Водка натрий не отмывает

Водка натрий не отмывает Белоярская АЭС отрабатывает инновационные атомные технологии в области реакторов на быстрых нейтронах. Это позволит расширить топливную базу отечественной атомной энергетики.

Дорогу между городком атомщиков Заречным и БАЭС сначала нам перебежала черная кошка, а потом перекрыла гуляющая свадьба. Атомщики утверждают, что кризиса пока не чувствуют. Ухоженный Заречный, утопающий в цветочных клумбах и лесопарках, готовится к главному событию года - 45-летию Белоярской АЭС и к ежегодному карнавалу. Вот где отрываются труженики атома: говорят, на бурлящих улицах можно встретить даже матерей семейств в костюмах, нарисованных непосредственно на теле. Рио отдыхает.

В 2 км от Белоярской атомной станции на площадке строительства нового энергоблока БН-800 (БН - «быстрый натриевый», 800 - электрическая мощность в МВт; правда, она будет больше - 900 МВт) тоже живо: 120 рабочих завершают укрупненную сборку основных узлов реактора. ЗАО «Уралэнергомонтаж» под шефством Подольского завода им. Орджоникидзе, изготовителя узлов реактора, ведет работу в три смены (третья отдана под рентгенографический контроль всех элементов реактора и сварных швов).

Журналистов впервые пустили сюда, куда шпион не попадет. Позволили сделать с высоты 40 метров уникальные снимки БН-800 изнутри. Правда, парни в штатском не сводили с нас бесцеремонных взглядов до тех пор, пока мы станцию не покинули. Предупредили: с неразрешенных точек не снимать, снайперы могут отреагировать на оптику.

В конце августа - начале сентября здесь планируют начать уникальную операцию перемещения конструкций в шахту реактора для завершающей сборки. Поступать оно туда будет восемью частями (монтажными узлами), что обусловлено массой и габаритами. Корпус реактора (диаметр 13 м, высота 16 м) в сборе без оборудования и теплоносителя весит 750 тонн. Шахта расположена рядом, в строящемся главном корпусе энергоблока. Аналога в мире нет: будет возведено специальное герметичное помещение, которое закроет шахту. Там и проведут финишную сборку реактора.

На 1 июля в землю закопано 2 млрд рублей. Это не считая оборудования для реактора, на которое в этом году выделили 13 миллиардов. Всего строительство реактора оценивается в 64 млрд рублей.

Новый энергоблок БН-800 вступит в строй в 2012 году. Кроме того, в 2010-м на 15 лет продлят срок эксплуатации действующего энергоблока БН-600 (мощность после модернизации - 615 МВт), за 30 лет не выработавшего индивидуальный ресурс. Таким образом, в ближайшей перспективе Белоярская АЭС обеспечит Уралу 1500 МВт электрической мощности, а городу Заречному уже дает 75% тепла и горячей воды и 30% питьевой.

Третьи в очереди

БАЭС участвует в федеральной целевой программе увеличения доли атомной генерации в энергобалансе страны с 16 до 25%. Сначала государство оплачивает строительство на атомных станциях, затем они продолжат его уже за свой счет. «Смысл появления программы в том, - поясняет директор БАЭС Николай Ошканов, - что в стране плохо дело с электростанциями. Точнее, с топливом для них, с газом. Выработка не растет. Зато уран, который лежит в земле и никому не нужен, можно использовать, чтобы он давал тепло и электричество. Государство пошло на это, иначе страна со временем впадает в энергетический коллапс».

В федеральной программе БАЭС стоит по срокам под № 3. (Первым построят Волгодонский второй реактор, затем Калининский четвертый: не хватает электричества на Кавказе и в Питере.) Программу курирует лично Путин. Белоярка включена отдельным разделом: энергоблок БН-800 - инновационная технология, в которой Россия мировой лидер. На эту технологическую ступеньку сейчас устремился весь мир, переживающий атомный ренессанс, рассказывает Николай Ошканов. Но даже США, Франция, Япония, Англия и Германия отстали в этом вопросе лет на 10 - 15. Только Россия 30 лет успешно, без аварий эксплуатирует мощный коммерческий реактор БН-600. Повторить наш опыт хотят в Китае и Индии, где приступают к стройкам.

Бомбоделы

Для чего придумали быстрые реакторы? Чтобы делать бомбы: электроэнергия была попутной песней военной программы. Весь уран, разъясняет Ошканов, делится на две части: 0,7% - то, что можно использовать в реакторах, которые есть во всем мире и в нашей стране, а 99,3% - отвал. И только БН неиспользованный уран-238 под действием быстрых нейтронов превращает в плутоний-239. Плутоний получается чистый, оружейный.

БН-800 путем круговорота топлива между реакторами на быстрых и тепловых нейтронах обеспечит формирование экологически чистого замкнутого ядерного топливного цикла: возможно более чем 50-кратное увеличение использования добываемого природного урана и обеспечение атомной энергетики России топливом на длительную перспективу за счет его воспроизводства. Наконец, пойдет утилизация, во-первых, отработанного ядерного топлива в реакторах на тепловых нейтронах других АЭС страны, во-вторых, радиоактивных отходов путем вовлечения в полезный производственный цикл отвального урана и плутония, в-третьих, запасов оружейного плутония, высвобождаемого в результате конверсии.

