Все под контролем

Все под контролем

Муниципальные выборы оставались единственными в России, где от избирателей действительно зависел исход кампании. Теперь и они потеряли актуальность: партия власти контролирует места глав городов.

7 августа свердловские единороссы отказались поддержать выдвижение на пост главы муниципалитета Николая Диденко, действующего мэра Нижнего Тагила (второго по значимости города на Среднем Урале). Ни 18-летний опыт управления территорией, где расположены крупнейшие в мире предприятия — ФГУП ПО «Уралвагонзавод» и Нижнетагильский металлургический комбинат, ни лояльность губернатора Эдуарда Росселя не помогли градоначальнику сохранить кресло.

Выборы запланированы на 12 октября. Вместе с Тагилом глав муниципалитетов будут избирать еще в 23 территориальных образованиях Свердловской области. Выдвижение претендентов началось 2 августа. Президиум политсовета ЕР принял решение о выдвижении 24 кандидатов в мэры. Заметим, что только 12-ти главам удалось заручиться поддержкой партии власти. Вместе с мэром Нижнего Тагила места потеряют градоначальники Верхней Салды, Камышлова, Волчанска, Новоуральска. На подбор новых кандидатов ушло четыре месяца. За это время руководитель местного ЕР Александр Левин успел неоднократно встретиться и со старыми мэрами, и с новыми претендентами. Почему только половина действующих глав получила «пропуск»? Можно ли говорить о начале акции выдавливания мэров со стажем, лояльных областному руководству?

К госслужбе не годен

Отказ в поддержке Диденко был предопределен: пару недель назад его исключили из партии. Причиной стали многочисленные коррупционные скандалы, в которых был замешан глава города, а также в целом недовольство жителей. Официальная формулировка — «за действия, дискредитирующие партию и наносящие ущерб политическим интересам». Градоначальника автоматически лишили поста руководителя местной ячейки ЕР. Из 19 присутствующих на заседании президиума единоросов только один был против, двое воздержались.

Напряженность в обществе вокруг персоны Диденко начала созревать еще четыре года назад, когда у него возникли трения с одной из независимых телекомпаний. Тогда журналистов лишили арендованных ими помещений в центре города, а затем просто перерубили кабель вещания, проходивший по зданию администрации.

Ситуацию накалили два недавно разгоревшихся скандала. Сначала прокуратура возбудила уголовное дело в отношении начальника одного из управлений департамента образования администрации города Шамиля Карымова. Его обвинили в попытке вымогательства взятки с руководителя коммерческой структуры, занимавшейся ремонтом школ муниципалитета. А через две недели следователи уже заинтересовались деятельностью начальника управления по жилищной политике мэрии Надежды Смирновой, незаконно сдававшей в аренду частным фирмам бомбоубежища, права собственности на которые принадлежат федеральным структурам.

Практика показывает, что о неких криминальных деяниях в отношении, например, глав регионов обычно вспоминают, когда есть потребность надавить на губернаторов, «помочь» им принять верное решение. По мнению директора Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуарда Абелинскаса, говорить о том, что идет какая-то операция выдавливания, не стоит: нет серьезных системных игроков, на таком уровне способных планировать политическую и кадровую работу. Проблема в том, что под маркой очищения ЕР от «лишних» кадров, группы влияния решают собственные локальные задачи. Именно в такой форме в России сейчас и происходит политическая борьба. Открытая конкуренция недоступна в силу монополизма партии власти. Победа зависит не от избирателя, а от того, чьи лоббистские финансовые возможности преобладают.

Может, но не будет

Окружение Диденко говорит, что он готов заявить о самостоятельном выдвижении на пост мэра. У него достаточно большой административный ресурс и популярность, чтобы вырвать победу на выборах у предпринимателя Алексея Чеканова, о поддержке которого заявила ЕР. Но пойдет ли он против партии власти? Абелинскас считает, что Диденко может побороться самостоятельно, при этом вся компания сведется к войне компроматов: и у Чеканова, и у Диденко достаточно материалов. Но вряд ли он согласится на самостоятельное выдвижение. Если уйдет тихо, то уголовных преследований не будет. Кроме того, все знают о неких разногласиях между мэром и ЕвразГрупп: бизнес, преследуя собственные интересы, столкнулся с властью еще на выборах в гордуму. Не исключено, что холдинг имеет непосредственное отношение к решению ЕР и лоббировал его на федеральном уровне.

