Вне игры

Вне игры

 

 Фото - Владимир Васильев
Фото - Владимир Васильев

В середине августа началась процедура расформирования екатеринбургского «Евраза» — баскетбольной команды, всего два года назад входившей в пятерку сильнейших в стране. За месяц до этого Александр Венидиктов, генеральный директор клуба и его фактический хозяин, решил выйти из спортивного бизнеса и объявил о готовности продать команду любому желающему. Покупателей не нашлось, «Евраз» пришлось ликвидировать. Причина, побудившая Александра Венидиктова отказаться от детища, проста: у него кончились деньги. Точнее, затраты на содержание клуба достигли таких размеров, что стали для владельца команды неподъемными.

Начинали — веселились…

БК «Евраз» был создан летом 2001 года на базе екатеринбургской команды «СКА-ТТГ», которая играла в суперлиге Б, втором по силе дивизионе отечественного баскетбола. Имя клуб получил в честь главного соучредителя — ООО Группа компаний «Евраз» (к «Евразхолдингу» никакого отношения не имеет). Другими соучредителями были общественная организация «Уральское землячество» во главе с бывшим секретарем по идеологии Свердловского обкома КПСС Геннадием Коробковым и ООО «Правовые технологии XXI века», которым руководит экс-генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

Условия, созданные новорожденному клубу на первых порах, вызывали у других команд города белую зависть. Офис «Евраза» разместился в фешенебельном Атриум Палас отеле, предсезонный сбор команда впервые провела за границей (в Чехии), селекционную работу тренеры могли вести по принципу: беру кого хочу.

Несмотря на все это, занять первое место в дивизионе Б и выйти в суперлигу А по спортивному принципу уральцы не смогли, финишировали только вторыми.

Тогда место в элите было просто-напросто куплено: клуб внес в кассу Российской федерации баскетбола (РФБ) вступительный взнос в размере нескольких тысяч долларов и получил право соревноваться с лучшими командами страны — столичным ЦСКА, пермским «Урал-Грейтом», казанским УНИКСом .

В сезоне 2002 — 2003 «Евраз» первый и последний раз в своей короткой истории по-настоящему блеснул, с ходу заняв в сильнейшем дивизионе пятое место. Это был огромный успех. Никогда ранее баскетбольные команды из Екатеринбурга так высоко в турнирной таблице не поднимались. И никогда в истории нашей страны не было случая, чтобы клуб в год дебюта вошел в пятерку лучших.

…Посчитали — прослезились

На достигнутых рубежах «Евраз» не удержался. Честно говоря, и не мог. Летом 2003 года баскетбольный рынок России был взорван: к ЦСКА и «Урал-Грейту»;, которые уже давно предлагают игрокам заоблачные контракты, присоединились другие клубы, нашедшие мощных спонсоров, — «Химки», московское «Динамо», ростовский «Локомотив» . «Евраз» к резкому скачку зарплат оказался не готов. Вдобавок клуб затеял строительство собственной тренировочной базы в центре Екатеринбурга — с игровой площадкой, тренажерным залом, сауной, что тоже требовало значительных средств. В результате «Евраз» вступил в сезон с дешевыми (а значит, недостаточно квалифицированными) игроками и с тренером, который уже давно не работал в качестве главного. Но даже снижение до минимума затрат на зарплату не спасло ситуацию. В середине чемпионата России 2003 — 2004 «Евраз» оказался в глубочайшей финансовой яме. Для выхода из кризиса клуб решил поставить крест на текущем сезоне (в итоге команда заняла в нем последнее, 13-е место) и начал готовиться к будущему.

В декабре 2003 года Александру Венидиктову удалось привлечь к содействию государственного секретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, который согласился стать президентом «Евраза». Предполагалось, что бывший управделами президента РФ, обладающий обширными связями, сумеет привести в клуб серьезных инвесторов. Надежды не сбылись.

Летом прошлого года РФБ рекомендовала клубам иметь бюджет в 2 млн долларов. «Евраз» не насобирал и миллиона. Итог сезона оказался предсказуем: снова последнее место. Ныне РФБ увеличила минимальный бюджет вдвое, до 4 млн долларов, и сделала его обязательным. Для «Евраза» это решение стало роковым: таких денег на спорт у его владельцев не было.

Игрушка для очень богатых

Спорт в современной России — это гигантская черная дыра, в которой каждый год бесследно исчезают сотни миллионов долларов. Хозяева абсолютно всех наших клубов ничего в финансовом плане не получают, только тратят (почему так происходит, «Э-У» подробно писал в 29 — 30 от 16.08.04, см. ст. «). Чтобы участвовать в этом своеобразном бизнесе, надо иметь солидное денежное „брюшко“ — например, такое, каким обладает „Норильский никель“, на чьи деньги живет баскетбольный ЦСКА. В минувшем сезоне армейцы получили от хозяина более 20 млн долларов (при этом поставленную задачу, выигрыш Евролиги, все равно не решили).

Доходы ООО „Евраз“ и его партнеров на несколько порядков ниже, чем у „Норникеля“, и поэтому владельцы клуба могли выделить на его содержание не очень много. Александр Венидиктов, надо отдать ему должное, понимал это и потому заранее договорился о поддержке с областными и городскими властями. Однако через некоторое время рассорился и с теми, и с другими. „Евраз“ остался один и оказался нежизнеспособен.

Вывод из этой истории напрашивается сам собой. Человек, решивший стать хозяином команды в каком-то популярном виде спорта (прежде всего — футболе, хоккее и мужском баскетболе), должен отдавать себе отчет в трех вещах. Первое: наивно надеяться на „вечную дружбу“ с представителями власти. С ними можно, например, рассориться (так, недавний конфликт между главой Самарской области Константином Титовым и руководством ФК „Крылья Советов“ поставил бронзового призера чемпионата России на грань ликвидации). Или: губернаторов и мэров могут переманить конкуренты, если начнут развивать более любимый начальством вид спорта. Кроме того, властители городов и областей время от времени меняются, а те, кто приходит на смену, не всегда продолжают дела предшественников.

Второе: надо осознавать, что, будучи хозяином российской команды, можно заработать политический капитал и любовь электората, но нельзя заработать денег. Деньги предстоит только тратить, и с каждым годом все больше.

Третье. Поскольку команду придется содержать на свои средства, потенциальный владелец должен обладать огромным личным состоянием или контролировать мощную компанию.

Учитывая, что большинство наших миллионеров, а также штаб-квартиры крупнейших корпораций квартируют в Москве, можно предположить, что даже в экономически благополучных регионах в скором времени останется максимум по две-три команды. А чемпионаты России все более будут превращаться в открытые первенства Москвы и Московской области, как это уже произошло в футболе: из 16 команд, играющих сейчас в национальной премьер-лиге, шесть представляют столицу, а одна — ближайшее Подмосковье.

Дополнительные материалы:

Олигархи приходят туда, куда попросит губернатор

О финансовом крахе БК «Евраз» рассказывает Геннадий Коробков, президент общественной организации «Уральское землячество», одного из учредителей команды

Геннадий Коробков— На что вы надеялись, начиная четыре года назад баскетбольный проект? Спорт тогда, как и сейчас, был убыточен…

— Во-первых, затраты на содержание команды в то время были значительно ниже. Мы могли себе их позволить. Во-вторых, был расчет на то, что, развивая социально значимый проект, мы получим преференции в нашем основном бизнесе. Более того, и областными, и городскими властями нам были даны определенные обещания. К сожалению, в реальность они не воплотились.

— Когда вам стало понятно, что «Евраз» обречен?

— В феврале. Состоялась встреча с Павлом Бородиным, на которой я понял, что даже у него не получается нам помочь. Хотя он пытался: письма писал Росселю, сам сюда приезжал…

— А почему Бородин обращался к Росселю, а, например, не к местным олигархам?

— Олигархи приходят только туда, куда их попросит губернатор. Сами они инициативу проявляют крайне редко. Вот вспомните, два года назад погибал футбольный «Урал». Команду спасла ТМК, но сделала она это только после просьбы Росселя.

— Сколько потратили учредители «Евраза» на команду за эти четыре года?

— Несколько миллионов долларов.

— А сколько удалось вернуть?

— На сегодняшний день — около пяти процентов. Это то, что мы заработали на продаже билетов, атрибутики и спонсорских контрактах. Теперь, после ликвидации клуба, мы будем распродавать игроков и базу. Если все получится, наши убытки сократятся наполовину или чуть больше.

Интервью взял Владимир Васильев

Материалы по теме

Россия в сумерках

Социологи и очки

Моби-next

Сюрреалисты в душе

Одни и без дома

Любите Родину — мать вашу