Играющие на берегу океана
Причина падения интереса к инвестициям Роснано - малобюджетность проектов. Кроме того, не всем компаниям желательно участие стороннего инвестора в уставном капиталеB этом году при участии и поддержке Роснано будет пущено «13+» заводов наноиндустрии, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме 18 июня председатель правления этой госкорпорации Анатолий Чубайс. Несколько расположены на Урале: одни уже пущены, как заводы, производящие сверхпрочные пружины для транспортных компаний в Ижевске (см. «Нанопружины сэкономят миллиарды», «Э-У» № 25 от 27.06.11) и электрохимические станки в Уфе, другие - готовятся, как завод упаковочной пленки с улучшенными параметрами в Арамиле (Свердловская область).
Кому Роснано партнер
Уфимское предприятие ООО «Титан-ЕСМ» глава Роснано привел в качестве примера успешной коммерциализации прикладных разработок местной школы электрохимии. По совокупности свойств, таких как сверхточность и производительность обработки, качество поверхности, уфимские станки существенно превосходят мировые аналоги. Могут использоваться для изготовления как имплантов и микрохирургических инструментов, так и сложных деталей из наноструктурированных материалов, применяемых в электронике, приборостроении. В последнее десятилетие производство станков подобного класса в России составляло менее 0,1% мирового рынка прецизионного станкостроения. Проект и стратегия его развития подготовлены коллективом ученых и инженеров компании «ЕСМ» (соучредитель - Роснано). По словам ее генерального директора, доктора технических наук Александра Зайцева, это первый проект, инвестируемый Роснано в Башкортостане: доля госкорпорации составила 120 млн рублей при общем бюджете проекта 285 миллионов. Соинвесторами выступили венчурный фонд «РВТ-Инвеcт» и коллектив разработчиков технологии.
Нанопленку в Арамиле начнут производить в конце года. Рассказывает генеральный директор ЗАО «Уралпластик-Н» Алексей Гончаров:
- Одно из направлений наноиндустрии на рынке полимерного сырья - модифицирование его композитами, содержащими наночастицы, чем мы и занимаемся. Как и весь мир, мы бьемся за снижение веса упаковки. Чтобы сделать это без потери свойств, необходимых для сохранности продукта и его транспортировки, надо изменить структуру пленки наномодифицированными добавками - иначе желаемого не достичь. Мы добились повышения прочности пленки, улучшения ее барьерных, термических свойств, стойкости к воздействию пара, растворителей, газов, то есть повышения основных конкурентных преимуществ. А самое главное - снизили толщину пленки на 20 - 50%: при ее переработке после использования меньше отходов, выбросов в окружающую среду. Другой важный момент: модифицируя таким образом пленки, мы устраняем необходимость упаковывать продукт в несколько разнородных материалов - их перерабатывать сложно, в России они в основном выбрасываются на свалки. Мы же получили легкий, прочный продукт, который имеет 100-процентную вторичную переработку. Наша пленка нужна везде, от автомобильного до кондитерского производства. Проект на заключительной стадии, достраиваем промышленную площадку, монтируем оборудование и уже в этом году начнем выпуск. Общий объем инвестиций по проекту - 2,3 млрд рублей вместе с разработками и производством. Срок окупаемости - пять лет. На промышленную мощность 24 тыс. тонн пленки ежегодно выйдем к 2013 году. Объем продаж к 2016 году должен составить 6 млрд рублей. К сожалению, без лоббирования на уровне государства все новые товары в России не двигаются. Наши рынки не зависят, как за рубежом, от регламентов: как и во что упаковывать. Поэтому год мы потратили на то, чтобы попасть в проекты Роснано. Корпорация вошла в проект деньгами, получив в собственность 48% ЗАО «Уралпластик-Н». Она оказала большую поддержку с точки зрения консалтинга, лоббирования проекта, обеспечивает финансирование обучения персонала. На наш взгляд, это хороший партнер для работы в России.