И еще одна важная деталь. Соцопрос, проведенный ВЦИОМ в Тагиле весной этого года, выявил: только 27% горожан оценили работу мэра положительно. Именно низкий рейтинг Диденко стал поводом для разбирательства в президиуме генсовета партии, а затем и рассмотрения его персонального дела в региональном отделении. По уставу, любого члена можно из нее исключить, если его деятельность наносит ущерб репутации партии и ее политическим интересам.

Как будут складываться события, станет известно 27 августа, в последний день выдвижения кандидатов на муниципальных выборах. По данным на 12 августа, о желании баллотироваться заявили 23 кандидата из 14 муниципалитетов, из них двое поддержаны ЕР.

Дополнительные материалы: 

По указке

Виктор Мартьянов
Виктор Мартьянов

Исключение Николая Диденко подтвердило: все принципиальные управленческие решения не только на уровне глав регионов, но и на местах согласовываются в «Единой России». Причем все чаще вопреки главам регионов, считает ученый секретарь Института философии и права УрО РАН Виктор Мартьянов

— Эдуард Россель поддерживал Диденко до последнего, но безуспешно, что свидетельствует о последовательной утрате губернаторами политического веса и их превращении в исполнителей партийных директив. История учит: когда партия власти остается без серьезных политических врагов, вся энергия борьбы перемещается внутрь организации. Мы это видим как обновление и «чистку» партийных рядов, борьбу различных групп интересов за влияние. Очевидно, что ЕР, контролируя обстановку на федеральном и региональном уровне, наконец, решила навести порядок и в муниципалитетах, хотя формально они отделены от вертикали государственной власти и самоуправляемы. И главным фактором отбора стала вовсе не лояльность глав МО единороссам, а эффективность их работы на занимаемых постах, которую можно замерить объективно и статистически. Пока не ясно, будет ли система чистки партийных рядов в регионах и на уровне МО постоянной, на основе критериев эффективности глав МО. Тогда принудительный уход Диденко может оказаться не разовой кампанией, а успешной прелюдией к ротации засидевшихся на своих постах уральских чиновников среднего и высшего эшелона. Чтобы руководители не расслаблялись ввиду наличия в их кармане партийного билета, поскольку такой же счастливый билет будет и у их основных конкурентов.

Тем не менее существует и ряд объективных причин, в свете которых Диденко оказался для единороссов персоной нон-грата. Во-­первых, Нижний Тагил как промышленный центр давно сравнялся с Екатеринбургом по объемам производимой продукции, при этом имея втрое меньшую численность населения. Однако, несмотря на наличие в городе таких мощных налогоплательщиков, как Евраз или Уралвагонзавод, траты в социальной сфере в расчете на одного человека там были значительно меньше, чем в том же Екатеринбурге. Объективно такая «мягкость» Диденко в социальной сфере была на руку крупному бизнесу города. Но подобная позиция, влекущая, согласно статистике, отток населения из города, повышенную смертность, отставание в области строительства, образования и здравоохранения, вполне закономерно перестала устраивать ЕР. Во-­вторых, сказывается психологическая усталость населения от несменяемости политических лидеров, выражающаяся в падении уровня их поддержки. Диденко — один из таких засидевшихся политических долгожителей, что не может приветствоваться, так как неизменно и везде влечет застой, рост коррупции и кумовство. Тем более что демократия и эффективное управление предполагают хотя бы минимальный уровень ротации всех выборных чиновников. Поэтому ЕР всегда выгодней обновить фаворита, который все равно будет «своим», чем в очередной раз поддерживать все менее популярного и эффективного управленца.

Подготовил Артем Коваленко 

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов