Заманчивое предложение
Иностранные инвестиции в Казахстан
Власти Казахстана, очевидно, решили модернизировать и диверсифицировать экономику республики за счет иностранных инвесторов, предоставив им максимально благоприятные условия
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал на днях изменения в законодательные акты, направленные на создание условий для притока капитала и технологий. Инвесторы, которые вложат в приоритетные отрасли больше 20 млн долларов, получат в Казахстане беспрецедентные преференции: освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) и земельного налога на десять лет, налога на имущество - на восемь лет. Предусматривается внедрение стабильных налоговых ставок (кроме НДС и акцизов), экологических сборов и платежей сроком на десять лет с момента заключения контракта с инвестором. В рамках заключаемых контрактов инвесторам предоставят право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период строительства и первый год работы объекта без квот и разрешений. Самое интересное - государство будет компенсировать 30% капитальных затрат по действующему проекту. Реальный сектор экономики получит предельный уровень тарифов для всех субъектов естественных монополий на пять лет и более. Кроме того, законодательно внедрен институт инвестиционного омбудсмена.
Госпрограмму ФИИР-2, которая начнет действовать 1 января 2015 года, как и договор о ЕАЭС, судя по всему, будут реализовывать в основном иностранные инвесторы, в том числе российские.
Перезагрузка
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов считает, что льготы привлекут инвесторов: «Они действительно очень существенны и способны наряду с возможностями ЕАЭС побудить крупные компании к созданию в Казахстане крупномасштабных производств в обрабатывающей промышленности, тем более что этот процесс уже начался».
- Подобные преференции для иностранных инвесторов предлагалось принять в 1997 году, однако тогда не позволила экономическая ситуация, - напоминает независимый экономист Шамиль Дауранов. - Вероятно, надо было делать это в 2005 году, когда конъюнктура рынка на энергоносители и металлы была как никогда благоприятной. Сегодня динамика мировых цен на энергоносители и металлы имеет тенденцию снижения. Предлагаемые преференции для иностранных инвесторов государство может обеспечивать за счет жесткой экономии бюджетных затрат, прежде всего на социальных программах.
Понятно, что иностранных инвесторов Казахстан ждет в обрабатывающей промышленности. Нефтянки и прочих сырьевых сегментов предложение не касается. Президент ЕБРР Сума Чакрабарти уверен, что эти меры могут помочь привлечению иностранного капитала в несырьевые отрасли:
- Стоит отметить, что конкуренция среди динамично растущих рынков за инвесторов очень высокая. Поэтому такие меры очень важны, и мы на прошедшем совете иностранных инвесторов подчеркнули их важность. Обсуждали это с инвесторами, поскольку они заинтересованы во вложении не только в добывающий сектор.
- Нам чрезвычайно приятно отметить принятые за последнее время правительством РК меры, направленные на укрепление инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций, - говорит директор ЕБРР по Казахстану Джанет Хекман. - правительство РК провело консультации не только с нами, но и с целым рядом международных институтов и казахстанских организаций: Национальной палатой предпринимателей, Евробанком, Американской торговой палатой, Турецкой палатой предпринимателей. Количество консультаций, проведенных как с государственным сектором, так и с частным, с игроками, беспрецедентно. К этому нужно добавить усилия, которые правительство предпринимает по дипломатическим каналам. Я имею в виду процесс присоединения к ВТО и, ближе к концу года, расширенного партнерства с Европейским союзом, ЕБРР и другими финансовыми институтами. Все эти усилия направлены на то, чтобы дать импульс развитию экономики. Сейчас очень мало стран в мире, ВВП которых растет на 5% в год. И очень мало стран, которые, обладая такой высокой динамикой прироста ВВП, еще и закладывают на будущее такие большие расходы на индустриализацию и инфраструктурные проекты.
Смягчение фискальной нагрузки и предоставление некоторых льгот безусловно важно для инвесторов, отмечает ведущий эксперт российской УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Имеют также значение уровень коррупции и бюрократизма, сложность открытия и ведения бизнеса в стране. Кроме того, важен уровень развития конкретной отрасли, рынка, спрос на ту или иную продукцию, наличие ресурсов для реализации того или иного проекта в стране в целом и в конкретном регионе в частности. И это, отмечает аналитик, лишь малая часть факторов, которые принимаются бизнесом в расчет при принятии решения об инвестировании в ту или иную страну.
- Мы считаем, что рост Казахстана благодаря усилиям, направленным на привлечение прямых иностранных инвестиций, может быть и должен быть выше 5%,- подчеркнул Сума Чакрабарти. - Сдерживающим фактором является замедление российской экономики.
Россия сама организует ряд зон с льготными режимами, в частности на Дальнем Востоке и, возможно, в Восточной Сибири. Но, по сведениям источников «Эксперт-Казахстана», участвовавших в переговорах о создании ЕАЭС, россияне всячески противились тому, чтобы Казахстан их открывал. В ответ Казахстан сделал СЭЗом всю страну.
Конкуренция внутри ЕАЭС
Предпочтут ли российские и белорусские предприниматели открывать новые производства в Казахстане - вопрос пока открытый. Как отмечает Вячеслав Додонов, уже в период функционирования Таможенного союза (ТС) началась так называемая «конкуренция юрисдикций» стран ТС и увеличение регистрации в Казахстане бизнеса из России, привлеченного более либеральным деловым климатом. «Также известны и примеры наращивания объемов производства на дочерних предприятиях или в компаниях с участием российского и белорусского бизнеса. Самый известный из последних - это создание мощностей по полноценному производству автомобилей в Усть-Каменогорске совместно с АвтоВАЗом. Планируемый объем производства - до 120 тыс. машин в год. Эти примеры свидетельствуют о росте привлекательности Казахстана как места расположения обрабатывающих производств, в том числе для инвесторов из стран ЕАЭС, и логично предположить, что в связи с новыми стимулами эта привлекательность возрастет»,- прогнозирует г-н Додонов.
По данным департамента международного сотрудничества Национальной палаты предпринимателей (НПП) РК, в данный момент уже наблюдается переток некоторых российских компаний в Казахстан. В основном это предприятия, действующие в сфере обрабатывающей промышленности. Несколько ИT-компаний также переехало в Казахстан.
«Основными причинами являются уже существующие налоговые льготы и преференции. В данный момент инвесторы освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих, сырья и запасных частей, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Не менее значительными факторами являются благоприятный бизнес-климат (Doing Business: Казахстан - 50, Россия - 92, Беларусь - 63), наличие природных ресурсов и политическая стабильность»,- поясняют «ЭК» в департаменте международного сотрудничества НПП РК.
Предоставление указанных в законопроекте дополнительных мер, как отмечает НПП, государственной поддержки инвесторов увеличит привлекательность для российских инвесторов. Экономическая интеграция позволяет им сделать это без больших потерь для бизнеса. Белорусские инвесторы, в силу специфики экономики, не настолько мобильны.
Льготы призваны обеспечить хронически пробуксовывающий процесс модернизации и диверсификации экономики Казахстана за счет опережающего развития высокотехнологичных отраслей
«Вместе с тем приток инвестиций не может быть стимулирован только экономическими мерами поддержки. Если для инвесторов предполагаемая прибыль от разрабатываемых экономических мер поддержки не будет превышать издержки от высоких тарифов отечественной железнодорожной монополии, ни о каком перетоке реального производства не может быть и речи. Для открытия новых производств в Казахстане необходимо развитие транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры. В данном направлении сейчас прорабатываются проекты развития индустриальной инфраструктуры в рамках поддержки экономики на 2014 - 2015 годы»,- говорится в сообщении НПП.
Частные прямые инвестиции из ЕАЭС, как считает Шамиль Дауранов, могут себе позволить только российские инвесторы, занятые в энергетике. Если какое-то казахстанское месторождение нефти или газа их сильно заинтересует. «В обрабатывающей промышленности таких состоятельных бизнесменов нет ни в России, ни в Беларуси»,- полагает он. По его мнению, российские и белорусские предприниматели в условиях единого экономического и инвестиционного пространства должны преимущественно сотрудничать на паритетных началах за счет интеграции и создания совместных предприятий.
