Фабрика победителей
В отсутствие интриг в региональных и местных избирательных кампаниях выборы из инструмента волеизъявления народа превратились в процедуру самоутверждения партии власти. Основная борьба разворачивается за вторые места.
Монолог в избиркоме: «Смысла в выборах не вижу — победители понятны, хоть сейчас мандаты штампуй и протоколы подписывай. Фикция это все. Кого обманываем?». Не знаю, как вас, а меня, рядового избирателя, такая фраза насторожила. Понятно, что победят те, кому положено победить. Но сотрудники избиркома-то до последнего должны принципы демократизма отстаивать, а тут даже у них руки опустились. Приехали.
Наверное, в этом году итоги и федеральных, и территориальных, и муниципальных выборов особенно очевидны. Взять хотя бы выборы мэра Екатеринбурга. Во время прошлой выборной кампании в 2003 году даже во втором туре дух конкуренции присутствовал. А в этом году он умер, едва появившись. Зато конкуренция наблюдалась в преддверии конференций, на которых избирали достойных представлять партию власти. Именно сюда были брошены основные силы и ресурсы, ибо победителей нынешних кампаний можно смело определять по партийной принадлежности.
Под прессом
Аркадий Чернецкий |
Перед партийным давлением отступило даже многолетнее противостояние свердловской администрации и мэрии Екатеринбурга. Еще год назад никто бы не поверил, что губернатор Эдуард Россель пролоббирует для действующего градоначальника Аркадия Чернецкого поддержку «Единой России» (ЕР) на выборах главы областного центра. Но это произошло. Кандидатом ЕР на выборах мэра, назначенных на 2 марта этого года, Чернецкий стал 14 января: на внеочередной конференции регионального отделения партии 206 делегатов проголосовали за него, 19 — против. Это второй этап партийного собрания. Предполагалось, что выдвижение градоначальника на четвертый срок состоится еще на первом этапе конференции, который прошел 25 декабря прошлого года. Однако рассмотрение перенесли на 14 января, так как кандидатуру Чернецкого не успели согласовать высшие партийные органы. Вот здесь к решению вопроса и подключился Россель. Он открыто заявил: «Я поддержал Аркадия Михайловича, чтобы его выдвинули. Ко мне прислушались. Думаю, в ближайшее время Грызлов подпишет соответствующий документ». Заявление Росселя вызвало противоречивые чувства.
Смотрите сами: в 2003 году команда губернатора выставила в противовес Чернецкому спикера палаты представителей области Юрия Осинцева. Но тогда выборы областная власть проиграла, действующий мэр набрал 54% голосов избирателей и не покинул насиженное место. Россель говорил, что не будет работать с Чернецким вне зависимости от того, выиграет тот или проиграет. Область периодически обвиняла город в неудовлетворительной работе. Ожидалось, что и сейчас на пост главы Екатеринбурга от губернатора будет баллотироваться Олег Гусев, в минувшем году назначенный на должность вице-премьера по организации встречи глав государств, входящих в ШОС (она пройдет в Екатеринбурге в 2009 году). Были мнения, что этим назначением областная власть заявила о претензиях на кресло главы города: полномочия по подготовке Екатеринбурга к саммиту ШОС так или иначе будут пересекаться с функциями нынешнего мэра. Эксперты полагали, что для раскрутки Гусева к выборам, который во время прошлой кампании занял третье место после Чернецкого и Осинцева, лучшей возможности и придумать нельзя. Но произошло обратное — Чернецкий и Россель договорились о сотрудничестве.
Эдуард Россель |
За последние два года конфликт между главами области и города действительно перестал быть публичным, но предлагать Чернецкого в кресло мэра по собственной инициативе Россель бы не стал. Речь идет о системе договоренностей. По мнению директора Института стратегического анализа и социального проектирования (Екатеринбург) Эдуарда Абелинскаса, под вопросом находится продление полномочий Росселя. Поэтому война за Екатеринбург не только неактуальна, но и может навредить представлениям о стабильной политической системе в регионе. Вынужденное перемирие политических центров продлится до завершения выборной кампании.
Очевидно, что реальной альтернативной команды, которая может противопоставить себя Чернецкому, пока нет. Ситуация могла бы быть иной, если бы силовикам летом и осенью прошлого года удалось реализовать сценарий «обложения» команды нынешнего главы серьезными уголовными делами. Но Чернецкий смог решить проблемы с помощью администрации президента РФ. Когда же он получил поддержку в федеральных структурах ЕР и региональных группах влияния, вопрос о конкурентах отпал окончательно.
Лидер свердловской ячейки «партии власти» Александр Левин рассказал, что выдвижению Аркадия Чернецкого предшествовала серьезная дискуссия внутри партии о том, кто может представлять ЕР на этих выборах. Кандидатов было много, но самым достойным партийцы признали действующего мэра.
