На одном крыле
Последние три года Тюменская область лидирует в развитии машиностроения среди субъектов УрФО. По итогам первого полугодия-2005 рост объемов производства в отрасли составил 16,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Высокие показатели обеспечены преимущественно протекционистскими мерами тюменской обладминистрации в отношении местных предприятий-производителей нефтегазового оборудования и привлечением в регион ведущих мировых нефтесервисных компаний. Эта экономическая политика отчасти доказывает эффективность, однако не бесспорна.
В бюджетном плену
С момента, когда действующая Конституция России, принятая в декабре 1993 года, провозгласила все субъекты федерации (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской области) равноправными, основные усилия тюменской администрации направлены на сохранение сложносоставного западносибирского региона. «Привязать» богатые нефтегазоносные северные территории к не богатому углеводородами югу областное руководство пытается с помощью развития в Тюмени производства нефтегазового оборудования, для этого предоставляет местным предприятиям льготы и субсидии.
Так, из бюджета Тюменской области компенсируются две трети процентной ставки банковского кредита. Кроме того, компаниям нефтегазового комплекса, приобретающим продукцию тюменских производителей, выплачивается 8% от ее стоимости. Еще один аргумент в пользу экономического партнерства севера и юга — возмещение из областного бюджета налога на добычу полезных ископаемых нефтегазовым компаниям, приобретающим продукцию тюменских машиностроителей. Последние два года сумма компенсаций по каждой из перечисленных льгот исчисляется десятками миллионов рублей.
В результате протекционистских мер сегодня на обслуживание нефтяников и газовиков ориентировано свыше 90% всех машиностроительных предприятий юга Тюменской области. Нефтяное оборудование стало основным видом продукции даже для Ишимского машиностроительного завода, ранее специализировавшегося на производстве сельхозтехники (контрольный пакет акций предприятия принадлежит ОАО «Запсибгазпром», «дочке» монополиста). Гендиректор завода Рашит Сабиров признает, что рост производства на предприятии и эффективное использование производственных мощностей достигнуты благодаря своевременной переориентации на нового потребителя.
Вместе с тем представители тюменского машиностроения отмечают и серьезные проблемы, с которыми вскоре могут столкнуться и уже сталкиваются местные производители нефтяного оборудования. «Наряду с благоприятной экономической конъюнктурой, связанной с увеличением потока нефтедолларов, наше предприятие встречает всевозрастающую конкуренцию со стороны предприятий из других регионов, например Башкортостана, и иностранных компаний, — говорит заместитель генерального директора ОАО „Нефтемаш“ по маркетингу Сергей Бахтий (Тюмень). — С каждым днем повышаются индивидуальные требования заказчиков к технологическому уровню и качеству продукции, серийность себя изживает. В том числе поэтому производство связано с большими издержками. А на развитие предприятия нет достаточных средств, заработная плата невысока, идет отток молодых перспективных кадров».
Отчасти протекционизм областной администрации порождает иждивенчество. По информации бывшего первого заместителя губернатора Тюменской области Павла Митрофанова, помощь таким тюменским предприятиям, как Сибнефтемаш и Нефтепроммаш, оправдала выделение средств из областного бюджета: благодаря модернизации объемы производства на этих предприятиях возросли вдвое. Но некоторые получатели средств используют бюджетное финансирование как способ выбраться из долговой ямы. Например, Тюменскому станкостроительному заводу в 2004 году возмещено 740 тыс. рублей по процентной ставке банковского кредита. Однако новое оборудование так и не закуплено, поскольку кредит взят для погашения прежних долговых обязательств. Директор предприятия, отягощенного многолетними долгами в десятки миллионов рублей, не постеснялся осведомиться у представителей администрации, сможет ли он и в дальнейшем рассчитывать на помощь.
Сергей Бахтий справедливо утверждает: помощь из областного бюджета пока позволяет выживать в конкурентной борьбе, но со скорым вступлением России в ВТО это преимущество исчезнет. Судьба подсаженных на бюджетную «иглу» предприятий очевидна.
Поступь гигантов
Вероятно, страхуя риски, возникающие в связи со вступлением России в ВТО, правительство области приветствует интерес к региону зарубежных машиностроительных компаний. Основные потоки инвестиций в тюменское машиностроение ожидаются именно из-за рубежа. Импульс развитию не только отдельной отрасли, но и всей экономики юга Тюменской области должен придать приход в регион мировых нефтесервисных компаний. Областное руководство делает на это большую ставку: по прогнозам экспертов, в ближайшие три-пять лет произойдет полный вывод сервисных активов за рамки вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Кто займет освободившуюся нишу, подпитывающуюся солидным потоком нефтедолларов?
Первые ласточки уже появились. В марте прошлого года тюменский губернатор Сергей Собянин и президент компании Schlumberger Russia Морис Дижоль договорились о сотрудничестве. Schlumberger планирует создать в Тюмени два завода — глубинных насосов и комплектующих для нефтегазового оборудования. Первый будет запущен на базе цеха ОАО «Тюменские моторостроители» (площадь — 10 тыс. кв. м, общая стоимость работ — около 4 млн долларов) через месяц-два. Компания Schlumberger зарегистрировала предприятие в Тюмени. Ожидается прибытие персонала — 35 тюменцев, как ИТР, так и рабочих, прошедших обучение на аналогичном предприятии в Сингапуре.
Другой нефтесервисный гигант — американская компания Haliburton — в 2006 году намерена разместить часть заказов на производство оборудования на заводах «Тюменские моторостроители» и Сибнефтемаш.
Осенью этого года в Тюмени откроется главный офис англо-германской компании KCA Deutag, которая специализируется на бурении нефтегазовых скважин. Ее представительство в Москве отвечает за развитие бизнеса и работу с клиентами. Региональный офис в Тюмени возьмет на себя руководство и контроль над всеми наземными буровыми операциями компании в России: это будет главный российский офис по производству. На его организацию KCA Deutag выделила 1,7 млн долларов. Тюмень, по словам менеджеров компании, избрана для размещения нового офиса, поскольку обладает хорошими транспортными коммуникациями, развитой инфраструктурой, производственными мощностями. Здесь есть широкие возможности для получения различных сервисных услуг и привлечения местного персонала. Планируется, что штат тюменского офиса составит 400 человек, большинство будет работать непосредственно на буровых установках компании. Доля российского персонала — 80%.
Интерес к Тюменской области как территории для размещения производств или сервисных центров проявляет и производитель устьевого оборудования (превенторов) для буровых установок — англо-американский Cameron. По словам Дэйва Кеннеди, директора Cooper Cameron по продажам и маркетингу в Восточном полушарии, пока объем российских заказов в портфеле компании составляет около 12 млн долларов. Это немного, объясняет Дэйв Кеннеди: «Проблема в том, что очень сложно договориться с местными нефтегазовыми компаниями. У них есть обязательное требование — в оборудовании должна присутствовать российская составляющая. Покупка или строительство производства в России решит эту проблему». Кроме того, сейчас, экспортируя продукцию, компания платит высокую ввозную таможенную пошлину — 27% от стоимости. «Это становится серьезным недостатком в конкурентной борьбе с российскими производителями, несмотря на более высокое качество нашего оборудования. Поэтому нам нужно местное производство», — утверждает представитель Cameron. В запуск нового производства или покупку уже существующего компания готова вложить 7 — 8 млн долларов. При этом на льготы в Cameron не рассчитывают: «Мы, конечно, их приветствуем (во многих странах они предоставляются), но это не обязательное для нас условие. Нашим большим преимуществом будет уже то, что мы откроем производство в России».
Другая зарубежная компания — британский производитель сухих газовых уплотнений для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности инжиниринговая группа JohnCrane — вынашивает планы открытия сервисного центра в Западной Сибири, возможно в Тюмени. В 1992 году компания открыла СП по сервису уплотнений для насосов «Джон Крэйн — Уфа», в 2003-м — СП по производству и сервису ООО «Джон Крэйн — Искра»в Перми. Алистер Маклейн, управляющий JohnCrane по экспорту — Россия, Украина, Белоруссия, говорит, что компания намерена развивать региональную сеть сервисных центров: «Для начала, в 2006 году, мы откроем такой центр в Москве. Затем собираемся открывать центры в регионах. В Западной
Сибири наши центры будут однозначно». По словам Алистера Маклейна, главная проблема, с которой его компания столкнулась при организации производства в России, — кадровая: «Найти хороших специалистов для нас было самым сложным. Первый год в Перми ушел на то, чтобы подобрать квалифицированный персонал».
В конце октября текущего года российско-германское предприятие ЗАО «СибШванк» (51% — ОАО «Запсибгазпром», 49% — немецкая фирма Schwank), арендующее производственные площади тюменского завода «Сибгазаппарат», намерено ввести в строй в Тюмени новый производственный корпус для выпуска газовых инфракрасных излучателей общей площадью 2,5 тыс. кв. метров. Строительство ведется третий год за счет собственной прибыли. Линия позволит ежегодно выпускать 4,5 тыс. излучателей (это будет крупнейшее производство в России), появится собственная лаборатория для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, число сотрудников увеличится с 70 до 110. Общая стоимость проекта составляет 60 млн рублей.
Не нефтью единой
В последние два года юг Тюменской области постепенно усиливает позиции как всероссийская площадка производства нефтегазового оборудования. Не вызывает сомнений тот факт, что своевременная переориентация регионального машиностроения на обслуживание ТЭК позволила не только вытянуть отрасль из кризиса, но и обеспечить высокие темпы роста тюменской промышленности в целом. Вместе с тем такая стратегия ставит региональную экономику в прямую зависимость от мировой конъюнктуры цен на углеводороды, что делает ее легко уязвимой.
Казалось бы, это обстоятельство должно побудить областное руководство заняться также и развитием машиностроительных предприятий, не ориентированных на ТЭК. Но они, напротив, оказались на обочине прогресса. Генеральный директор одного из крупнейших машиностроительных предприятий области Тюменского аккумуляторного завода Александр Кореляков констатирует: «Уже несколько лет подряд на нашем предприятии наблюдается падение производства аккумуляторов, в 2004 году — на 15%. Проблема с поставками материалов, главным образом, свинца. Мы сталкиваемся с настоящим терроризмом налоговых органов. Покупаем у сборщиков металлолома старые аккумуляторы. Налоговики указывают на то, что сборщики не платят НДС, поэтому за них налог берут с нас. Можно закупать свинец в Чили и Марокко, но вести его оттуда очень дорого, производство становится нерентабельным. В итоге мы вынуждены планировать производство не от продаж, а от материалов, которые смогли закупить».
То ли в шутку, то ли всерьез Александр Кореляков рассуждает о перспективах возглавляемого им предприятия: «Как производители аккумуляторов года два мы еще просуществуем, а дальше придется искать нефть на заводской территории. А еще нам предлагают на месте завода устроить торгово-развлекательный центр. Я сначала посмеялся, но если не изменится государственная политика, придется так и поступить».
— В машиностроительном комплексе нашего региона ситуация действительно складывается односторонне. Но развитие того или иного предприятия определяет в первую очередь не областная администрация, а сам собственник, — считает генеральный директор Фонда развития промышленности Тюменской области Юрий Баранчук.
Руководители предприятий, не ориентированных на ТЭК, и не спорят. Несмотря на проблемы, практически все они сохраняют лояльность руководству области, при этом отмечают ограниченность его возможностей. «Областной администрацией я доволен, но решение проблем с налоговыми органами не относится к ее компетенции. Она ничего не может поделать», — признает Александр Кореляков. «Обращения к федеральному правительству мы пишем и отправляем через областную администрацию, их подписывает либо губернатор, либо его заместитель. Поддержка областных властей есть, но от них многое не зависит», — свидетельствует Геннадий Торопов, генеральный директор Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов, еще одного лидера регионального машиностроения.
Таким образом, машиностроители фактически оказываются лицом к лицу федерального правительства. Ничего, кроме разочарований, такое положение им не приносит. Завод, возглавляемый Тороповым, испытывает проблемы в первую очередь с госзакупками для бюджетных учреждений. Отметим, что этот завод — одно из немногих машиностроительных предприятий, вкладывающих средства в инвестиционные проекты: в этом году заканчивается строительство цеха одноразовых медицинских изделий в Костромском филиале, на эти цели планируется выделить 35 млн рублей. «Тем не менее российское правительство нас совершенно не защищает от иностранных конкурентов, — отмечает Геннадий Торопов. — Скоро президент должен подписать федеральный закон
„О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Но там вообще все выхолощено, закон не дает нам никаких преимуществ перед иностранцами на участие в аукционах и тендерах. У нас с ними разное законодательство, совершенно разная налоговая база, разные условия для получения оборудования (если мы закупаем импортное оборудование, то платим таможенные пошлины и НДС, а иностранные компании этого не делают). В Корее совокупное налогообложение промышленности — 10%. И все.
А у нас только НДС 18%, чтобы посчитать все налоги, не хватит пальцев на обеих руках».
В подготовке статьи принимала участие Ирина Крючкова
Дополнительные материалы:
Машиностроение юга Тюменской области
На территории расположено 48 крупных и средних машиностроительных предприятий. Больше половины, по оценке специалистов областной администрации, работают рентабельно. Доля отрасли в общем объеме производства промышленной продукции — около 24%, в объеме налоговых платежей в промышленности — 25,5%. В отрасли трудится более 15 тыс. человек. Наиболее крупные предприятия машиностроительной отрасли: ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» (до 40% российских аккумуляторов), ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов» (около 13% всех одноразовых шприцев и 75% одноразовых игл к ним), ОАО «Тюменские моторостроители», ОАО «Нефтемаш», ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод», ЗАО «Завод сварочных электродов», родоначальник сибирского машиностроения Тюменский станкостроительный завод (здесь размещено единственное в области литейное производство), ОАО Опытный завод «Электрон» (все — Тюмень).
Пишите письма
Павел Кобер
Областное руководство пытается повлиять на развитие тюменского машиностроения, не ориентированного на ТЭК, подписывая обращения к правительству РФ, отмечает заместитель директора департамента промышленности, инвестиций и господдержки предпринимательства Тюменской области Роман Черных
Роман Черных Фото - Андрей Порубов |
— Проблемы те же, что и в других российских регионах: низкая конкурентоспособность части продукции, высокий износ оборудования, нехватка квалифицированных специалистов. Старые рабочие уходят на пенсию, им некому передать богатый опыт.
— Каковы перспективы развития отрасли?
— Практически завершился процесс перестройки тюменского машиностроения на выпуск продукции для нефтяников и газовиков. Например, вместо завода кузнечно-прессового оборудования образован завод «Сибнефтегазмаш», который выпускает фонтанную арматуру. На ОАО «Тюменские моторостроители» сейчас ремонтируются газотурбинные двигатели для газоперекачивающих станций. Переориентация тюменского машиностроения на ТЭК была мерой вынужденной, поскольку старая продукция оказалась невостребована. Сейчас главными задачами являются улучшение качественных и объемных показателей работы.
— А что делать тем предприятиям, которые не перепрофилировались под ТЭК?
— Все должно быть в пределах разумного. Вот у Тюменского аккумуляторного завода — своя специфика работы. У него развитая торговая сеть практически во всех крупных городах России и странах СНГ. Этому заводу перепрофилирование не потребовалось. То же касается и Тюменского завода медоборудования и инструментов.
— Однако руководители этих заводов говорят о серьезных экономических проблемах.
— Аккумуляторный завод отправляет продукцию для реализации и свинцовый концентрат на переработку в Казахстан, но этому мешает наше таможенное и налоговое законодательство. На областном уровне решен вопрос о закупке продукции Тюменского завода медоборудования и инструментов. Но в основном их продукцию закупают другие регионы и страны СНГ. Мы направили предложения для рассмотрения правительством России, которые касаются налогового, таможенного законодательства и решения других проблем предприятий.
— Из областного бюджета выделяются средства на поддержку только предприятий, обслуживающих ТЭК?
— У нас действует положение о 8-процентной компенсации стоимости оборудования, закупленного северянами внутри Тюменской области. Речь идет о покупке не только нефтяного и газового оборудования, но и продукции других отраслей, например легкой промышленности, которая поставляет на север унты, полушубки, спецодежду и др. В размере, утвержденном бюджетным финансированием, мы компенсируем тюменским предприятиям до двух третей процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, взятым на развитие производства, вне зависимости от того, работают они с северянами или нет.
— В скором времени ожидается вступление России в ВТО, и протекционистские меры приветствоваться не будут.
— Этой помощью пользуются далеко не все компании. Ее отмена не станет слишком болезненной. Наши предприятия за последнее время укрепили производство, расширили сети реализации продукции, ведется работа по внедрению международных стандартов качества. Но вступление России в ВТО мы ожидаем с тревогой, так как на федеральном уровне необходимо привести наше законодательство в соответствие с соглашениями по ВТО; не решены вопросы, касающиеся создания новой системы технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия качества; структура управления качеством только формируется и т.д. Предстоит выполнить большую подготовительную работу и на региональном уровне.
— Приход в Тюмень мировых нефтесервисных компаний составит конкуренцию местным машиностроительным предприятиям?
— Пока речь идет о создании производства погружных насосов компании Schlumberger на базе двух цехов завода ОАО «Тюменские моторостроители». Сначала начнется сборка из импортных деталей, затем детали и узлы начнут делать сами моторостроители, возможно размещение заказов и на других тюменских предприятиях. Все это в конечном итоге дозагрузит наши производственные мощности.
В середине июня 2005 года в Тюмень приезжала делегация Halliburton. Она посетила завод «Сибнефтемаш», интересовалась развитием производственной кооперации. Сейчас идут организационные работы. Представители компании собрали интересующую их информацию по техническим возможностям, промышленным площадкам, по подготовке специалистов и сейчас ее анализируют. Должны вновь приехать в Тюмень в конце августа — сентябре.
Мы постоянно готовим информацию для возможного сотрудничества с компаниями различных государств и ждем от них предложений. Например, проявляется интерес по организации совместного производства гео— физического приборостроения для разведки скважин.