«Вряд ли стоит рассчитывать на то, что уменьшение фискальной нагрузки и предоставление прочих льгот вызовет лавинообразный рост инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана»,- высказывает свое мнение журналу «Эксперт-Казахстан» Дмитрий Баранов. Хотя, конечно же, соглашается он, после принятия этого пакета поправок и вступления их в силу некоторые инвесторы могут прийти в республику. Однако масштабного перетока инвестиций, по его мнению, ждать не стоит. «Как по причинам, названным выше, так и потому, что инвесторы стремятся вести бизнес еще и в знакомой и привычной им социокультурной среде. Вряд ли многие российские и белорусские бизнесмены хорошо знают соответствующую среду Казахстана и готовы инвестировать туда средства»,- считает г-н Баранов. Еще, продолжает он, важны неформальные контакты, неписаные правила ведения бизнеса, и в своих странах россиянам и белорусам вести бизнес проще.
Бежит ручей
Как показало исследование ЕАБР, большая доля иностранных инвестиций в страны ТС - это на самом деле реинвестиции граждан этих же государств. Могут ли льготы для иностранцев усилить вывод отечественного капитала из страны для последующих реинвестиций? «Я думаю, в наших странах нет таких средств, а самое главное, технологий, менеджмента и маркетинговых исследований, которые могут обеспечить ритмичную и рентабельную работу созданных частными инвесторами предприятий. В связи с этим у меня нет доверия к названным исследованиям»,- высказывает свое мнение г-н Дауранов. Прямые инвестиции, по его словам, это не только деньги, а результат для частного инвестора и государства как сборщика налогов и института, ответственного за обеспечение занятости.
«Если этот капитал (де-факто - местных предпринимателей) формально является иностранным, а это действительно так - у нас в числе стран-лидеров по иностранным инвестициям такие государства, как Нидерланды, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария, - то зачем его реинвестировать? Он же и так юридически иностранный и в этом качестве уже имеет право на льготы,- отмечает Вячеслав Додонов. - Я думаю, что основной причиной такого способа инвестирования являются не льготы, а иные мотивы, связанные со статусом иностранного капитала - не только в Казахстане, но и в странах его нового базирования. Поэтому именно фактор новых льгот вряд ли станет причиной для усиления вывода средств местным бизнесом - те, кто имеет такую возможность, и так использовали ее и будут использовать в дальнейшем вне зависимости от льгот».
Вывод капитала - это естественный процесс перетока денежных средств в более выгодную сферу. «Если наша валюта периодически девальвируется, инфляция уничтожает значительную часть дохода, то деньги стремятся туда, где названные факторы менее значимы. Сегодня это рынки развитых стран,- отмечает г-н Дауранов. - Соответственно, государства ЕАЭС должны повышать стимулы для прямых иностранных инвестиций - например, за счет поправок в законодательстве». В то же время, оговаривается экономист, подобный закон должен быть принят во всех государствах союза. «Одностороннее принятие таких преференций направлено на увеличение вывоза валюты из России и Беларуси, а этого мы не имеем права себе позволить. Пора думать и принимать решения в рамках союза», - считает он.
Ставка на иностранцев
В принятых поправках не говорится напрямую, что они адресуются исключительно иностранным инвесторам, однако Нурсултан Назарбаев представил их на Совете иностранных инвесторов. Не останется ли казахстанский бизнес не у дел в результате?
Директор казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Булат Султанов отмечает, что только с решением о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Казахстане пошли вливания в перерабатывающую отрасль. «Ни одна компания в Казахстан деньги вкладывать не будет, потому что у нас население 17 млн человек»,- заявил он 11 июня в кулуарах выставки Expo-Russia Kazakhstan 2014. По его мнению, на российском Дальнем Востоке Казахстан не сможет конкурировать с Китаем, также не представится возможность конкурировать и в европейской части России. «Но, например, Сибирь, Урал, Поволжье - это те рынки, на которые мы можем сбывать нашу продукцию, то есть мы можем развивать нашу перерабатывающую промышленность, зарабатывать деньги»,- считает аналитик.
Принятие пакета документов, по мнению Дмитрия Баранова, не означает, что для внутренних инвесторов вводятся какие-либо ограничения, поэтому вряд ли корректно говорить об их дискриминации: «В данном случае государство хочет увеличить объем иностранных инвестиций и для этого принимает пакет поправок, но внутренние инвестиции никто дискриминировать не собирается».