По мнению Эдуарда Абелинскаса, несмотря на то, что у засидевшегося в мэрии Чернецкого достаточно большой протестный электорат, победа его — дело по сути решенное. Единственный реальный оппозиционер в числе кандидатов — депутат Екатеринбургской думы предприниматель Олег Хабибуллин. Большая часть остальных с высокой долей вероятности выдвинулась, чтобы отобрать у него голоса. В итоге Чернецкий получит более 50%, остальные по 5 — 8%. При этом после выборов будет заявлено, что протестного электората у мэра нет, население работой администрации довольно. Вот только на ближайшие четыре года город рискует остаться с ворохом приобретенных за последнее время проблем.
Ситуация могла быть иной, если бы за пост мэра поборолся, например, депутат Госдумы Евгений Ройзман, недавно покинувший ряды «Справедливой России» (СР). Но он от участия в выборах отказался. В своем блоге Ройзман пишет: «В мэры я не выдвинулся. Можно выигрывать. И поддержка огромная, и финансы есть. Все есть. Мотивации не хватает. Рисковать, подставляться только для того, чтобы просто вдуть Чернецкому, — несерьезно».
В Свердловской области выборы мэра будут проводиться еще в пяти городах — Березовском, Первоуральске, Каменске-Уральском, Кушве и Красноуфимске. ЕР выдвинула кандидатов во всех этих МО, скорее всего, они и одержат победу, тем более что большинство из них — действующие градоначальники.
Голь на выдумки хитра
Несколько иначе складывается выборная кампания в Свердловскую областную думу, куда выдвинули списки пять региональных партийных отделений. Собственно, здесь победитель тоже ясен. Но в отличие от выборов мэра, где второй по сумме набранных голосов кандидат остается не у дел, на выборах в думу у других партий есть шанс получить мандаты. Битва в принципе идет за второе место. Эта борьба, как ни парадоксально звучит, интересна отсутствием у партий денег (много средств потрачено на выборах в Госдуму в декабре прошлого года): теперь политические организации вынуждены применять малобюджетные, но действенные методы. Самый распространенный способ заработать дополнительные очки — пригласить на первое место в списке известного политика. Так, региональный список ЛДПР возглавил лидер партии Владимир Жириновский, список ЕР — Эдуард Россель, кандидатов «Гражданской силы» — председатель экспертного совета Федерального политического совета Виктор Похмелкин. «Справедливая Россия» пригласила в ряды претендентов на депутатские мандаты известного в области экс-коммуниста и бывшего депутата Госдумы Владимира Кадочникова.
Список КПРФ возглавляют менее известные кандидаты, зато региональное отделение партии уже ввязалось в скандал и обеспечило себе определенную известность. Обком КПРФ направил заявление прокурору Свердловской области Юрию Пономареву с требованием проверить высказывания руководителя отдела по агитационно-пропагандистской работе регионального отделения ЕР Андрея Русакова на предмет наличия в них признаков экстремистской деятельности и незаконной предвыборной агитации. В ряде СМИ были опубликованы его высказывания о возможном роспуске региональной ячейки коммунистов в связи с тем, что в список партии вошли «миллионеры-олигархи, капиталисты, предприниматели, которые дискредитируют КПРФ». По мнению коммунистов, данные утверждения подпадают под признаки экстремистской деятельности, поскольку способствуют разжиганию розни в отношении такой социальной группы, как «предприниматели». «Утверждение о том, что представители данной группы могут дискредитировать какую-либо политическую партию, а также повлиять на существование регионального отделения партии, однозначно содержит негативную оценку социальной принадлежности указанных лиц. Предполагается неполноценность либо непригодность людей, являющихся предпринимателями, для участия в политической жизни», — говорится в заявлении.
Кроме того, высказывания единороссов, по мнению авторов обращения, носят ярко выраженный агитационный характер, так как «распространяют информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидатах и избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями. Они способствуют созданию отрицательного отношения избирателей к избирательному объединению, выдвинувшему список кандидатов».
В скандальной истории замешана и СР: несколько оппозиционных руководству отделения партии членов подали заявление в облизбирком, прокуратуру и Федеральную регистрационную службу, требуя признать незаконными результаты конференции по выдвижению кандидатов. В заявлении они просили признать нелегитимным голосование по региональному списку кандидатов в облдуму. По мнению составителей жалобы, в ходе конференции были нарушены права нескольких сотен членов партии. В частности, им не предоставили возможность ознакомиться с документами, затрагивающими их права, лишили права участвовать в выдвижении кандидатов. Эсеры-оппозиционеры утверждают, что на конференции присутствовали не делегаты, которые должны избирать кандидатов, а обитатели близлежащего общежития. Впрочем, история сошла на нет, список был зарегистрирован. По мнению Эдуарда Абелинскаса, конфликты в региональном отделении СР не могут сыграть на руку этой партии на предстоящих выборах. Если ситуация будет развиваться так в дальнейшем, то партия возьмет не более одного мандата в областной думе.
