Давно бы так

Давно бы так

 Юрий Осинцев

Юрий Осинцев
Фото - Андрей Порубов

Двухпалатный региональный парламент — уникальное для России явление. Еще недавно таких насчитывалось восемь, теперь — только два: в Свердловской области да в Чечне. Уральское двухпалатное законодательное собрание, первое такое в российской истории, в этом году празднует 10-летний юбилей. Все это время критики политической системы Среднего Урала, как в регионе, так и за его пределами, указывали на тяжеловесность и декоративность этой парламентской конструкции. Юрий Осинцев, председатель верхнего «этажа» заксобрания, убежден: именно такое устройство, кстати, успешно апробированное на Западе, способствует развитию политической конкуренции и защите интересов граждан.

Совет директоров

— Юрий Валерьевич, у всех вокруг однопалатные парламенты, а в Свердловской области — двухпалатный. Действительно, зачем?

— Нижняя палата, областная дума, всегда политизирована, так как ее депутаты избираются по спискам политических партий и выражают в своей деятельности их интересы. А наша, верхняя, формируется по одномандатным округам и, соответственно, представляет интересы жителей территорий.

Это было особенно актуально, когда партийная система в стране только начинала складываться: партии, в том числе местечковые, создавались, исчезали, и спросить избирателю порой было не с кого. В 90-х годах случалось, что облдума, войдя в политический кризис, не могла работать по полгода. У нас такого по определению быть не могло: депутаты взаимодействовали с территориями. Сейчас, когда мы уже прошли период политических кризисов, преимущества двухпалатной структуры заключаются в другом: у депутатов верхней палаты есть дополнительно 21 день, чтоб довести законы «до ума». Не секрет: жесткий регламент облдумы приводит к тому, что порой второе и третье чтения проходят в один день, и у нас возникают вопросы к качеству проработки законов. Создаем согласительную комиссию, разбираемся.

— В первые годы, когда в Совете Федерации заседали губернаторы, в вашей палате по аналогии работали мэры: тогда они могли избираться в представительные органы власти. Теперь больше половины состава — руководители крупных энергетических, металлургических, машиностроительных, торговых предприятий, предприниматели. Палата представителей — своеобразный совет директоров Свердловской области?

— Если вообразить регион корпорацией — да. У нас представлены практически все основные отрасли областного хозяйства. Наши директора прекрасно разбираются во многих сферах, даже в сельском хозяйстве, поскольку возглавляемые ими машиностроительные и металлургические предприятия имеют весьма крупные по уральским меркам подсобные сельскохозяйственные предприятия.

Считаю, что в условиях, когда некоторые партии еще недостаточно четко оформили экономическую доктрину, вхождение в депутатство директорского корпуса сослужило хорошую службу. С одной стороны, руководители многих предприятий еще не до конца сделали политический выбор, но им необходимо активно участвовать в политике для решения наболевших вопросов — за ними стоят немалые коллективы с проблемами и чаяниями. С другой стороны, директорский корпус — высоко профессиональные управленцы и экономисты, которые грамотно бюджетируют, ведут через целевые программы инвестиционную политику и проверяют бюджет. В итоге, как показывает практика, это способствует решению одной из главнейших задач, которые ставит перед нами президент России: эффективному расходованию бюджетных средств и контролю за ними.

— Какие проблемы приоритетны для депутатов палаты с учетом их профессиональной специфики?

— Мы воспользовались правом выступать с законодательной инициативой и вышли на Федеральное собрание с законопроектом о добровольных народных дружинах: общественная безопасность — одно из главных условий экономического развития. Законопроект был принят к рассмотрению Государственной думой. Сейчас разрабатываем систему непрерывного образования, когда ПТУ, техникумы и вузы объединяются в цепочку для подготовки кадров в промышленности: рабочих, мастеров, инженеров.

Нас очень тревожит состояние ЖКХ: износ коммуникаций доходит до 80%, коммунальные предприятия накапливают миллионные долги, в определенный момент резко вверх поползли тарифы. При таком положении нельзя перекладывать на муниципальные бюджеты расходы по модернизации отрасли: местные власти останутся один на один с обозленным населением. На муниципальном уровне сосредоточена жизнь человека, а как он живет, так и работает, так функционирует и экономика страны. Необходимо участие в решении проблем ЖКХ федерального и регионального бюджетов.

Кроме этого, депутаты палаты активно участвуют в разработке и реализации специализированных программ развития школьных спортивных сооружений и пропаганды здорового образа жизни. 

— Вот проявления пресловутой социальной ответственности бизнеса. А как обстоят дела с дисциплиной депутатов-бизнесменов?

— Кое с кем проблемы есть, но в общем директора — люди ответственные, осознают, что за спиной каждого из них по 150 — 170 тыс. избирателей. Не могу похвастать стопроцентной явкой, но кворум собираем всегда.

