Страшные тайны

Страшные тайны В борьбе с теневой экономикой государство пытается заставить аудиторов делиться информацией о клиентах.
Если эта новация будет реализована, под удар попадут не только доверие к профессии аудитора, но и инвестиционная привлекательность страны в целом

Темпы роста рынка аудиторских услуг в регионе падают - констатировали мы в последнем исследовании сегмента (см. здесь ). За 2013 год доходы участников рейтинга, проведенного аналитическим центром «Эксперт-Урал», увеличились всего на 4%, тогда как в 2012-м - на 14%. В основе тенденции - внутренние проблемы отрасли, связанные с недобросовестной конкуренцией, демпингом, недостаточной эффективностью института саморегулирования. Определенное влияние на динамику оказывают и постоянно появляющиеся законодательные инициативы - об этих новациях шла речь на традиционном круглом столе «Эксперт-Урала», собравшем аудиторов и экспертов рынка.

Новый пресс

- Обсуждаемые сейчас регуляторные нормы могут стать драйвером рынка, - считает вице-президент центрального совета СРО НП Аудиторская палата России Елена Анохова. - На мой взгляд, изменения в законы о консолидированной отчетности и о рынке ценных бумаг подтолкнут рынок. Если правительство примет распоряжение об утверждении концепции развития публичной и финансовой отчетности в России, аудиторы получат новый пласт работы: именно они будут подтверждать достоверность информации о выбросах парниковых газов и других элементов экологической отчетности. Для аудиторов в регионах, где много промышленных предприятий, это особенно актуально.

Однако есть и спорные инициативы. В мае в Госдуму внесен законопроект о налоговом консультировании. Необходимость регулирования деятельности в этой сфере обсуждается с 2004 года, за это время разработано несколько проектов, но до финальной стадии не дошел ни один. Дискуссия возобновилась в этом году в связи с завершающей стадией работы над единым налогом на недвижимость физических лиц. Если этот налог будет введен, помощь в его исчислении и оспаривании потребуется огромной массе граждан. Видимо, чтобы избежать возможных проблем с качеством услуги, власти задумали поставить деятельность налоговых консультантов под контроль. В результате появилось несколько законопроектов, самим близким к реализации из которых оказался документ, предложенный депутатом Госдумы Андреем Макаровым.

Предлагаемая конструкция регулирования сегмента похожа на уже действующие модели в аудите и оценке. Чтобы получить право оказывать услуги по вопросам применения налогового законодательства, стратегическому налоговому планированию, составлению и предоставлению налоговой отчетности, нужно сдать квалификационный экзамен и вступить в саморегулируемую организацию (СРО) налоговых консультантов. Статус налоговой консультации сможет получить и коммерческая организация, имеющая не менее трех работников. Если документ удастся принять в этом году, такая схема заработает с 2015 года, однако в переходный период до 2017 года консультанты смогут продолжать работать и без квалификационного аттестата. «Отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг, - отмечает Андрей Макаров. - Это дополнительная гарантия качества услуг и защиты от возможного ущерба для налогоплательщика».

Крупные юридические компании, обслуживающие бизнес, не особенно обеспокоены новацией, поскольку считают, что она затронет в основном тех, кто специализируется на оказании услуг физическим лицам. А вот аудиторское сообщество обсуждает проект активно. Скепсиса очень много, некоторые видят в этом даже угрозу рынку. Дело в том, что почти все ведущие аудиторские компании параллельно с услугой удостоверения бухгалтерской отчетности, вынуждены консультировать клиентов, из чего часто и вытекает отдельное направление работы аудиторских групп. И хотя в теории эти функции должны быть разделены, на практике они часто совмещаются.

- Что должен делать аудитор? Подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности. То есть в глубину расчета налоговой декларации он вникать не обязан. Но мы обычно делаем то, что просит наш российский клиент, - проверяем его налоговые обязательства, насколько правильно составлены налоговые декларации, сформированы доходы, расходы, вычеты. То есть, по сути, занимаемся налоговым консультированием, - объясняет специфику российского аудита директор консалтинговой аудиторской фирмы «Фин-аудит» Татьяна Ольховатская.

- Российские аудиторы достаточно сильны в налоговом консультировании, потому что наше общение с клиентом на удостоверении отчетности не заканчивается. Проходит девять месяцев после ее сдачи, и клиент опять обращается с просьбой посмотреть ошибки, дать рекомендации, - подтверждает генеральный директор Екатеринбургского аудит-центра Владимир Бойков.

В отличие от юридических и классических консалтинговых компаний, которые никем не контролируются, аудиторская деятельность имеет регуляторов - СРО и государство в лице Росфиннадзора. Возможно, поэтому реакция представителей аудиторского сообщества более острая, они на практике проходили все нюансы создания такой системы и понимают будущие проблемы. Если закон будет принят, им придется вступать еще в одну саморегулируемую организацию и нести на себе все риски нового института, не говоря уже о расходах.

