Пусть бизнесом занимается бизнес
Вячеслав Новицкий: «Без централизованного электроснабжения промышленность, малый бизнес, лесной комплекс не окупаются. Туда, где его нет, инвестиции не идут»
Первый заместитель председателя правительства
(61 млрд кВт/час) прошли его еще в 2005-м. В 2006-м достигли уже 70 млрд кВт/час, — говорит чиновник. — Структура потребителей электроэнергии не изменилась: нефтедобыча
Чтобы энергетика соответствовала потребностям растущей экономики, начинать усиленно вкладывать деньги в ее развитие надо было еще в 2000-м. Наверстывая упущенное, в Югре запускают разом большое количество проектов.
— Вячеслав Федорович, почему региону потребовалась существенная корректировка соглашения с РАО «ЕЭС России», заключенного всего год назад (31 июля 2006 года) губернаторами ХМАО, ЯНАО и Тюменской области?
— Такие соглашения, подписанные кроме нас еще в ряде энергодефицитных регионов, — важнейший инструмент для решения проблем отрасли. Они удачно соединяют всех, кто отвечает за надежное энергоснабжение городов и поселков: власть, энергетиков, бизнес. Но документы готовили спешно, к тому же в таких масштабных мероприятиях высока погрешность. Появились новые финансовые источники (например, плата за техническое подключение), которые позволяют «догрузить» документ новыми объектами. Так что мы отслеживаем ситуацию и вносим изменения. Мощностей значительно добавили. Вместо 2200 МВт будем строить 3600 МВт (например, Няганьская ГРЭС планировалась на 1200 МВт, сейчас ее мощность решено увеличить до 2400 МВт: будет шесть блоков по 400 МВт).
Поскольку соглашение объединяет многих участников, необходима постоянная координация действий на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Сейчас корректировка выполнена и документ находится на согласовании у подписывающих сторон. 126 млрд рублей будут осваиваться на территории Югры по соглашению с РАО.
Свет есть. И будет
— Некоторые представляют дефицит так: утром встал, а света нет. Но это означает не дефицит, а аварию. Такого не будет. При том что мы дефицитны, перетоки электроэнергии между регионами были, есть и будут. Так что все это пока не смертельно. Хотя поводов для беспокойства более чем достаточно. Потому что от дефицитности очень зависит надежность. Мы порой не можем вывести на ремонт пару трансформаторов, не вводя ограничений. Это уже реальность. А раз нет планового ремонта сетей, подстанций — подвергаем себя опасности.
— ХМАО помимо проектов развития сетей и генерации в рамках соглашения с РАО реализует и окружную программу создания централизованного электроснабжения городов и районов. В чем ее суть?
— Югорская энергосистема семь лет занимает первое место в стране по выработке электроэнергии и 25% ее отдает через Урал в национальную электрическую сеть. Но мы всегда стеснялись сказать, что у нас
— Как вы оцениваете ситуацию с привлечением инвестиций для строительства энергетических объектов? Кто стучится в дверь окружной администрации?
— Прежде всего финансовые институты: банки, страховые компании, пенсионные и паевые фонды. В том числе международные.
— А нефтегазовые компании?
— Намерения нефтяников заявлены на уровне переговоров, говорить об этом рано. А реализуется пока один проект:
Сейчас почти каждая нефтяная компания, чтобы обезопасить себя от «креста Чубайса», по своим программам на собственные деньги строит локальные объекты генерации, газотурбинные электростанции, парогазовые установки небольшой мощности (от 20 до 150 МВт) и ведет сетевое строительство, обеспечивая себя на дальних месторождениях электроэнергией. Например, «Сургутнефтегаз» в прошлом году ввел семь газотурбинных станций. Ровно столько, сколько планировал по соглашению. В нем пять приложений. Их, чтобы не было дублирующих проектов, лишней траты денег, подписали самые крупные нефтяные компании: Роснефть, Лукойл, «Сургутнефтегаз», Славнефть и Газпром нефть. Бюджет в генерацию вкладывать деньги не будет. Мы намерены предложить строить эти объекты частному инвестору. Потому что это сверхокупаемые проекты с хорошей рентабельностью. Переговоры такие сейчас ведутся. Могу лишь сказать, что генерацией интересуются банковские структуры, лизинговые компании, в основном российские.
Как разборчивая невеста
— Правительство ХМАО недавно заявило, что дополнительно к соглашению разработало и собственную программу поддержки приоритетных инвестпроектов на территории округа, направленную на создание частных генерирующих мощностей узловых станций до 300 МВт каждая. Как реализуется один из первых таких проектов — компании «Интертехэлектро — Новая генерация»?
— Очень трудно. Когда представители компании пришли в правительство округа, их предложения — строительство независимых источников энергии в районах Приобского месторождения, Сургутском, городах Нягань
Сегодня привлечь в энергетику финансы несложно. Сложно заполучить два договора на 15 лет — о том, что будущую электроэнергию купят и по гарантированным поставкам топлива. При наличии этих двух документов проблем с финансированием ни за рубежом, ни в стране нет.
Власть этим за бизнес заниматься не будет. Толкать интересы частной компании мы не собираемся. Тут надо четко разделить: бизнесом пусть занимаются бизнесмены. А победить муниципальную бюрократию в части отвода земли,
Распоряжением губернатора создана рабочая группа с функциями координационного совета. Ее возглавляю я. В группу вошли крупнейшие региональные сетевые и генерирующие компании. Наша цель — не дать
— Какую?
— Одно из наших главных опасений было в том, что коммунальную энергетику растащат, прихватизируют. Этого нельзя допустить: во всех коммунальных образованиях от ее состояния зависит надежность энергообеспечения. Какие бы ни принимались законы по реформе электроэнергетики, никто не отменял статьи в Конституции: за жизнеобеспечение городов и поселков отвечает орган местного самоуправления и государственной власти. Но оставить ответственность и забрать ресурсы неправильно.
Югре удалось сохранить коммунальную энергетику. Мы создали ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания» (ЮТЭК) со 100-процентной собственностью субъекта федерации. Но это не госпредприятие. Передаем ей все энергоактивы, которые строим (уже на 2,05 млрд рублей). Она совместно с муниципалитетами создала дочерние предприятия: 51% акций у компании, 49% — у муниципалитетов. Тем самым мы сохранили единую коммунальную энергосистему региона и ответственность за нее муниципалитетов. Мы можем созданные за бюджетные деньги объекты передавать в активы своей компании, а не продавать на рынок, не дробить. Заканчиваем создание Единой автоматической системы контроля и управления качеством электроэнергии, что позволит вводить билинговые услуги в ЖКХ. И самое главное, мы сейчас подошли к тому, что формируем