Бей, славяне
Выставка вооружений в Нижнем Тагиле впервые за последние десять лет стала самой «танковой» - представлена практически вся сухопутная военная техника российского производства. Только новинками она не блистала.За угол павильона, улыбаясь, забежали два мужика. Один - хорошо одетый штатский, по виду - замдиректора какого-то оборонного завода. Второй - в парадной офицерской форме Бундесвера. Штатский вытащил из одного кармана брюк плоскую бутылку водки, из другого - две одноразовые рюмки. Налил немцу и себе. Выпили не закусывая «За мир во всем мире!». Неожиданно грохот, разрывающий воздух, пронесся над Нижнетагильским полигоном испытания металлов: фронтовые истребители Су-27 пронзили небо над трибунами на скорости 450 километров в час. Собутыльники переглянулись, бросили рюмки в урну и степенно, как ни в чем не бывало, пошли обсуждать весьма деликатную тему - что нынче может предложить миру российский ВПК.
Старый танк борозды не портит
Повод немалый: впервые на Международной выставке вооружений, в седьмой раз проходящей в Нижнем Тагиле, была представлена продукция всех ключевых российских производителей оружия и военной техники для сухопутных войск. Несмотря на кризис и отсутствие высокопоставленных гостей (в частности главы Ростехнологий Сергея Чемезова: он отменил поездку в Нижний Тагил из-за приезда в Москву Барака Обамы), экспозиция действительно напоминала крупную оружейную ярмарку: на открытых выставочных площадках разместилось более трех тысяч экспонатов, в том числе более 350 образцов военной техники.
Заходишь в павильон - попадаешь в арсенал. Сомкнутый строй патронных заводов - из Барнаула, Новосибирска, Тулы, Ульяновска. Огнестрельное оружие завода имени В.А. Дегтярева, весь спектр автоматов и пистолетов концерна «Ижмаш», в том числе калашниковы, к которым традиционно проявляют интерес страны НАТО. Вслед за ними - предприятия, предлагающие современную оптику, двигатели, защитные материалы, - всё, без чего не может жить и развиваться оборонная промышленность.
Одна из основных причин изобилия - все тот же кризис, погоня за рыночной коньюнктурой. Российские оборонщики утверждают, что мировые события дают надежду на рост заказов. «Оружие никогда не падает в цене, еще не было ни одного кризиса, который бы опроверг это правило», - говорят представители Ижмаша. Замдиректора Рособоронэкспорта Игорь Севастьянов, отвечающий за продажи сухопутного и военно-морского вооружения, поясняет, что во время экономических кризисов обостряются военно-политические противостояния:
- В такое время некоторые страны особенно беспокоятся о своей самостоятельности. Поэтому сейчас мы увидели некоторую активизацию ряда стран, которые во время кризиса находят возможности для закупки вооружения и военной техники в России.
Иностранцев на выставке действительно много. Посмотреть на демонстрацию российского оружия и провести переговоры прибыли специалисты из 37 государств, среди которых Индия, Китай, Чехия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Мексика и Сенегал. Они плотными группами ходят вдоль рядов с боевыми машинами в сопровождении переводчиков и российских специалистов. Тщательно изучают и оценивают образцы, сравнивают параметры. Но если гражданские с жадным интересом всматриваются в боевую технику и оружие, то военные специалисты начинают скучать. Их можно понять: принципиальных новинок нет, посетителям и потенциальным покупателям показали уже неоднократно демонстрировавшиеся ранее системы. За новинку пытались выдать даже «Тунгуску» - ракетно-пушечный комплекс производства Ульяновского механического завода. Широкой общественности она действительно была представлена впервые и достаточно эффектно. Но уже десять лет стоит на вооружении российской армии.
«Мста» воздам
Настоящих дебютантов можно посчитать по пальцам, но и те показали лишь модернизированные варианты. Среди них выделим облегченную версию реактивной системы залпового огня «Смерч», смонтированную на четырехосном шасси КамАЗ-63501. Новая система специально ориентирована на экспорт. Она имеет шесть направляющих для пуска реактивных снарядов (вместо 12) и весит 25 тонн по сравнению с традиционной 40-тонной машиной. Относительно небольшой вес значительно повышает ее мобильность и возможности переброски на большие расстояния авиацией.
- Эта версия известного орудия представляется в России впервые. Ее макетный вариант был показан только в Индонезии. Пока ее никто не приобрел, но скоро у нас намечается контракт с иностранцами, - отметил начальник конструкторского бюро «Мотовилихинских заводов» (Пермский край) Владимир Балахонов.Вторым экспонатом, крайне заинтересовавшим военных экспертов, стал макет нового унифицированного гусеничного шасси самоходной артиллерийской установки «Мста-155» производства Уралтрансмаша.
- Это одна из наших главных разработок. Новое шасси максимально унифицировано с основным боевым танком России Т-90, - рассказал генеральный директор Уралтрансмаша Юрий Комратов.
Глядя на стоящие рядом зенитные комплексы «Бук-М2» и «Тунгуска» концерна ПВО «Алмаз-Антей» (смонтированы на гусеничных шасси двух разных производителей), член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев даже выдвинул идею:
- А почему бы все эти комплексы, в том числе и не представленный здесь ЗРК «Тор», не собирать на одном унифицированном шасси того же Уралтрансмаша? Это удешевило бы производство каждого ЗРК почти на 10 млн рублей, упростило их эксплуатацию и ремонт. Тем более что, по оценкам специалистов, новое шасси «Мсты» и качеством лучше, чем те, на которых комплексы ПВО монтируются сегодня: машина Уралтрансмаша оборудована автоматической коробкой передач и штурвальным, а не традиционным рычажным рулевым управлением.
Как отмечают участники выставки, модернизация военной техники приобретает сегодня особую популярность. В связи с глобальным экономическим кризисом многие государства стремятся оптимизировать военные расходы. И это касается не только маленьких стран, но и ведущих военных держав, которые также осуществляют масштабные программы модернизации военной техники.
В подтверждение этих слов во время выставки появилась информация о том, что вьетнамская делегация во главе с заместителем начальника генерального штаба Нгуен Шонг Фи заинтересовалась возможностью модернизации нескольких сотен грузовиков «Урал-375», которые поставлялись для Минобороны этой страны во времена СССР. Модернизация подразумевает в первую очередь замену Миасским заводом «Урал» карбюраторных двигателей на дизельные. Вслед за этим стало известно, что в рамках выставки УВЗ заключил первый контракт на поставку танков Т-90С в Туркмению. Сделка оценивается примерно в 1 млрд рублей.
Глобализация бьет на поражение
В Рособоронэкспорте указывают и на другое достижение - контракт с французской компанией Thales Internacionale, которая по условиям договора должна передать Вологодскому оптико-механическому заводу лицензию на сборку с 2010 года тепловизоров «Катрина ФК» второго поколения - основы системы управления огнем. Иностранный производитель будет поставлять комплектующие, их сборка и доработка будут вестись в Вологде. Впрочем, в кулуарах оборонщики отмечают, что особой необходимости работать в связке с российскими производителями у Thales нет: «Французы уже десять лет поставляют эту продукцию для УВЗ и Курганмашзавода и в доработке ВОМЗа не нуждаются. Просто российским властям не нравится, когда иностранная компания так тесно работает с нашей оборонкой. Тем более что в России есть производители аналогичного профиля».
Но иностранцы своего на рынке комплектующих для российской военной техники не упустят: продукцию на выставке представили сразу 16 иностранных компаний из Германии, Франции, Казахстана и Белоруссии. Так, одна из них изъявила желание оснащать автоматической коробкой передач танки Т-90С. Другая - рассматривает возможность организации своих производств на Урале. Шансы увеличить продажи своей продукции в России у них достаточно высоки за счет того, что качество комплектующих российского производства зачастую оставляет желать лучшего, а модернизация российской техники требует все более совершенных приборов. Как утверждает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, согласно новой программе, вооружение российской армии к 2012 году должно состоять из современной техники на 40%, а к 2016 году - на 60 - 70%. Кроме того, уже в следующем году Курганмашзавод намерен выпустить модернизированную машину БМД-4, унифицированную с БМП-3. А затем и БМП пятого поколения. Представить очередную новинку на базе Т-90С готовится и УВЗ. Правда, ничего сверхъестественного - усовершенствуется только система управления огнем.
- С развитием модернизации российских боевых машин применение иностранных комплектующих будет только увеличиваться, - говорит замдиректора Курганмашзавода по ВЭС Сергей Оксак. - Это неизбежно - они будут использоваться везде, где отстает ВПК России.
А это в первую очередь электронные средства управления и связи. Дело в том, что иностранные покупатели требуют постоянного увеличения срока службы боевой техники, чего российские поставщики комплектов зачастую не могут дать.
Одно «но»: на вооружение российской армии новая техника вряд ли попадет, поскольку чем больше импортных комплектующих, тем она дороже.