Хорошо, но мало
Понятно, что больше нанозаводов пока физически не могло появиться: с 2007 года, когда вышла президентская инициатива развития этой индустрии, прошло немного времени, да еще вычтем кризис. И все же многим непонятно, чем занимается Роснано, почему из 2 тыс. заявок, поданных на финансирование, утверждено и направлено на реализацию при финансовом участии корпорации всего 113. Их общий бюджет - 381,6 млрд рублей, из которых государство в лице Роснано обеспечивает только 173,1 млрд рублей, остальное - сами предприятия и привлеченные инвесторы. Почему корпорация берется только за «миллиардные» проекты, когда в стране большинство стартапов - это малые и средние предприятия? Кто и как поддерживает их в регионах? Ведь цель, поставленная перед страной политическими лидерами, - организовать не только работу нескольких крупных предприятий, но и целую нанотехнологическую отрасль. И еще вопрос: что делает с нанопроектами крупняк, пролетевший мимо кассы Роснано?
Ответы на эти вопросы мы нашли в Пермском крае и Свердловской области: они обладают на Урале наиболее существенным потенциалом для реализации нанопроектов.
Фонд для малобюджетных
Пермский край, как и другие уральские регионы, подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО «Роснано» (до марта 2011 года - государственная «Российская корпорация нанотехнологий») в октябре 2009-го, дополнительное - в прошлом году. Суть договоренностей - совместное создание условий для инновационного развития Пермского региона. Какие инструменты для этого нужны? Вице-премьер правительства Пермского края Елена Гилязова рассказывает, что сейчас разрабатывается концепция механизма поддержки инноваций и наноиндустрии в Пермском крае. Она подразумевает единую сеть вузов, научных центров и бизнес-структур, поставку кадрового потенциала наноиндустрии по ее целевому запросу. Нужна также инфраструктура, на которую будет опираться нанотехнологическая сеть, концентрирующая ресурсы на приоритетных направлениях исследований и разработок. Это повысит эффективность работ и уровень их координации. Предстоит сформировать источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также закрытый паевой инвестиционный фонд.
С этого места поподробнее: в соответствии с соглашением до 30 сентября каждая из сторон, Роснано и власти края, должны выделить для фонда не менее 750 млн рублей. Следует подчеркнуть: это будет фонд малобюджетных инвестиций, именно на них будет ориентирован закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Кама Фонд Первый». Для его создания определена компания, так называемый квалифицированный инвестор, которая будет владельцем паев - ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края». «Кама Фонд Первый» будет сформирован на десять лет, за это время должен профинансировать 15 проектов. После регистрации правил доверительного управления фондом управляющая компания приступит к его формированию.
То есть поддерживать малобюджетные нанопроекты должны сами регионы. С начала деятельности Роснано от пермских предприятий подана 31 заявка на соинвестирование. Общий размер бюджетов всех заявленных проектов - более 74 млрд рублей. Но на этапе заключения инвестиционного соглашения по софинансированию у Роснано сейчас только два пермских проекта, которые прошли все этапы экспертиз. Это компании «Пеноситал» (заявка подана в 2008 году) и «Новомет» (заявка в 2009 году). Бюджеты проектов - 2,05 млн рублей и 18,5 млн рублей соответственно. Следующими на очереди к соинвесторам в Роснано - компании ПНППК, Торговый дом ПКНМ, «Астор», «Пермский кремний», которые сейчас прошли этап научно-технической экспертизы, что подтверждает их обоснованность и осуществимость. Бюджет этих проектов - 11,3 млн рублей.
На деле отраслевых проектов, связанных с нанотехнологиями, результатом реализации которых станет коммерциализация перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в крае гораздо больше: есть информация еще по ста стартующим проектам, которые компании развивают за счет собственных средств («Искра», «Авиадвигатель», ПМЗ). А количество заявок на привлечение софинансирования от Роснано после рекордных 20 в 2009 году снизилось до 9, в этом году не подано вообще ни одной... Объясняют это тем, что Роснано напрямую финансирует только крупные проекты больших предприятий, а подавляющее большинство заявок - от средних и малых. Для финансирования нанопроектов с бюджетом до 200 млн рублей и создают в Пермском крае «Кама Фонд Первый». По замыслу, в определенные моменты доли реализованных проектов будут продаваться, а освободившиеся средства вкладываться в новые проекты.
Еще одну причину падения интереса к инвестициям Роснано в крае видят так: не всем компаниям желательно участие стороннего инвестора в уставном капитале предприятия (а значит, и в управлении) при софинансировании на платной и возвратной основе. Многие предпочитают развивать проекты за счет собственных и кредитных средств.
Активный слой
В Свердловской области за два года с тех пор, как Средний Урал приступил к реализации соглашений с Роснано, запустили более 120 проектов, часть из них уже достигла стадии промышленного освоения. Из них Роснано финансово поддержало только три: ООО «Экоальянс» в Новоуральске (расширение и модернизация высокотехнологичного производства нейтрализаторов нового поколения для автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями, удовлетворяющими нормам Евро-4, Евро-5), ТМК в Каменске-Уральском (создание на базе Синарского трубного завода линии высокопрочных прецизионных труб из нержавеющих сталей и сплавов) и «Уралпластик» (строительство в Арамиле завода гибких полимерных упаковочных материалов, модифицированных нанокомпозитами).
Без участия Роснано в ближайшие два года будут внедрены в промышленное производство 27 принципиально новых научно-технических продуктов в сфере нанотехнологий по шести приоритетным направлениям. Это полученные в прошлом году конструкционные наноматериалы, топливные элементы - катализаторы для очистки воды и газов, защитные износостойкие покрытия. Сюда же можно отнести оптические элементы и электронику, медицинскую технику и фармацевтические препараты.
Заместитель председателя правительства Свердловской области, министр промышленности и науки Александр Петров, оценивая возможности нанотехнологий и наноматериалов, которые сегодня только начинают постигаться, цитирует ученого-классика: «Мы чувствуем себя мальчиками, играющими на берегу безбрежного океана».
Министерство реализует программу развития инфраструктуры наноиндустрии и инноваций на 2011 - 2015 годы, на которую выделено из регионального бюджета 443 млн рублей: более 80 млн рублей на каждый год. У программы амбициозная, но, по оценкам властей, реальная цель: создание до 2015 года не менее 16 полноценных наноиндустриальных производственных комплексов с общим объемом производства не менее 10 млрд рублей.
Сегодня в Свердловской области, говорит Александр Петров, формируются контуры будущего научно-производственного кластера в сфере наноиндустрии. Разработкой и внедрением нанотехнологий занимаются 45 научно-исследовательских, научно-производственных и промышленных предприятий, шесть институтов уральского отделения Академии наук, четыре высших учебных заведения. В «кипящий слой» бросили все наличные ресурсы. Ядром нанотехнологического кластера должен стать создаваемый на базе УралНИТИ нанотехнологический центр, который уже получил положительную оценку экспертной комиссии к Роснано. Общий бюджет центра составит 1,7 млрд рублей. Займется он широкой проблематикой, вплоть до коммерциализации разработок.
В апреле в Екатеринбурге Роснано совместно с министерством промышленности и науки Свердловской области провели бесплатную школу-тренинг по принципам проектного обучения для бизнес-команд со всего Уральского федерального округа. Основная цель - эффективное и разностороннее обучение приемам инновационного предпринимательства, проектного управления, прояснение ключевых аспектов в создании востребованных рынком продуктов и услуг на базе наукоемких разработок. Такая же школа-тренинг прошла в Перми. Обладателями сертификатов стали более 400 человек.
В Свердловской области действуют и несколько своих постоянных наношкол: своего рода экспертных и консультационных центров, которые позволяют молодым ученым получить доступ к современным технологиям, предложить и развивать свои проекты. Владимир Шур, возглавляющий такой наноцентр в Уральском федеральном университете, рассказывает, что учат здесь молодых на вполне конкретных задачах. Он считает, что нужно резко поднять уровень образования, начиная со среднего звена, интерес молодежи к высоким технологиям. Это сейчас не менее важно, чем запускать нанозаводы. Наноиндустрия в России, как и в мире, только зарождается, но динамика высока. По данным Росстата, нанопродукцию производят уже 138 предприятий. Роснано добавит к ним в этом году еще десятую часть.