В лучшем свете выглядит отделение ЛДПР — внутри полное единодушие, предвыборный список возглавляет Жириновский, одновременно участвующий в президентских выборах. Хуже дела у коммунистов: присутствие бизнесменов во главе списка — не лучший вариант. «Гражданская сила» в основном работает на перспективу и пытается завоевать правый фланг. ЕР активную предвыборную кампанию вести не будет. У партии очень сильная федеральная повестка, кроме того, отлично отстроен административный ресурс.
А голосовать все равно будем
Понятно, кто победит, как победит и зачем победит. Но это отнюдь не может быть поводом для того, чтобы не участвовать в выборах, как предлагают представители партии «Яблоко»: они официально объявили об игнорировании избирательной кампании в облдуму. Правые считают сложившиеся условия для кандидатов в депутаты неравными, а результат выборов — заранее определенным. Так оно, конечно, и есть. Но не стоит лишний раз давать властям повод заменять выборы исполнительных и законодательных органов назначениями. Наличие института выборов — даже такого, как у нас, — свидетельство политической культуры. Задача общества — изменять его. От власти и правящей партии этой милости мы не дождемся.
Дополнительные материалы:
Голосование в эпоху неозастоя
Виктор Мартьянов |
Предстоящие выборные кампании мэра Екатеринбурга и депутатов облдумы станут очередной демонстрацией иллюзорности института выборов в России, считает ученый секретарь института философии и права УрО РАН, кандидат политических наук Виктор Мартьянов
— Есть ли реальные оппоненты у Аркадия Чернецкого на выборах главы администрации Екатеринбурга?
— Элиты не выдвинули против действующего главы альтернативного кандидата, поскольку на данный момент между областью и областным центром достигнут принципиальный консенсус относительно сохранения статус-кво власти и собственности в Свердловской области. Сегодня вертикаль исполнительной власти реально работает. Все входящие в нее лица давно доказали свое право находиться на занимаемых ныне постах. А открытые публичные конфликты внутри политической вертикали Кремлем не поощряются.
Прочие участники выборов мэра Екатеринбурга являются самовыдвиженцами, призванными поддержать иллюзию выбора. Потенциально конкуренцию Аркадию Чернецкому может составить только его собственный антирейтинг и накопившаяся у населения усталость от многолетней несменяемости первого лица. Этим оппоненты Чернецкого могут воспользоваться. Однако не в плане критики действующего главы, к которой у населения выработался иммунитет, а предложив альтернативные принципы ведения городского хозяйства. Но эту возможность никто не использует.
— Считалось, что выборы мэров остаются последним оплотом института выборности в России.
— А что принципиально изменит для населения тот или иной технический способ определения глав городов? Выборы — лишь привычный для современных демократий способ принятия и легитимации политических решений. И сами по себе технические процедуры не могут быть самостоятельными целями политики, а существуют ради чего-то большего, например, улучшения благосостояния населения, более эффективного управления обществом, ротации элит и т.п.
Можно выбирать глав городов всенародно, назначать или вообще определять победителя, кинув жребий. Но если все это не способно повлиять на сложившиеся в обществе правила игры, ценности, распределение власти и собственности, разница будет ничтожной. Насколько сегодня влияют выборы всех уровней на политический режим и его приоритеты? Учитываются ли при этом потребности и пожелания населения? В минимальной степени, поскольку с каждым новым циклом выборов все меньше изменений в жизни людей, в экономике и составе элит. Реалистической оценкой нынешней эпохи было бы определение «неозастой».
— Выборы в областную думу интереснее мэрских?
— Они будут бледной копией выборов в Госдуму РФ. Причем примерно с такими же результатами и чуть более высокой явкой. Избирательная кампания по сути превратится в фон к выборам президента РФ.
В целом ценность депутатского мандата для бизнес-спонсоров падает, так как в облдуме сложилось устойчивое большинство, которое по итогам очередных выборов лишь укрепится. Соответственно на уровне отдельных депутатов или их малых фракций пролоббировать те или иные законопроекты и экономические интересы ФПГ будет нереально.
Очевидно, более половины мандатов получит «Единая Россия». Оставшееся поделят между собой ЛДПР, «Справедливая Россия», КПРФ и «Гражданская сила». Причем стартовая позиция ЛДПР чуть сильнее, чем у других партий, поскольку список в облдуму возглавит Жириновский, а внутри регионального отделения (в отличие от КПРФ и «Справедливой России») отсутствуют межпартийные конфликты.
Региональная и местные избирательные кампании единороссов будут подстраиваться к федеральной политической повестке, так как рейтинг президента РФ выше, чем у местных представителей «партии власти». Фактически ЕР и Аркадию Чернецкому выгодней вообще не вести собственную масштабную кампанию, поскольку их рейтинги и так близки к максимуму. Приумножить их сложно, потерять — гораздо легче. Это доказывает опыт единороссов на выборах в Госдуму РФ, где массированная реклама и широкое использование административного ресурса во многом сыграли уже против действующей власти.
Интервью взяла Юлия Кабакова