Говори Москва, разговаривай Россия

— Ваш «старший коллега», председатель Совета Федерации Сергей Миронов, во время майского визита в Екатеринбург указывал на необходимость передачи в регионы и на места не только дополнительных полномочий, но и обеспечивающих их ресурсов. Когда, по вашим ощущениям, этот механизм придет в движение?

— В конце июня по инициативе Сергея Миронова руководителей заксобраний впервые собрали в Москве для обсуждения основных параметров бюджета-2007 и трехлетних перспектив. Министр финансов Алексей Кудрин, выступавший перед нами, сообщил, что в следующем году субъектам федерации выделят дополнительно 35 млрд рублей на строительство дорог, почти в два раза больше, чем в этом году. И это здорово, потому что без совершенствования транспортной инфраструктуры никакое экономическое развитие невозможно. Финансирование непрограммной части федеральных адресных инвестиционных программ также передадут регионам. Таким образом, в бюджетах субъектов впервые появится инвестиционная составляющая. По проблемам ЖКХ Кудрин от имени правительства обещал помогать тем территориям, где своими силами осуществляется адресная поддержка. В этом году на нужды коммуналки федерацией выделяется 9 млрд рублей. Правда, объективности ради нужно отметить, что это капля в море: общая цена вопроса — около 250 миллиардов. Но нас радует, что в федеральном правительстве по крайней мере начинают понимать всю важность задачи. Надеемся, до внесения в Госдуму проекта бюджета-2007 Минрегиоразвития выдвинет свои соображения, как разгребать эти завалы.

— Но выделение субвенций — это иной путь по сравнению с пересмотром схем расщепления налогов. Помню, тому же Миронову свердловское руководство передало предложение закрепить за муниципальным уровнем какой-то процент налога на прибыль. Выступая в июне с бюджетным посланием, губернатор Россель призывал передать регионам конкретно 3,5% федеральной ставки налога на прибыль — на развитие транспортной инфраструктуры. Выходит, эти предложения преждевременны?  

— Со вступлением в силу 131-го федерального закона местное самоуправление наделяется дополнительными функциями. И мы говорили Кудрину о том, что местным властям недостаточно налогов для обеспечения самофинансирования, задавали вопрос. Министр ответил: «Ничего менять не будем. За три года выровняем межбюджетные отношения между федерацией и субъектами. Тогда уже будет видно, чего недостает на уровне местного самоуправления». 

Эта позиция совпадает с моими личными прогнозами. Как известно, сроки реализации 131-го закона растянуты на три года. Пока в закон «вошло» меньше половины муниципальных образований России. Думаю, в апреле — мае следующего года будут подведены первые итоги, регионы дадут свои предложения. Но о системном перераспределении налогов можно будет говорить только после анализа всех территорий по истечении трехлетнего переходного периода. Думаю, три года для масштабов России и такой сложной реформы — вполне приемлемо.

— Местное самоуправление не загнется за эти три года?

— Почему оно должно загнуться? Приоритетные национальные проекты реализуются на всех уровнях. В следующем году бюджетные вложения в здравоохранение увеличатся на 70%, в образование — на 80%, в жилье — на 30%, в село — на 60%. За три года, что отведены на выполнение нацпроектов (эти сроки совпадают со сроками реализации 131-го закона), мы должны качественно изменить жизнь людей. И для этого необходимо скоординировать деятельность всех уровней власти, научиться взаимодействовать, решая масштабные задачи. Возьмите жилищное строительство — проблем море. Законодательство несовершенно. Муниципалитеты жалуются: не хватает денег. Но в то же время сами сдерживают развитие рынка доступного жилья: земли под застройку не выделяют, генпланов не разрабатывают, инвестиционных проектов модернизации инженерной инфраструктуры не готовят.

— Вы говорите: научиться взаимодействовать. Но в общении с главами исполнительной власти регионов и муниципалитетов мне часто приходится слышать: федеральный центр не восприимчив к нашим предложениям.

— Раньше так и было. Пример — 122-й ФЗ о монетизации социальных льгот. Не прислушавшись к советам с мест, исполнительная власть впоследствии затыкала дыры в законодательстве деньгами. Негоже. Я считаю, ошибся — уйди.

Но сегодня я бы не сказал, что не прислушиваются. Начинают слушать. С региональными законодателями регулярно, два раза в год, совещается президент, таким образом, поднимая наш статус. На окружном уровне с нами активно стал работать полпред президента Петр Латышев. Главы региональной исполнительной власти постоянно участвуют в заседаниях федерального правительства. В Госдуме регионалов приглашают на депутатские слушания, дают высказаться и принимают их замечания. К примеру, по 131-му закону мы через своего представителя в Совете Федерации Андрея Шмелева отправили в общей сложности 72 поправки, из них 47 (в том числе по вопросам определения состава территории городского поселения и административного центра муниципального района) прошли.