По мнению Шамиля Дауранова, власть должна задать себе вопрос: «Почему преференции только для иностранных инвесторов? Почему за 25 лет отечественными инвесторами не создано ни одного крупного современного предприятия при весьма крупных преференциях, которые были предоставлены им в последние годы?»
- Надо понимать, что льготы для иностранного бизнеса не являются самоцелью, а направлены на привлечение инвестиций в те отрасли, которые отсутствуют в Казахстане, на развитие передовых производств в обрабатывающей промышленности, Поэтому правильнее ставить вопрос не о «национальности» инвестора, а о его «технологичности», - говорит Вячеслав Додонов. - Насколько я понимаю, льготы призваны обеспечить хронически пробуксовывающий процесс модернизации и диверсификации экономики Казахстана за счет опережающего развития высокотехнологичных отраслей. А в Казахстане просто нет таких инвесторов (да и зачастую отраслей), поэтому из местных компаний такие льготы предоставлять некому.
Как поясняет замдиректора департамента стратегического планирования НПП РК Алихан Ержанов, в целом принятие закона по совершенствованию инвестиционного климата позволит урегулировать на законодательном уровне предоставление преференций юрлицам, осуществляющим инвестиции в фиксированные активы. Новый пакет преференций позволит увеличить инвестиции в приоритетные отрасли экономики (определенные в ГПФИИР-2), создать новые, расширить и обновить действующие производства с применением современных технологий, увеличить уровень занятости населения РК.
В ходе работы над законопроектом Национальная палата предпринимателей внесла ряд предложений, одним из которых является норма по сохранению условий как по налоговым, так и по экологическим платежам на момент заключения инвестконтракта. Кроме того, необходимо отметить, что в законе предусмотрены преференции не только для приоритетных отраслей экономики, но и для отраслей, не вошедших в число приоритетных согласно ГПФИИР-2. «Так, предусмотрено понятие "Приоритетные виды деятельности", перечень которых утвержден постановлением правительства от 8 мая 2003 года № 436. Данный перечень включает такие неприоритетные виды деятельности, как фармацевтика, легкая промышленность, строительство, транспорт, туризм»,- отмечает г-н Ержанов.
Отечественным компаниям государство также серьезно облегчает жизнь. В республике, во-первых, отменены плановые проверки. Во-вторых, внедряется новая объективная система определения эффективности предприятий по мировым стандартам; в-третьих, количество требований к предпринимателям сократится более чем на 30%. Более того, до 1 января 2015 года введен мораторий на проверки бизнеса. Также в Казахстане вводится новый институт бизнес-омбудсмена, основная задача которого - защита прав предпринимателей. В Казахстане, по данным исследования Всемирного банка, самые лучшие условия ведения бизнеса в ТС.
Если республиканский бизнес не может или не хочет внедрять передовые технологии, поскольку не готов рисковать, инвестируя в длинные проекты или в обрабатывающую промышленность, это только его вина. Государству в этом случае не остается ничего другого, кроме как искать таких инвесторов на стороне. Самое главное - чтобы развивалась экономика, шли деньги в бюджет в виде налогов, казахстанцам платили хорошую зарплату и делали это вовремя. А кто будет работодатель - Серик, Иван или Джон - государству, по большому счету, должно быть все равно, так как его основная задача - снижение сырьевой зависимости экономики, за счет чего власть сможет обеспечить повышение уровня жизни населения, модернизацию инфраструктуры и реализацию многих социальных программ.
Из всего этого можно сделать вывод, что власти Казахстана до некоторой степени устали «нянчиться» с местным бизнесом. Опыт ГПФИИР-1 показал, что он пока не научился просчитывать рынки сбыта. Технологиями он не обладает. Поэтому его новая роль, похоже, будет сводиться к тому, чтобы обслуживать иностранный бизнес и понемногу набираться у него опыта. Кажется, Казахстан вернется к вопросу создания национальных лидеров лет через 20.
Дополнительные материалы:
Осознание выгод Казахстан предоставляет иностранным инвесторам льготы, чтобы создать условия для трансферта технологий, считает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров |
Деньги к деньгам Государству нужны целевые преференции и целевое поощрение реинвестирования сырьевых доходов в несырьевые отрасли |
Партнер номера: |