Вот и давай стране угля
Единственное в Свердловской области угольное предприятие «Волчанский уголь» (аффилировано с бизнесами екатеринбуржцев Александра Кузнецова, Олега Жилина, Сергея Стецова) остановило добычу как минимум на месяц: приемку угля прекратил основной потребитель — Богословская ТЭЦ (входит в ТГК-9, готовится к продаже «Русалу»).Контракт на поставку 700 тыс. тонн угля в год c Богословской ТЭЦ, которая активно переходит на природный газ (он составляет около 75% топливного баланса станции), действует до конца 2014-го. Как пояснили в ТГК-9, энергетики договор не нарушили и плату внесли вовремя. Но на складах станции сформировался сверхнормативный запас.
В вынужденный простой до 14 июля уже отправлено 217 из 800 рабочих градообразующего предприятия Волчанска (на угольном разрезе занято около 15% работающего населения города). Шахтеры пригрозили массовыми акциями протеста. Для снижения социальной напряженности в ситуацию вмешались свердловские чиновники.
В конце июня проведены переговоры с руководством компаний ТГК-9 и ОГК-5 (владеет Рефтинской ГРЭС), конфликт удалось временно урегулировать. ТГК-9 обязалась приобрести прописанные в договоре объемы и при совершении сделки продажи Богословской ТЭЦ «Русалу», а ОГК-5 согласилась увеличить текущие закупки (прежде для нужд Рефтинской ГРЭС ежегодно поставляли 250 тыс. тонн угля, контракт рассчитан до конца 2016 года). Насколько вырастет этот объем — неизвестно. Замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов, отвечая на данный вопрос, ограничился общей фразой «не в разы».
Это вторая попытка продлить жизнь умирающего градообразующего предприятия. По экономическим показателям его должны были закрыть еще несколько лет назад. Как отмечает начальник лаборатории технологических процессов Института твердых видов топлива СО РАН Евгения Павленко, из-за большого количества примесей бурый уголь Волчанского разреза имеет принципиальные недостатки: высокую себестоимость добычи (в отдельные годы она в четыре раза превышала рыночные цены) и низкое качество (уровень зольности достигает 40%, а калорийность в два раза меньше экибастузских углей). За счет большого содержания воды зимой уголь и вовсе смерзается в монолит. У волчанского предприятия уже давно нет потребителей, которые хотели бы по собственному желанию закупать производимое им топливо. «Оно совершенно не пригодно для нашего предприятия, так как ТЭЦ изначально была спроектирована под экибастузский уголь. Чтобы топить, уголь с Волчанки приходится обрабатывать газом», — пояснили в пресс-службе свердловского филиала ТКГ-9.
Закупки продолжаются исключительно потому, что три года назад энергетики согласились взять на себя социальные обязательства: свердловским властям, опасающимся массовых волнений, удалось убедить ТГК-9 и ОГК-5 продлить контракты с угольщиками. Взамен от собственников «Волчанского угля» потребовали к 2014 году провести цивилизованную ликвидацию предприятия. Но консервация так и не началась, как и не был решен вопрос с созданием в городе новых рабочих мест. Генеральный директор «Волчанского угля» Александр Войцехович заявил, что поэтапная плановая ликвидация предприятия начинается только теперь и должна завершиться в 2017 году — в связи с выработкой запасов месторождения. Сотрудников планируется переобучить и устроить на соседние предприятия, в частности на Волчанский механический завод (входит в НПК «Уралвагонзавод»).