Прокуратура разбирается с элитой Ямала
4 июля губернатор ЯНАО Юрий Неелов подписал постановления о назначении ряда должностных лиц администрации округа. В то же время в отставку подал вице-губернатор Иосиф Левинзон.
Информация об отставке Левинзона появилась после того, как в городском суде Салехарда начался судебный процесс по иску прокурора ЯНАО Николая Ветюгова. Прокурор, напомним, требует ликвидировать НКО «Региональный фонд развития Ямала», созданный губернатором, и вернуть в бюджет округа 83,5 млн рублей (см. «Прокуратура закрывает ямальский „кошелек“, „Э-У“ 24 от 27.06.05). Органы считают, что в результате продажи Внешэкономбанку 5,6% акций ОАО „НОВАТЭК“, находящихся в собственности фонда, округу нанесен ущерб.
С одной стороны, Иосиф Левинзон курировал работу фонда, и у окружной прокуратуры могут появиться к нему вопросы. С другой — бывший вице-губернатор тесно связан с компанией НОВАТЭК. По неофициальной информации, через кипрский офшор SWGI Growth Fund (Cyprus) Limited он обладает крупным пакетом акций этой компании. Поэтому, возможно, уйдя с поста вице-губернатора, он пытался таким образом минимизировать риски НОВАТЭКа перед выходом на IPO. (Компания давно готовится к размещению акций за рубежом, и в конце июня ФСФР разрешила SWGI продать на ММВБ, РТС и Лондонской фондовой бирже до 29,99% акций НОВАТЭКа.)
Параллельно с процессом о ликвидации фонда в суде ЯНАО принят к рассмотрению другой иск Николая Ветюгова: прокурор требует лишить статуса депутата думы ЯНАО Бориса Герштейна, поскольку тот одновременно является депутатом Тюменской областной думы. Плюс к тому Герштейн занимает должность первого заместителя начальника Уральско-Приволжского центра МЧС, а совмещение депутатства с госслужбой противозаконно.
Иосифа Левинзона и Бориса Герштейна объединяет принадлежность к команде Юрия Неелова. Можно только предположить, что внезапные претензии прокуратуры к фонду, который курировал бывший вице-губернатор, и к первому заместителю начальника Уральско-Приволжского центра МЧС как-то связаны с их дружбой с губернатором. Не исключено, это просто совпадение. Очевидно другое: прокуратура, федеральный орган власти, зачищает правовое поле на Ямале и дает понять региональной элите, что нарушать закон никому нельзя.