Тихо, «наверху» работают
Энергетики хотят получить единые правила для определения тарифных ставок на установленную мощность и экономически обоснованные расчеты, чтобы посчитать собственные бизнес-модели и обеспечить возврат вложенных средств.Электроэнергетика ждет новых правил долгосрочного рынка мощности и схем, по которым окупятся вложения в инвестпроекты. Генкомпании хотят иметь механизм возврата средств - это для них вопрос номер один. Они желают знать, как смогут отбивать деньги через три-четыре года (таков минимальный срок строительства новых электростанций), но не знают, что будет даже нынешней осенью, с каким прогнозом потребления электроэнергии согласовывать разумно-пессимистические планы. Затянувшееся молчание Минэнерго РФ связывает компаниям руки, не дает выстраивать эффективные бизнес-модели. Хотя часть руководителей полагает: лучше получить качественное и экономически целесообразное решение завтра, чем поспешное сегодня. Пока «наверху» идет детальная проработка, все выжидают. Инвестпроекты тем временем висят.
Раньше решительно заявить «будет так!» могло РАО ЕЭС. Теперь властного эквивалента энергохолдингу на рынке нет. «Проявлять волю» в энергетике почти всегда означает принимать политическое решение: такая отрасль. Никому не хочется быть «Чубайсом» - в смысле виноватым во всем. Если Минэнерго в этом году решения по рынку мощности не примет, то в следующем году инвесторы, не видя перспектив, очень вероятно, снимут с себя обязательства по строительству новой генерации. Поскольку и инвестиционная составляющая в тарифе снизится. В этом году тариф с 1 января вырос на 19%, а с 1 января 2010 года, по оценке Минэкономразвития, сделанной на днях, рост будет всего 5%. Газ, основное топливо в электроэнергетике, подорожает при этом на 15%. Такая динамика генкомпании не устраивает: доходы падают, расходы увеличиваются. В этом случае остается открытым вопрос о финансировании, например, ремонтных программ. Так что правительство должно найти баланс интересов потребителей и производителей электроэнергии.
Разрыв в оценках
Особенно сложно энергобизнесу определиться с коррекцией инвестпроектов в уральской энергозоне: здесь электропотребление упало сильнее всего. Наиболее пострадала Челябинская область (падение потребления - 17%), хотя энергоемкий промышленный регион даже в кризис испытывает дефицит мощности. На территории области работают три генерирующие компании: ТГК-2 (ей принадлежит Троицкая ГРЭС), ОГК-3 (Южно-Уральская ГРЭС) и ТГК-10 (переименована в ОАО «Фортум») управляет тремя ТЭЦ в Челябинске и Аргаяшской, а также Челябинской ГРЭС.
- Энергетики не могут получить единые правила для определения тарифных ставок на установленную мощность и экономически обоснованные расчеты, чтобы посчитать локальные бизнес-модели и обеспечить возврат вложенных капиталов, - говорит генеральный директор ОАО «Фортум» Дмитрий Новоселов, - это сейчас главная проблема. Когда потребление непрерывно росло, генераторы знали: спрос покроет все. Будут востребованы как новые построенные мощности, так и неэффективные старые. В кризис спрос упал и появилась дилемма - что эффективнее в новых условиях: вводить новые мощности и ставку на возврат вложенных капиталов внутри тарифной ставки на установленную мощность или использовать мощности старые и изношенные, с более высокими расходами, но без оговоренной ставки. Это серьезный вопрос, на который никто не дал окончательного ответа. Сейчас в отрасли существенный разрыв в оценках стоимости старых и новых мощностей, ликвидировать который мешают разногласия по поводу того, сколько за эту мощность готовы платить потребители и какой уровень оплаты соответствовал бы уровню компенсации затрат генкомпаний.
Все компании уже поджались, сократили операционные затраты, проанализировали снижение потребления и, исходя из этого, строят планы грядущей выручки. Пытаются привести к оптимальному состоянию существующие мощности, очень немногие неохотно приступают к строительству новых. «Фортум» официально назван в числе «хороших инвесторов»: подтвердил обязательства по инвестпрограмме, законтрактовал основное оборудование, заключил договоры с генеральным подрядчиком на строительство, выполняет физический объем работ по проектам. Отчасти дело в том, что структура сделки (2,5 млрд евро) по приобретению корпорацией Fortum генератора ТГК-10 была такова, что большая часть средств от приобретения допэмиссии (1,3 млрд евро) досталась компании. Это позволит ОАО «Фортум» финансировать инвестпрограмму, по крайней мере, на первых этапах ее реализации. Не у всех компаний сложилось столь удачное соотношение выкупа госдоли и допэмиссии, многие испытывают сейчас затруднения, поскольку кредитные ресурсы дорожают. Чем дольше «Фортум» будет оттягивать момент привлечения кредитных ресурсов, тем в более выгодном положении окажется, тем дешевле обойдутся новые мощности.
Что неправильно
Реализация инвестпроектов компании на Южном Урале пока идет в графике. Ввод третьего блока самой современной на Южном Урале Челябинской ТЭЦ-3 мощностью 220 МВт (9,5 млрд рублей) предполагался в марте 2010 года, сейчас очевиден сдвиг сроков на квартал, но принципиального значения для надежности энергообеспечения региона, уверяют в компании, это не имеет.
Первая причина сдвига, считает Дмитрий Новоселов, в том, что программа РАО не была синхронизирована с планами технологического присоединения объектов к электрическим сетям и газотранспортным путям. Да и в целом инвестпрограммы инфраструктурных федеральных компаний не синхронизированы.
Вторая причина - бизнес изначально ориентировался на одни цифры техприсоединения, теперь федеральная сетевая компания пытается провести их ревизию в сторону увеличения. Третья причина - генподрядчики были отобраны до прихода Fortum, их экономическое состояние не соответствует требованиям международного концерна по предоставлению банковских гарантий. Поэтому компания готовит альтернативные механизмы, которые позволят, не нарушая корпоративные стандарты, соблюдать сроки сдачи объектов.
Недолго обязательства выполнялись
Две другие компании, базирующиеся в регионе, вернули инвестпланы к докризисным объемам вводов мощностей и сдвинули сроки реализации проектов. Еще в начале прошлого года ОГК-2, впечатлившись ростом экономики и энергопотребления, намеревалась увеличить мощности на Троицкой ГРЭС к 2011 году с 500 МВт до 1320 МВт, а ОГК-3 на Южноуральской ГРЭС вместо двух энергоблоков по 225 МВт к 2012 году замахивалась на 1200 МВт. Теперь проект ОГК-3 стоимостью 20 млрд рублей сориентирован на строительство парогазового энергоблока мощностью 400 МВт. Недавно компания в связи с тем, что на некоторых других своих российских станциях не может обеспечить технические условия по увеличению мощности, предложила-таки увеличить объем инвестиций и генерации в инвестпроекте на территории Челябинской области. Конкретика пока уточняется.
Решение ОГК-2 сдвинуть проект по Троицкой ГРЭС на более поздний срок, до 2013 года, еще оспаривается. Владимир Дятлов, первый заместитель губернатора Челябинской области, считает, что предложение должно быть отклонено, потому что до кризиса область была в очень жесткой ситуации по энергообеспечению мощностями. Дефицит никуда не делся: в период максимума нагрузок составляет 1250 МВт. «К тому же на новые энергоблоки Троицкой станции завязан еще один инвестпроект по строительству линии выдачи мощности на 500 кВт Троицкая - Приваловская, которая должна снизить энергодефицит горнозаводского энергоузла, включающего Златоустовский металлургический завод», - пояснил заместитель генерального директора, главный инженер ОГК-2 Александр Тарасенков.
Администрация области сообщила новому акционеру ОГК-2 Газпрому, что нецелесообразно замораживать этот проект. «Точку поставит Минэнерго РФ, - говорит Владимир Дятлов, - вопрос на контроле в правительстве РФ. Насколько я знаю, оно настроено на сохранение сроков и объемов всех инвестпроектов. Если все же генераторы добьются своего, это приведет к очень нехорошим последствиям, потому что старые энергоблоки на Троицкой ГРЭС в критическом состоянии, их ресурс подходит к концу».
На рынке энергомощностей нужны новые правила, сегодняшние не устраивают ни потребителей, ни производителей электроэнергии - такова позиция руководителей генкомпаний. Госчиновники ее разделяют. В то же время, по их мнению, у инвесторов пока нет оснований говорить, что они не окупят вложения: электроэнергетика - отрасль с длинным инвестиционным циклом. А повышенные тарифы, обещанные на период возврата инвестиций, федеральные службы в текущем году выдерживают. Тем самым государство свои обязательства выполняет. Значит, и инвесторы должны выполнять инвестпрограммы. Но это утверждение, как видим, оказалось справедливо только для 2009 года.