- Этот закон создаст новые кормушки, потому что начнется строительство новых СРО, расходы на содержание которых будут несоизмеримы с эффектом. Я лично считаю в предложенной редакции закон абсолютно вредным и не подлежащим обсуждению, - заявляет управляющий Свердловским областным отделением Уральского филиала СРО ПН «Аудиторская палата России» Иван Романов.

- Мне кажется, инициатор его недоработал, единственный эффект, который я вижу, - рабочие места для новых исполнительных органов саморегулируемых организаций, - соглашается старший партнер группы компаний «Авуар» Алексей Овакимян. - Мне кажется, что авторы неправильно трактовали европейский опыт, где действительно есть профессиональный институт посредников между налоговыми плательщиками и фискальной службой. Если его вводить, нужно учитывать, какой эффект получит налогоплательщик. Например, можно ввести правило: если его консультирует аттестованный налоговый консультант, на налогоплательщика не распространятся определенные виды проверок. На данный момент проект еще находится на стадии обсуждения, аргументы «за» и «против» приводятся очень серьезные. По словам Елены Аноховой, СРО также готовят экспертные собственные заключения.

Офшор против инвестиций

Интересно, что этим законопроектом устанавливается тайна налогового консультирования. В качестве одной из гарантий независимости налогового консультанта вводится запрет на изъятие документов и сведений, которые ему передает налогоплательщик. За исключением, конечно, случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ. но при этом параллельно государство пытается отменить распространение этой
гарантии на аудиторскую деятельность. Заявленная цель - найти дополнительные инструменты для борьбы с офшоризацией экономики.

В марте текст законопроекта с соответствующими изменениями в статью 93.1 Налогового кодекса появился на сайте Мин­экономразвития. В первоначальной редакции вводилась обязанность аудитора предоставлять налоговым органам для проверки полученные им документы, причем без согласия клиента. Документ получил резко негативную оценку, формулировку смягчили, но право у налоговиков истребовать информацию осталось. Генеральный директор аудиторской компании «Аудит-классик» Татьяна Севастьянова считает, что таким образом государство продолжает делать из аудиторов «агентов».

- Мы должны выполнять требования закона № 115-ФЗ об отмывании доходов и сообщать все подозрительные факты в уполномоченные органы. Кроме того, в соответствии с последними рекомендациями Минфина мы же обязаны контролировать факт раскрытия предприятиями информации о бенефициарных владельцах компаний. А теперь еще и это нововведение - аудиторы должны предоставлять налоговым органам имеющуюся у нас информацию и документы налогоплательщика. С точки зрения интересов государства подход понятен, поскольку аудиторы действительно много знают о предприятии. Но с точки зрения будущего нашей профессии - это тупик, так как отсутствие доверия и взаимного сотрудничества аудитора с хозяйствующим субъектом создаст дополнительные ограничения аудита, предприятия будут стараться либо вообще уйти от проведения аудиторской проверки, либо предоставлять как можно меньше информации. И не потому, что им есть что скрывать, а просто «на всякий случай». Если этот законопроект будет принят, получается, что мы же и можем подставить своего клиента. Согласитесь, предназначение аудитора изначально другое. Наша профессия общественно значима, мы выражаем свое мнение относительно бухгалтерской отчетности. Почему государство делает из нас своих служащих за деньги клиента? Это вызывает уже не раздражение, а возмущение. Тем самым на профессии аудитора можно поставить крест. На мой взгляд, понятие «аудиторская тайна» - это то, что мы должны защищать.

Аудиторы пытаются доказать, что этот инструмент вреден и не принесет пользы.

- Не надо принимать неисполнимых бесполезных законов, - приводит аргументы Алексей Овакимян. - Не будут аудиторы информировать фискальные органы о проблемах своих клиентов. Какова цель? Загнать и аудиторов, и клиентов в теневой сектор? На мой взгляд, эта версия для рынка очень плохая.

Между тем если закон будет принят, именно такой сценарий и будет реализован. Аудиторы, чтобы не подводить клиента, будут передавать в налоговую информацию, не имеющую ничего общего с действительностью. Но и это ситуацию не спасет. Компании все равно начнут осторожничать, и для проверки достоверности отчетности, если такая потребность возникнет, будут привлекать специалистов, не имеющих статуса аудиторов. Сложнее придется тем акционерным обществам и организациям, для которых
аудит обязателен, но и здесь выход найдется. Минус новации в любом случае очевиден - важные управленческие решения будут приниматься на основе не очень достоверной финансовой отчетности, что может привести в будущем к разрыву сделок. А это элемент инвестиционной привлекательности, и он точно пострадает.

Дополнительные материалы:


СРО — это мы все

Участники рынка должны активнее отстаивать свои позиции — это дает эффект, уверена вице-президент центрального совета СРО НП Аудиторская палата России Елена Анохова 

Елена Анохова

 

Материалы по теме

Аудиторский кулак

Союз аудиторов

Ко всеобщему удовольствию

Вторая скрипка