Николай ОшкановПосле взрыва в Чернобыле реактора РБМК-1000 (большой мощности канального типа) все установки такого типа переделали: причина крылась в конструкции. Единственным типом реакторов, не потребовавшим переделки, оказался БН-600. Николай Ошканов объясняет, почему:

- Реактор - компактный, с помощью воды нельзя отвести от него тепло, поэтому используется металл - жидкий натрий. Когда радиоактивность выходит, она соединяется с натрием и становится безобидной вещью. Вот почему не надо эвакуировать население. Учитывая длительный опыт эксплуатации БН-600, систем безопасности на БН-800 делаем в два раза меньше.

Коллеги-иностранцы, часто бывая на БАЭС, выпытывают ноу-хау. Николай Ошканов отшучивается:
- Они говорят: ваши топливные сборки стоят в натрии. Когда вынимаете, они горячие. Надо три года, чтобы остыли. Как же вы их сразу в воду ставите? Мы сознаемся: отмываем сначала от натрия, а потом в воду. А чем отмываете? Водкой. И они принимают это за юмор. На самом деле, конечно, не водкой отмываем, а 40-процентным раствором спирта. Возьмите раствор спирта и подержите день, у вас вода будет внизу, а спирт сверху. А водка не разделяется. Это изобретение - докторская диссертация Менделеева. Натрий растворяется, весь уходит в спирт. Радиоактивный спирт идет на захоронение. Это на самом деле ноу-хау. У иностранцев в этом вся проблема, из-за которой не могут эксплуатировать быстрые реакторы. Реакция такая: Н2О + Na, NaОН + Н. Там водород выделяется, но мы умеем его подавлять. А за рубежом пятнадцать лет стоят, не знают, что делать. Нам не верят, проводят эксперименты. Но водка не отмывает натрий.

Вероятен сдвиг

Два года назад БАЭС вошла в концерн «Энергоатом», объединивший десять атомных станций. До того, как атомщики стали акционерным обществом, где у государства 100% акций, на них снежным комом с горы катились проблемы. Главная - безденежье. Теперь с деньгами проблем нет, источники - собственные средства концерна. Непрофильные активы выводят на аутсорсинг: производительность труда повышается на 12,5%. Что принципиально изменилось для атомной отрасли с акционированием? Раньше государственное предприятие не могло даже взять кредит - залога не было. Сейчас атомщики управляют своим имуществом, сами зарабатывают, ни у кого не просят. У БАЭС тариф одинаковый с обычными электростанциями, а себестоимость ниже. На эту разницу и строят. Атомная электроэнергия -
самая дешевая после гидро-. В Свердловской области тепловая энергия стоит в среднем 350 рублей за Гкал, а произведенная БН-600 - 128 рублей. У других российских блоков - 250 рублей за Гкал. Объем вырабатываемой электроэнергии БАЭС - порядка 9% от общего объема электроэнергии Свердловской энергосистемы. Поставки - через оптовый рынок энергии и мощности.

Рассосалась и вторая проблема - со строителями. В кризис стройки замерли, и квалифицированные кадры перетекли на Белоярку: генподрядчик ООО Управляющая компания «Уралэнергострой» смогла привлечь многих - и работа вахтовым методом, и зарплату платят. На площадке трудятся около полутора тысяч строителей, задействованы 30 организаций из четырех регионов России. Предполагается, что в пиковый 2011 год численность занятых на возведении энергоблока достигнет 7 тыс. человек. Гастарбайтеров на основном объекте нет. Сейчас строители идут почти в графике, отставание незначительное - 20 дней. Инфраструктура готова.

Но возникла другая проблема - с оборудованием. До такой степени, что Николай Ошканов заявляет: «Шкурой чувствую 2014 год - очень вероятен сдвиг срока пуска БН-800. Изготовители основного оборудования, "ЗиО-Подольск" (Московская область), ОКБМ (Нижний Новгород), Ижорские и Балтийские заводы (Санкт-Петербург), Севмаш (Архангельск), Уралхиммаш (Екатеринбург) и другие, разворачивают давно забытые технологии, а это требует времени».

Сложность и в том, по мнению Ошканова, что машиностроители боятся делать качественное уникальное оборудование под строгим контролем. Не то чтобы разучились, но долго не делали. Это новые технологии, материалы, надо бы целые заводы возродить ради одного блока. Поэтому более простые заказы для производителей привлекательнее.

Скорее всего, после БН-800 к 2020 году рядом будут строить пятый блок - БН-1200. Это уже не эксклюзив, а головной коммерческий энергоблок для серийного строительства. Сооружать его будет легче и быстрее, поскольку многие объекты инфраструктуры, построенные на площадке БН-800, рассчитаны сразу на два блока. После того, как в России появится несколько серийных энергоблоков с быстрыми реакторами, в совокупности с заводскими мощностями по производству мокс-топлива и регенерации отработанного топлива, будет достигнуто закольцовывание ядерно-топливного цикла, что открывает перед атомной энергетикой России многовековые перспективы. Основное отличие БН-1200 - у него будет новый парогенератор. БН-600 решал задачу: можно ли вообще натриевую технологию запустить в жизнь. Запустили. Можно ли при этом не испортить? Не испортили. Но на БН-600 не решили проблему замкнутого цикла. БН-800 будет выполнять эту задачу.


Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться