Ко всеобщему удовольствию
В 2005 году объем выручки от проведения аудиторских проверок компаний — участниц рейтинга составил 742,8 млн рублей: это на 42% больше, чем годом ранее. Динамика рынка стабильно высока в течение уже нескольких лет: в 2003-м — 47%, в 2004-м — 39%. Количественный рост никак не перейдет в качественный: места на рынке хватает всем. Ситуацию в региональном аудите сегодня определяют два вектора, и оба действуют извне: это, во-первых, активный интерес федеральных игроков, а во-вторых, изменения в законодательстве.
Пылесос для аудиторов с клиентами
Продолжается экспансия на региональный рынок крупных аудиторско-консалтинговых групп. Местные клиенты притягивают столичные сети как магнит. Кроме того, в регион приходит московский и международный бизнес, создает здесь подразделения, а вслед за ним идут столичные аудиторы, обслуживающие головные компании. За год количество филиалов федеральных аудиторских сетей выросло в 1,5 раза до 35. На пятерку лидеров, четыре из которых — компании с московской пропиской, приходится более половины выручки всех участников рейтинга (52%).
Создавать дочернюю компанию в регионе с «нуля» — проект затратный и рискованный. Поэтому наиболее распространенный метод вхождения — присоединение местных компаний. Инструментом в большинстве случаев служат соглашения о присоединении и установлении партнерских отношений. Наивысшую активность проявляют крупнейшая российская сеть BKR-Интерком-Аудит (в ушедшем году расширила региональную сеть на семь новых партнеров) и эксклюзивный представитель BDO International в России БДО Юникон (в 2005-м заключила договор о сотрудничестве с тремя компаниями из Тюмени, Оренбурга и Перми).
Аудиторские компании работают в сфере интеллектуальных услуг, и основная часть дохода формируется усилиями персонала. Понятно, что наиболее ценятся партнерские отношения с региональной компанией, у которой профессиональный уровень сотрудников и контроль качества услуг соответствуют стандартам федерального уровня. Но почему не покупка, а партнерство? Отвечает заместитель генерального директора BKR-Интерком-Аудит Виталий Семенихин: «Купив компанию, мы можем сохранить кадровую базу, однако заинтересованность руководителей, мотивация всех ее специалистов снижается. В результате падает эффективность деятельности фирмы. Так воспитывается иждивенчество».
Процесс установления партнерских отношений не всегда проходит безболезненно. Отклонения от заявленного стандарта качества способны негативно отразиться на бренде компании, ее «московском лице». «Как и в любом другом бизнесе, могут возникнуть некоторые риски при обслуживании клиентов, — подчеркивает заместитель генерального директора по региональному развитию ЗАО «БДО Юникон» Зоя Хайло. — Поэтому при выборе компании мы уделяем тщательное внимание безупречной репутации, качеству предоставляемых услуг, профессионализму персонала, готовности специалистов обучаться новым стандартам и технологиям».
Заметим, что местные компании «комплексом жертвы» не страдают. Конечно, зачастую им делают предложения, от которых не отказываются. Но многие сами стремятся к интеграции с московскими аудиторами: уровень запросов клиента растет, и чтобы окончательно не потерять конкурентоспособность, регионалы обязаны работать, используя новые технологии, соответствующие требованиям международных стандартов. А федералы могут научить и поддержать.
Эффект правильного сочетания интересов демонстрирует рейтинг: местные компании, ранее замыкающие список, вошли в состав крупных аудиторских сетей и вывели их в лидеры.
С вещами на выход
Второй вектор действует на рынок сверху: это законодательное регулирование. 16 февраля текущего года Минфин приостановил лицензии на осуществление аудиторской деятельности у 378 компаний — каждой двадцатой на рынке. Из отозванных — 52 компании с уральской пропиской. Поводом для отзыва стало нарушение требования закона «Об аудиторской деятельности», по которому в штате компании должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов. Напомним: это решение Минфина — не первая попытка очистить рынок. В апреле 2005 года по этой же причине действие лицензий приостановлено у 627 фирм. Однако усилия Минфина ситуацию кардинально не изменят: на рынке остается немало компаний, качество аудиторских услуг и принципы работы которых дискредитируют профессию. На решение этой задачи и направлены грядущие законодательные изменения — замена государственного лицензирования аудиторской деятельности обязательным членством в саморегулируемых объединениях (СРО).
Отменить лицензирование аудиторской деятельности и передать контроль за рынком саморегулируемым организациям должны были еще с 1 января 2006 года. Однако законодатели посчитали, что участники рынка не успеют адаптироваться к новым условиям. В итоге лицензирование продлено до 1 июля 2006 года: отсрочка дана, чтобы доработать необходимую правовую базу по СРО.
Мнения игроков разделились. Одни считают, что переходный период может привести к дезорганизации рынка. Другие, наоборот, убеждены, что оттягивание сроков на ситуацию не повлияет. В любом случае изменения аудиторского рынка последуют за вступлением нормы в действие (см. «Своими руками»).
В субъектах РФ в силу слабости местных СРО или полного их отсутствия выполнять требования законодательства будет сложно. Но регионы готовятся. Так, по информации директора аудиторского агентства «Профессионал» Игоря Данилко, 25 марта в Уфе между министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, Аудиторской палатой России и Межрегиональной аудиторской палатой Поволжья подписано тройственное соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает усиление взаимодействия в проведении мероприятий по повышению качества аудиторской деятельности, а также влияния аудита на эффективность работы предприятий с государственной и муниципальной собственностью в республике.
Тем временем аудиторское сообщество активно обсуждает постановление правительства № 706, утверждающее новые правила обязательного аудита госпредприятий и предприятий с долей собственности государства более 25%. Предыдущее № 409, «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (от 12.06.02), требовало значительных временных и финансовых ресурсов со стороны как аудиторских организаций-участников конкурсов, так и организаторов и членов конкурсных комиссий. Теперь конкурс должен проводиться не ежегодно, а не реже одного раза в три года. Извещения о проведении будут размещать в едином органе печати — информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги». В прошлом варианте конкурса основную роль играла цена, и самое дешевое предложение имело максимальные шансы на успех. Теперь участники рынка надеются, что по демпингу будет нанесен ощутимый удар.
Новые правила, направленные на повышение эффективности и прозрачности тендерных процедур, несколько облегчат проведение конкурса для организаторов и подготовку документов для участия аудиторским организациям. «Сейчас акцент сместился на оценку информации о компании и технологии работы, — считает директор аудиторской группы “Капитал” Татьяна Басманова. — Но есть и минус. Вес финансовой составляющей снижен до 20% — предприятие может отдать предпочтение хорошему техническому предложению, но получить за него неподъемную цену. В нашей практике мы уже встречали госпредприятия, которые не смогли оплатить аудит по результатам конкурса».
Расчищение аудиторского рынка и укрупнение игроков — благо, причем неизбежное: такова мировая тенденция. Конечно, важно поднять качество услуг, поставив в лице СРО заслон демпингу и «серому» аудиту. Но не менее важно не скатиться в монополизм, соблюсти интерес малого и среднего бизнеса, а для этого — сохранить сегмент небольших аудиторских компаний.
Дополнительные материалы:
Своими руками
Ирина Миронова
Участники рынка о перспективах развития аудита в условиях отмены лицензирования и введения обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО)
Владимир Шеметов, управляющий партнер ООО «ОргПром-Аудит» (Екатеринбург):
— Отмена аудиторских лицензий объективно необходима. При этом очень важно, чтобы аккредитованные профобъединения аудиторов, которые будут выполнять контролирующую функцию, были максимально готовы. Но пока из семи объединений масштабную работу со своими членами ведут только Аудиторская палата России и в некоторой степени Московская аудиторская палата. Остальные либо не имеют опыта взаимодействия с большим количеством фирм, либо малочисленны и больше напоминают «клуб по интересам», чем саморегулируемое объединение. Рынок аудиторских услуг сегодня достаточно устойчив. Отмена лицензирования в условиях несложившейся структуры и функций профобъединений приведет не столько к его дестабилизации, сколько к недостижению желаемого эффекта от перехода на новую модель управления.
Татьяна Севастьянова, генеральный директор, аудитор-эксперт ЗАО Аудиторская фирма «Аудит-Классик» (Челябинск):
— На мой взгляд, отмена лицензирования аудиторской деятельности и введение обязательного членства в СРО принципиально не изменят ни подходов к работе компаний, ни структуры рынка. Сегодня для создания аудиторской фирмы нужна лицензия министерства финансов РФ. Для ее получения достаточно формального исполнения ряда требований, предусмотренных федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Уровень профессионализма не рассматривается. Аналогичные требования будут действовать и при СРО, только аудиторские организации станут платить членские взносы. Размер взносов если и вырастет, то незначительно: конкуренция между несколькими СРО сделает свое дело.
Евгений Безручко, первый заместитель директора БДО Юникон СОВА (Оренбург):
— Если процесс регулирования отрасли через СРО будет реализован формально, отмена лицензирования никак не повлияет на рынок. Если же СРО начнут бороться за повышение качества услуг и санацию рынка, изменения последуют: в частности, резко сократится количество игроков, увеличится спрос на услуги оставшихся на рынке аудиторов, и как следствие, вырастут цены. При отмене лицензирования проблемой может оказаться выработка критериев оценки качества работы компаний. Поэтому очень важно, чтобы в СРО был центр силы, способный профессионально, жестко и однозначно определить правила игры для всех — разработать и активно применять систему контроля качества аудиторской деятельности.
Антон Никитенков, директор по аудиту ЗАО Ассоциация «Налоги России» (Екатеринбург):
— В целом я поддерживаю переход на новую систему. Сейчас государство в лице Минфина РФ исполняет роль наблюдателя. Законодательно установленные функции регулирования аудиторской деятельности, в первую очередь лицензирование, Минфин выполняет четко. Но существует еще ряд функций (методология аудита, контроль за качеством его проведения), которые без поддержки аудиторского сообщества ему не по силам. Аудиторские услуги в России — узкоспециализированный, очень динамично развивающийся рынок, и государство не в состоянии оперативно реагировать на все изменения. Это должны делать профессионалы, объединенные в своеобразный профсоюз.
Однако при переходе на новую систему могут возникнуть серьезные проблемы. Основная — недостаточный адаптационный период: полномочия Минфина передаются СРО, у которой еще не сформированы необходимые структуры. Переход на новую систему важно производить поэтапно, иначе появляется риск анархии, последствия которой придется исправлять очень долго.
Александр Беляев, генеральный директор ЗАО «Бизнес-Аудит» (Тюмень):
— Одна из основных целей введения лицензирования аудиторской деятельности — повышение качества аудиторских услуг. Однако сегодня система лицензирования носит в большей степени формальный характер и не может служить механизмом такого повышения. Более того, лицензирование оказалось инструментом искусственного сдерживания конкуренции на рынке аудиторских услуг. В этих условиях отмена лицензирования неизбежна.
Стоимость услуг на аудит из-за дополнительных расходов возрастет. При этом вполне возможна активизация организаций, демпингующих в ущерб качеству. Следовательно, часть малых аудиторских компаний уйдет с рынка. Но на их место придут новые игроки.
Выбирая СРО, важно определить, что именно компания хотела бы получить от членства в нем. Если ответом будет формальная сторона вопроса — возможность работать на рынке аудиторских услуг, то все просто: вступайте в одну из СРО, они в любом случае получат такой статус. Если же вас интересует содержательная сторона взаимодействия с саморегулируемой организацией, то лучше обратиться к изучению конкретных потенциальных СРО, обращая внимание на историю создания, опыт работы как некоммерческого партнерства, наличие понятных и прозрачных схем работы подразделений СРО при переходе к саморегулированию.