Миасская аномалия

Миасская аномалия

 Константин Недопекин
Константин Недопекин
Тема выборности (назначаемости) мэров городов приобретает новый поворот после того, как на прошлой неделе депутаты Миасского городского собрания (Челябинская область) приняли решение вернуться к всенародным прямым выборам главы, внеся соответствующие поправки в устав. Это, если память не изменяет, первый подобный случай в стране.

А началась эта поучительная история почти два года назад, когда при получении взятки был задержан действующий глава города Владимир Григориади. Это был один из первых арестов с резонансом на всю страну. Слухи о вымогательствах, околозаконных способах решения проблем «на благо отдельных хозяйствующих субъектов», роскошном, нагло-вызывающем образе жизни «Грека» (так в народе называли главу) подтвердились фактами и цифрами. Неусловный приговор и восьмилетний тюремный срок повергли жителей в изумление.

Местная «элита» (язык не поворачивается назвать так городское руководство) очутилась в полной прострации. На повестке дня у нее стояла единственная задача: любыми путями не допустить к власти давнего оппонента «Грека», от которого добра ждать не приходилось. И тогда комуто в голову пришла «гениальная» идея: выборы отменить. Вернее, правильно их провести. Народ обозлен, посему главу надо выбирать подконтрольным депутатским корпусом из числа проверенных кандидатур. 

На сессии, собранной накануне Нового года почти в секретном режиме, практически без обсуждения принимается новый вариант устава. Отныне высшее должностное лицо — глава Миасского городского округа и одновременно председатель собрания депутатов — избирается депутатами из своего состава, глава администрации (он же «ситименеджер»), возглавляющий исполнительную власть, назначается депутатами по контракту. Расчет был на то, что после новогодних праздников народ окончательно перестанет соображать, ему, сославшись на авторитет президента, объяснят про последние изменения федерального законодательства касательно местного самоуправления, про новомодные тенденции в управленческой науке — и прокатит. Не прокатило.

Власть не заметила, как в городе появилось гражданское общество. Сразу после праздников граждане оспорили в суде то, что устав изменили, не поинтересовавшись их мнением. Суд вынес формальное решение: «депутаты имеют право». Но это стало камнем, который вызвал лавину. Абсолютное большинство (значительная часть жителей города работает на предприятиях, связанных с «оборонкой» и имеет высшее, а подчас просто элитарное техническое образование, полученное в ведущих вузах страны) восприняло произошедшее не только как личное оскорбление. Прилив городского патриотизма породил движение за восстановление честного имени Миасса. Эмоциональный накал был такой (и многосотенные митинги «как в 91-м» тому подтверждение), что никакие административные технологии и «чернуха», завезенная политтехнологами, не помогли удержать ситуацию в «прежнем режиме».

Впервые за многие десятилетия в собрании депутатов не стало управляемого, послушного большинства. Более того, сформировалась влиятельная депутатская группа «Единение», очень разная по политическому и социальному составу. Но у каждого в ней, помимо личных меркантильных интересов, появилось осознание того, что «постарому жить нельзя», и представление — что надо делать. Решающую роль здесь сыграли средние и малые предприниматели, сумевшие объединиться и существенно потеснить старую «элиту».

Но и после этого потребовался почти год работы специально созданной группы над изменением устава, проведение публичных слушаний под неослабевающим давлением общественного мнения. Говорить: давайте подождем, посмотрим, вдруг новая схема заработает — стало дурным тоном. Так что при голосовании практически никто (даже те, кто в прошлом созыве были убежденными сторонниками отмены прямых выборов) не сопротивлялся.

Что в итоге? Появился ответственный депутатский корпус, осознавший себя властью. Именно депутаты явились основными ревнителями порядка в имущественной и бюджетной сфере, прозрачности городского управления, формирования общих для всех правил игры, понятных и вменяемых долгосрочных программ. Бывшие союзники сегодня по разные стороны: одни — с администрацией, другие — с депутатским собранием. Но это хорошо: по крайней мере, власть не застоится в конкуренции идей. Во многих ли городах представительные органы могут позволить себе публично отказать главе округа в вознаграждении по итогам работы за год и указать на невозможность приобретения новых служебных машин за счет средств дотационного бюджета? Восстановление выборности городского главы укрепляет репутацию местной власти (а сегодня, когда она попрежнему «ниже плинтуса», это дорогого стоит), ее легитимность в глазах народа и государства.

 Сторонники назначаемости мэров часто ссылаются на опыт других стран, например Франции. Так и мы не против! Только давайте сначала сделаем качество нашей жизни таким, как во Франции, когда сформируется независимая судебная система, а вертикаль мздоимства заменит эффективный и патриотичный чиновный аппарат, когда заработает антимонопольное законодательство. Когда, наконец, борьба с коррупцией перестанет быть кампанейщиной «по поводу» (например, когда надо показать, что только выбранные глупым, одурманенным населением мэры берут взятки, а те, кого назначат, будут честными, профессиональными, с чистыми руками и холодной головой), а станет системной работой общества и государства. Сегодня вводить назначаемых мэров — то же, что отдавать города на «кормление» и разграбление временщикам. И самое главное: не забудем выслушать мнение избирателей и поступим так, как им покажется правильным. Не все идет складно, но избиратели учатся.

За прошедший год граждане Миасса дали урок зрелости и самим себе, и всем нам. С таким багажом у них появился шанс на развитие и выживание в острой конкуренции между территориями. Давайте не будем отбирать такой шанс у других.

Уважаемый читатель!

Мы ждем ваших отзывов на публикации и предложений новых тем по адресу zai@expertural.ru

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов