Париж — Дакар — Пермь
14 июня состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Мотовилихинские заводы». Новый мажоритарный собственник предприятия - госкорпорация «Ростех», сменила руководящий состав, установив более плотный контроль над пермским производителем вооружения. Во-первых, как и ожидалось, был досрочно расторгнут трудовой контракт с прежним генеральным директором «Мотовилихи» Николаем Бухваловым, занимавшим пост с 2009 года. Новым гендиректором предприятия был избран исполнительный директор ОАО «КамАЗ» Юрий Клочков (КамАЗ контролируется «Ростехом»; Клочков прежнюю должность оставит и полностью перейдет на новое место работы). Во-вторых, на «Мотовилихе» переизбрали совет директоров, большинство в нем - пять из девяти членов - получили также представители «Ростеха». Председателем нового совета стал Сергей Когогин - генеральный директор ОАО «КамАЗ», однако свою прежнюю должность он не оставит и будет ее совмещать с новым постом на Мотовилихинских заводах.Так, по-нашему мнению, можно говорить о завершении долгого переходного периода в жизни предприятия. Еще с 1990-х годов «Мотовилиха» находится в частных руках, но доля государственной собственности постоянно растет. Ситуация обострилась, когда госкорпорация «Уралвагонзавод» в 2011 году завладела 15% акций предприятия и заявила о желании консолидировать до половины акций (см. здесь). Пиком споров стало внеочередное собрание акционеров в начале марта 2013 года, через суд инициированное Уралвагонзаводом. В повестке значился единственный вопрос - о смене генерального директора предприятия. Не удалось (см. здесь). В конце мая 2013 года прошло уже очередное собрание акционеров, на котором попытки Уралвагонзавода усилить контроль, введя в состав совета директоров второго представителя, также не увенчались успехом.
Примирить «Мотовилиху» и УВЗ вызвалась госкорпорация «Ростех». Все на том же очередном собрании акционеров 28 мая 2013 года был серьезно изменен состав совета директоров: его новым председателем избрали представителя «Ростеха» Владимира Литвина. Тогдашний директор «Мотовилихинских заводов» Николай Бухвалов так прокомментировал это изменение:
- Очень важно, что в состав совета вошли начальник департамента корпоративных процедур и имущественного комплекса «Ростехнологий» Владимир Литвин и финансовый директор «Рособоронэкспорта» Андрей Кондратьев. Раньше «Ростехнологии» были представлены в нашем совете директоров только через дочерние предприятия («Рособоронэкспорт» и «Сплав»), корпорация никогда не выделяла собственного топ-менеджера для участия в управлении «Мотовилихой». А ведь «Ростехнологии» и
«Рособоронэкспорт» - это структуры, от которых во многом зависит развитие оборонно-промышленного комплекса страны в целом (см. здесь).
Внимание «Ростеха» для «Мотовилихи» было важно: 2012 - 2013 годы предприятие не получало госзаказа, развиваясь в основном на вырученные от экспорта средства. При этом принятая стратегия компании, наоборот, подразумевала рост за счет внутреннего рынка вооружения. Случилось: осенью 2013 года стало известно, что наконец «Мотовилиха» договорилась с Минобороны о поставках для российской армии в 2014 - 2015 годах реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г», «Торнадо-С» и облегченной версии РСЗО «Смерч». Сумма контракта на 2014 год составила 3,8 млрд рублей (читай здесь).
Однако, распорядившись в пользу «Мотовилихи» такими большими суммами заказов, государство решило усилить контроль за их исполнением. Стали действовать через «Ростех»: осенью-2013 - весной-2014 последний договорился с Уралвагонзаводом об обмене активами и заполучил его пятнадцатипроцентную долю в пермском производителе вооружения. В результате «Ростех» сумел консолидировать 50% плюс 1 акция прикамского предприятия, и на «Мотовилихе» окончательно установился госконтроль.
Сейчас новые главы компании передают акции артзавода в доверительное управление дочерней структуре «Ростеха» - компании «РТ-авто», которая управляет КамАЗом и АвтоВАЗом. Также новое руководство анонсировало возврат к прежней кооперации «Мотовилихи» и КамАЗа, которое, кстати, было прекращено в 2009 году решением Николая Бухвалова как неэффективное.