— В течение столетней истории российского парламентаризма депутаты, как правило, находились в подчиненном положении, в зависимости от правительств. Да и сейчас большинство законов, как на федеральном, так и на региональном уровне, разрабатываются и вносятся исполнительной властью. В то же время в Екатеринбурге Сергей Миронов напомнил, что еще совсем недавно политика правительства РФ не просто не соответствовала, а даже противоречила тезисам ежегодных посланий президента…

— Не скажу, что динамика действий правительства нас устраивает, но раскачка пошла. Кудрин, к примеру, сообщил о том, что с 2007 года налог на прибыль будет уменьшен на расходы предприятий на НИОКР. Мы давно говорили об острой необходимости такой меры. И она полностью соответствует духу последнего послания президента и его выступления на Совете безопасности 20 июня, где глава государства поставил задачу модернизации основных производственных фондов и создания конкурентоспособных технологий, прежде всего в энергетике, машиностроении, авиакосмической отрасли.

Но мы — не парламентская республика. И не думаю, что надо к ней переходить. Мы делаем только первые шаги к созданию устойчивой политической системы. Считаю, на это уйдет еще немало времени. 

— В свою очередь власти Свердловской области приняли долгожданный закон о поддержке субъектов инвестиционной деятельности. Средний Урал был едва ли не единственным регионом в округе, обходившимся без такого закона. Какие меры поддержки инвестиций, прежде всего в реконструкцию и строитель-ство новых промышленных фондов, он предусматривает? 

— Это рамочный закон, сигнализирующий инвесторам: мы заинтересованы в вас. Условия, льготы по конкретным проектам и объектам будут определяться конкурсной комиссией областного правительства, исходя из учета приоритетов социально-экономического развития области, оценки эффективности инвестиционных проектов. Этим законом приняты конкретные формы поддержки предпринимательства: предоставление областных государственных гарантий, бюджетных субсидий, субвенций, кредитов и иных видов материальной, организационной и информационной помощи. Уже в этом году на государственные гарантии выделяется фактически 1,5 млрд рублей. Считаю, что принятие данного закона особенно важно для успешной реализации одного из наиболее масштабных и сложных приоритетных национальных проектов — «Доступное жилье». Закон простимулирует как дальнейшее развитие строительной отрасли, так и разработку и внедрение новых современных строительных материалов, технологий. Это в итоге позволит нам рыночными механизмами повлиять на понижение стоимости жилья.

— Не может появиться на свет еще один остро необходимый области закон — о поддержке инновационной деятельности. Какова его судьба?

— Он рождается в муках. К сожалению, его не удалось принять на весенней сессии. А в октябре — перевыборы областной думы. Так что его утверждение откладывается на конец года. Но наработано много. Мы пошли по опыту Чехии: там инновации распространяются на уровне технопарков. Изучили опыт коллег из других регионов России, особенно Татарстана, где в развитие бизнес-инкубаторов закачивают колоссальные средства. Предусмотрели бюджетные ассигнования, налоговые льготы.

Будем укрупняться

— Юрий Валерьевич, в Госдуме ликвидирован институт депутатов-одномандатников, отменены всенародные выборы глав субъектов, обсуждается перспектива назначаемости мэров областных центров. Каково оптимальное, с вашей точки зрения, устройство нашей демократии? 

— Уверен: главы местного самоуправления должны избираться. Другое дело, что следует  предусмотреть процедуру их досрочного отстранения при определенных условиях. Сегодня в городских уставах она повсеместно отсутствует. Невозможно терпеть, когда волею случая в главы избирается неопытный, необразованный человек, который ничего не делает, ни перед кем не отчитывается, уходить не хочет и снять его никто не может. Люди-то от этого страдать не должны. Нужны страховочные механизмы. Следовательно, верхний эшелон власти должен обладать механизмами инициирования таких отставок.

— В отношении губернаторов такие возможности уже предусмотрены. Не далее как в июне президент отстранил от должности губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Но руководители субъектов фактически назначаются. Это менее прозрачная процедура, нежели всенародные выборы. Как считаете: надолго ли такой порядок?  

— Это системное решение на достаточно долгую перспективу. Здесь два мотива. Во-первых, во власть продолжают проходить недобропорядочные люди. И сегодня у президента и регионального депутатского корпуса есть возможности избавляться от них. Во-вторых, я бы не называл назначением выборы губернаторов региональными представительными органами. Когда в ноябре прошлого года президент представил нам кандидатуру Росселя, происходило реальное голосование. Каждый депутат сверял свои часы с часами, которые тикают у него за спиной, то есть с настроением избирателей. Я уж не говорю о том, что купить депутатов, особенно нашей палаты, невозможно: они самодостаточны.

Что касается сроков… Сегодня идет объективный процесс укрупнения субъектов Российской Федерации. Период укрупнения будет небыстрым, возможно, он растянется лет на десять и больше. На этот срок нынешняя схема избрания губернаторов с государственной точки зрения совершенно оправдана. А там будет видно.

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов