Ритуальный выпас священных коров

Ритуальный выпас священных коров

 Евгений Ланкин
Евгений Ланкин
В свое время наше государство взялось за невнятную затею — поиск национальной идеи. Чиновники носились с ней, как с писаной торбой. Журналисты, философы и политологи ваяли статьи в толстых журналах. Было принято рассуждать об этом на светских раутах, закатывая глаза и через слово поминая пресловутую загадочность русской души. Результат, правда, остался нулевым. Теперь у власти появилась новая «священная корова» — национальные проекты.

Как известно, всего их четыре: образование, медицина, жилье и сельское хозяйство. Безусловно, каждая из этих отраслей находится в плачевном состоянии, давно требует пристального внимания государства и общества. И средства распухшего стабфонда были бы тут весьма кстати. Однако наличие денег и грандиозных проектов не гарантирует успех. С провозглашения президентом нацпроектов и года не прошло, а уже — «перегибы». 

Первым отличилось образование. Идея была проста — поощрить лучших учителей, разово выдав им денег, мол: равнение на лучших! Поначалу отличники образования обрадовались. Но не прошло и недели, и заслуженная, обожаемая воспитанниками учительница поделилась с журналистами: изза обыкновенной человеческой зависти жить в городе стало невозможно, придется уезжать.

Мало того. Одновременно с прекраснодушными разговорами об улучшении жизни учителей министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что для повышения зарплаты педагогов до уровня средней по стране надобно 150 — 170 млрд рублей, взять их неоткуда, значит, решить задачу в ближайшие годы не удастся.

Медицина — вот уж где проблемы! Даже официальная статистика неутешительна. Ежегодно среди российского населения регистрируется более 200 млн различных заболеваний, а по продолжительности жизни наша страна занимает в мире позорные 134 (мужчины) и 100 (женщины) места. Есть от чего затосковать. Но предлагаемые государством нововведения, вроде стимулирования врачей семейной практики, чересчур резко возвращают нас в капиталистическое прошлое. Они рассчитаны на средний класс, который едва сформировался лишь в крупных финансово-промышленных центрах. В каком-нибудь Алапаевске представителей среднего класса — по пальцам пересчитать.

Тем временем под шум фанфар продолжается наступление на социальные гарантии граждан. С недавнего времени министерство здравоохранения запретило выдавать детям-инвалидам талоны на бесплатный перелет к месту санаторно-курортного лечения, если можно воспользоваться железнодорожным транспортом. Другими словами, ребенка с ДЦП, который не способен ни ходить, ни обслуживать себя, заставили восемь суток добираться с Дальнего Востока до Анапы.

Большие города переживают дикий строительный бум, но нехватка доступного жилья остается одной из самых острых и болезненных проблем для соотечественников. Стеклянные башни элитных многоэтажек стоят полупустые, а молодые семьи мыкаются по общагам и съемным углам. Попробуй справься в таких условиях с демографическим кризисом! При этом система ипотечного кредитования, которую государство возводит в абсолют, скалькирована с западной модели и опять же сориентирована на призрачный средний класс. При нынешних безумных ценах на недвижимость улучшить жилищные условия с помощью ипотеки по большому счету доступно лишь обеспеченным гражданам. Кто победнее, приобретают жилье на вторичном рынке, собственными руками продолжая взвинчивать и без того непомерные цены, замыкая круг. А подавляющему большинству и это «удовольствие» не по карману. Еще пятилетка-другая, и мы столкнемся с таким неприятным явлением, как повсеместные гетто бедных и агрессивных.

Как сбить цены и нарастить объемы строительства жилья, то есть — как устранить главные преграды? На эти вопросы нац-проект как раз не отвечает. Наверное, стоит проводить земельные участки через аукционы, возводить на государственные и муниципальные средства инженерную инфраструктуру. Но в жилищной ФЦП, к которой сбоку приклеили ярлык нацпроекта, на финансирование развития инфраструктуры предусмотрено средств меньше, чем на переселение обитателей Севера. А муниципалитеты под любым предлогом заматывают организацию аукционов.   

Основными целями национального проекта в сельском хозяйстве декларируются «ускоренное развитие животноводства» и «стимулирование развития малых форм хозяйствования». В последнее верится с трудом. Достаточно вспомнить только диспаритет цен (на энергоносители с одной стороны и сельскохозяйственную продукцию — с другой), ничтожную залоговую базу, причем, как правило, юридически слабо оформленную или неоформленную вовсе, отсутствие на селе благоустроенного жилья для специалистов и приличных дорог. В таком «бурьяне» растить скотину (птицу, овощи, злаки) могут себе позволить только крупные вертикально (а лучше, и горизонтально — чтобы подстраховать риски российского земледелия) интегрированные структуры. Да и им будет несладко, вступи Россия в ВТО (а политическое руководство страны упрямо тянет нас туда уже к следующему году). Сельскохозяйственные субсидии в ЕС достигают десятков процентов государственных бюджетов. У нас, даже с учетом нацпроекта, — меньше процента.  

В общем, что такое нацпроекты именно как проекты (то есть программы с многообразными показателями, последовательностью мероприятий и четким механизмом контроля), почему они называются национальными, если применимы в отношении лишь узкой категории общества, как они увязываются с вызовами глобальной экономики, — совершенно неясно. Есть только призыв президента и угодливые чиновники, тоннами бумаг и тысячами кубометрами слов выдающие за «достижения в рамках национальных проектов» дела давно минувших дней. И это в лучшем случае.

А в основном — держащие фигу в кармане и саботирующие процесс.

Да и стоит ли давать столь пафосное определение тому, что у «приличных людей» составляет каждодневную работу…

Уважаемый читатель!
Мы ждем ваших отзывов на публикации и предложений новых тем по адресу zai@expert-ural.ru

Материалы по теме

Россия в сумерках

Социологи и очки

Моби-next

Сюрреалисты в душе

Одни и без дома

Любите Родину — мать вашу