет не тратит деньги налогоплательщиков на обслуживание энергетики, что позволяет городу решать иные важные задачи.

Армагеддона не допустим

— Что нужно сделать для безопасного функционирования энергосистемы УрФО при переходе от 2007-го к 2010-му?

— Можно точно сказать — «армагеддона» не допустим. Должна совершиться череда событий в двух направлениях. Во-первых, к 2010 году в регионах УрФО должен быть произведен пуск новых высокотехнологичных производственных мощностей для выработки электроэнергии. Площадки известны. Все дальнейшее зависит от условий, какие будут созданы для привлечения инвестиций, а также тарифов, платы за подключение и так далее. Для компенсации роста потребления РАО «ЕЭС России» продолжает строительство и ввод мощностей на действующих электростанциях. В 2003-м на Нижневартовской ГРЭС введен блок 2 на 800 МВт. В 2004-м на Тюменской ТЭЦ-1 в опытно-промышленную эксплуатацию запущен головной образец парогазового энергоблока мощностью 220 МВт. Возобновлено строительство нового блока 2 180 МВт Челябинской ТЭЦ-3, рассматривается сооружение другого генерирующего оборудования суммарной мощностью до 1500 МВт. Совместно с концерном «Росэнергоатом» проработана схема выдачи мощности строящегося блока БН-800 на Белоярской АЭС. Сроки ввода новых объектов должны быть определены совместным решением администрации регионов, инвесторов и энергетиков. Полностью должна реконструироваться Курганская ТЭЦ. Это одно направление, и оно уже реализуется.

Второе — должны быть кардинально решены вопросы энерго-снабжения наиболее интенсивно развивающихся энергорайонов: дефицит электросетевых мощностей в Сургутском Тюменской энергосистемы, Восточном и Первоуральском — Свердловской, ослаблена электрическая схема в Серово-Богословском энергорайоне там же. И по этому направлению задача заключается не в том, чтобы к 2010 году доложить: ничего страшного не случилось. Нужно ответить, как, в каких параметрах эти города будут развиваться. Это мощные инфраструктурные проекты, которые могут служить либо двигателем, либо сдерживающим фактором развития региона.

— Реформа разделила электроэнергетику на зоны ответственности: в ведении одних — генерация, других — транспорт энергии, третьих — сервис. Не ясно только, кто теперь в УрФО главный ответчик за энергобезопасность?

— Насколько я понимаю, вертикаль власти. «МРСК Урала и Волги» отвечает за надежную и безаварийную доставку и распределение электроэнергии по потребителям. Но энергобезопасность обеспечивают также те, кто вырабатывают электроэнергию и охраняют линии электропередачи; диспетчерские службы обязаны грамотно отслеживать режимы потребления; потребители не должны создавать неправильной эксплуатацией объектов угрозу для других. Это очень длинный перечень: в нем и ФСБ, и МВД, и транспортники, и связисты.

В УрФО создается межведомственная комиссия с координационными функциями под председательством полномочного представителя президента РФ. Как это ни банально, но кроме комплекса конкретных последовательных мероприятий, включающих подготовку-переподготовку персонала, проведение тренингов, ревизию оборудования, жесточайшую диагностику, внеплановые ремонты, создание аварийных запасов, мобильных групп взаимодействия, ничего другого для обеспечения энергобезопасности я не знаю. Разве что еще одна банальность: всем нужно выполнять профессиональный долг.

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться