Всемирная солонка
Владислав Баумгертнер
С осени прошлого года ОАО «Уралкалий» регулярно попадает в информационные сводки. В основном по нерадостным поводам. Крупная авария на Первом рудоуправлении в октябре 2006 года лишила компанию лидирующей позиции на отечественном рынке хлористого калия. Весной 2007 года Федеральная антимонопольная служба потребовала от «Уралкалия» и второго производителя калийных удобрений — «Сильвинита» снизить цены на российском рынке, а летом случился еще провал грунта в зоне аварии на Первом руднике. Однако в «Уралкалии» надеются, что все эти трудности не станут помехой для предприятия, делающего ставку на развитие новых мощностей и ориентирующегося на растущие рынки. Руководство «Уралкалия» с оптимизмом смотрит в будущее и, по неофициальным данным, предстоящей осенью планирует провести первичное размещение ценных бумаг. Перспективы IPO в компании пока не комментируют. Об остальных планах «Уралкалия» рассказал генеральный директор, президент предприятия Владислав Баумгертнер.
— Владислав Артурович, насколько сильно повлияла октябрьская авария на Первом руднике на позиции «Уралкалия» на рынке?
— В результате аварии мы потеряли нашу старейшую шахту. В момент происшествия ее резервы были выработаны на 80%, и их бы хватило на 12 лет добычи, преимущественно под городом Березники. Наши потери составили чуть более 10% общих запасов. Это совсем не катастрофа для «Уралкалия», хотя, конечно, очень неприятный инцидент. В финансовом выражении мы в 2006 году потеряли около 80 млн долларов. В эту сумму входят ущерб, вызванный потерей оборудования, а также расходы на ликвидацию шахты и мониторинг последствий аварии.
— Вы пытались спасти рудник?
— Конечно, до последнего. Когда же стало понятно, что это не удастся, мы постарались, насколько это возможно, сделать процесс его затопления контролируемым. Мы готовим и закачиваем в шахтные стволы насыщенные рассолы: в отличие от пресных вод, поступающих в рудник, они не способны растворять соляные выработки. Уже закачано 3 млн тонн рассолов.
С июня за оседанием земной поверхности в Березниках следит международный исследовательский спутник. В этом году на финансирование мониторинга из космоса «Уралкалий» направит более 3 млн рублей. Затем нам предстоит ликвидировать шахтные стволы затапливаемого рудника, чтобы не допустить их размыва и разрушения. Подготовка к этой работе уже идет.
— Когда вы рассчитываете выйти на доаварийный уровень производства?
— Мы в хорошем темпе наращиваем объемы. На 2007 год запланировали выпустить порядка 5 млн тонн хлористого калия, и уже сейчас немного перевыполняем график. По итогам первого полугодия компания произвела более 2,5 млн тонн хлористого калия: это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Конечно, мы лишились части производства, но у нас есть хорошие возможности для дальнейшего роста. Осталось еще два рудника, и мы планируем увеличить добычу руды на них в полтора раза к концу 2008 года. Работаем над повышением эффективности производства — устраняем узкие места в технологическом процессе, снижаем время простоев. Занялись техническим перевооружением.
— Недавно на территории Первого рудника образовался провал грунта — не станет ли это еще одной проблемой для компании?
— Это прямое и неизбежное следствие октябрьской аварии. К выводу о том, что в месте прорыва надсолевых вод в рудник велика вероятность образования нового провала, ученые пришли еще прошлой осенью. Не дожидаясь происшествия, началось строительство нового газопровода и железнодорожной ветки в обход опасной зоны. И к тому времени, когда предсказание ученых сбылось, они уже были готовы. Фабрика технической соли, также попавшая в опасную зону, своевременно законсервирована, а под приготовление рассолов для Березниковского содового завода с ноября 2006 года переоборудована бывшая флотационная фабрика Первого рудоуправления, она в безопасной зоне.
— На сколько лет «Уралкалий» обеспечен сырьем? Как планируете развиваться?
— Мы разрабатываем второе в мире по величине Верхнекамское месторождение калийных солей с запасами, которых при рациональном использовании хватит на многие десятилетия. Из всех калийных производителей в мире лишь «Уралкалий» и компания PotashCorp, разрабатывающая самое крупное в мире калийное месторождение в канадской провинции Саскачеван, могут в среднесрочной перспективе существенно увеличить производственные мощности.
После потери Первого рудника нашей главной точкой роста должно стать Четвертое рудоуправление. Предполагаем, что уже в этом году сможем увеличить объемы добычи на нем в 1,5 раза.
У «Уралкалия» есть важное конкурентное преимущество — значительные мощности, унаследованные от советского прошлого и неиспользуемые сейчас. Чтобы их задействовать, нам нужно лишь ввести в строй некоторое недостающее оборудование и модернизировать часть существующего, но сейчас не работающего. На том же Четвертом рудоуправлении есть две производственные линии, построенные в конце 80-х. Первая находится в работе, вторая, почти полностью оснащенная, не используется. Для нас просто, быстро и недорого запустить ее, что мы и намерены сделать в 2010 году. Одно это увеличит мощности приблизительно на 1,5 млн тонн в год.
В прошлом году была построена четвертая секция на Третьем рудоуправлении мощностью 440 тыс. тонн хлоркалия в год. Запланирован также ввод новых мощностей на Втором рудоуправлении в 2007 — 2008 годах. После 2011 года мы планируем добавить к нашим объемам возможные объемы нового Пятого рудника.
— Как,
— Мы ожидаем, что спрос на калий будет расти быстрее, чем в отрасли — вводиться дополнительные мощности. Мы также видим огромный потенциал в нарождающемся «биотопливном буме», тон в котором сейчас задают Бразилия и США. Он может позитивно повлиять на рост спроса на удобрения. Согласно оптимистическому прогнозу, спрос на хлористый калий должен увеличиваться на 4 — 5% ежегодно. Более консервативный прогноз предсказывает рост на уровне 3% в год. Но даже если исходить из консервативного прогноза, в течение каждого года будет возникать потребность в дополнительных 2 млн тонн калия, что эквивалентно запуску новой шахты. Мы считаем, что, несмотря на заявленные производителями планы ввода в строй новых мощностей, калийная отрасль все равно будет постоянно требовать уравнивания спроса и предложения.
О росте спроса можно судить и по динамике цен — с начала года на бразильском рынке цена на калийные удобрения, поставляемые нашим СП с «Беларуськалием» Белорусской калийной компанией (ББК), уже выросла на 100 долларов, а с октября планируется еще одно повышение на 25 долларов. В Индии цена также увеличилась на 50 долларов за тонну.
— В чем заключаются преимущества или недостатки «Уралкалия» по сравнению с конкурентами, прежде всего на мировом рынке?
— В отличие от зарубежных производителей у нас относительно более низкие цены на энергетические ресурсы и рабочую силу. Наше предприятие имеет достаточно выгодное географическое положение на стыке Европы и Азии. Три основных рынка сбыта продукции «Уралкалия» — Китай, Индия и Бразилия. Мы можем поставлять калий в Китай по железной дороге дешевле всех остальных производителей. Фрахт судов в Бразилию
Пермский край, на территории которого расположен производственный комплекс «Уралкалия», — вполне спокойный и инвестиционно привлекательный регион. Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный рейтинг Аа1.ru. Более высокие рейтинги в России имеют только Москва
— Какова стратегия продвижения продукции «Уралкалия» на мировом рынке?
— С прошлого года продажи нашей продукции на международных рынках ведет БКК. Объединив сбыт двух производителей хлористого калия постсоветского пространства, эта компания стала крупнейшим игроком на мировом калийном рынке.
— Не планирует ли «Уралкалий» диверсифицировать бизнес в будущем? Например, заняться производством других видов удобрений?
— Нет, мы исключительно калийная компания и рассчитываем таковой остаться. Калийный бизнес наиболее стабилен с финансовой точки зрения. Фундаментально позиции производителей калия сильнее, чем производителей других видов удобрений. Дело в том, что возможности для роста производства здесь очень ограничены. Войти новому игроку на этот рынок довольно сложно
Учитывая все эти факторы, мы намерены концентрироваться только на производстве калия. И мы уверены, что эта стратегия позволит добиваться отличных финансовых результатов.