Первые в Приполярье
ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК) стало первым инвестором, решившим основать горнопромышленный центр в суровых условиях Полярного Урала. Поход на север ЧЭМК начал в 2003 году, приобретя 75% акций ямальского предприятия « Конгор-Хром» (добывает хромовую руду в Рай-Изском массиве на территории Ямало-Ненецкого автономного округа близ поселка Харп), другие 25% остались в распоряжении Ямальской горной компании (создана постановлением губернатора ЯНАО в 1998 году). Сегодня на предприятии «Конгор-Хром» работает 840 человек.
На ЧЭМК ямальские хромиты рассматривают в качестве серьезной альтернативы закупкам руды из Казахстана. Как сообщил начальник технического управления комбината Ферзин Исхаков, прогнозные запасы хромовых руд на месторождениях Центральное и Южное Рай-Изского массива составляют около 70 млн тонн (всего в недрах ЯНАО сосредоточено, по экспертным оценкам, 52,7% общих прогнозных ресурсов хромитов России). К 2007 году планируется добывать 1,5 млн тонн в год открытым способом, предполагается начать и подземную добычу.
Руда, поступающая с Ямала в печи ЧЭМК, содержит 41% хрома и не требует обогащения. С месторождения она поставляется на железнодорожную станцию Харп по 37-километровой автомобильной дороге с грунтовым покрытием, построенной на средства «Конгор-Хрома». Однако через несколько лет богатая руда истощится, и «Конгор-Хрому»; придется добывать сырье с содержанием хрома 20% и ниже. Его в Челябинск возить нерентабельно, поэтому «Конгор-Хром» с прошлого года ведет строительство в Харпе обогатительной фабрики. Как рассказывает заместитель начальника горного управления Урало-Сибирской горно-металлургической компании (учреждена ЧЭМК) Юрий Подсвиров, «в настоящее время завершается строительство нового цеха рудоподготовки и сортировки. Возведение полномасштабной обогатительной фабрики планируется на более поздний срок и зависит от результатов доразведки месторождения Центральное: они определят ее производительность. Стоимость строительства исчисляется миллионами долларов».
Добыча хромитов в Рай-Изском массиве — затратное для ЧЭМК дело. По свидетельству геологов, работы ведутся на высоте 600 метров в условиях десятимесячной зимы с постоянной пургой. Представители компании отказываются обсуждать финансовую сторону проекта. Но известно, что в 2004 году расходы на строительство обогатительной фабрики предусматривались в объеме 60 млн рублей. Благодаря недавней газификации поселка появилась возможность перевода энергетики будущей фабрики на это топливо, что позволит значительно сократить затраты на ее эксплуатацию. Около 380 млн рублей вложено инвестором в приобретение техники: 40 БелАЗов, 60 автомобилей «Урал», четырех шведских и двух канадских буровых установок, семи экскаваторов и шести бульдозеров американского производства, других машин и оборудования.
— Мы принимаем все меры, чтобы производительность, от которой в первую очередь зависит рентабельность добычи хромовых руд на Полярном Урале, была на должном уровне, — отмечает Юрий Подсвиров. — Сейчас вышли на уровень, когда появился экономический смысл добывать руду в таких условиях. Постоянно зависеть от поставок из Казахстана мы не можем: это вопрос национальной безопасности.
Второй горнорудный проект ЧЭМК на Полярном Урале — добыча марганцевых руд на Парнокском месторождении под Интой в республике Коми. В декабре 2003 года ЧЭМК купил 80% акций горнодобывающего предприятия «Марганец Коми». По словам Ферзина Исхакова, в перспективе на Парнокском месторождении марганца планируется организовать обогащение руды и производство из нее концентрата марганца. Строительство обогатительной фабрики намечено на 2006 — 2007 годы. Главная проблема — доставка сырья. «Существующая дорога от железнодорожной станции Инта до марганцевого месторождения не позволяет вести нормальную работу и рентабельно вывозить руду. Но прежде чем строить новую полнопрофильную дорогу (около 75 км) и обогатительную фабрику, нужно завершить разведку марганцевых руд всего Парнокского месторождения. Сейчас на баланс поставлена только часть запасов. Мы продолжаем геологоразведочные работы», — рассказывает Юрий Подсвиров.
Заместитель начальника горного управления Урало-Сибирской горно-металлургической компании констатирует: «Помимо сурового климата осваивать ресурсы Полярного Урала затрудняет нерасторопность нашей бюрократии. Поскольку масштабы работ постоянно возрастают, это требует внесения изменений в документы. Но принятие решений в центральных органах в Москве приходится ждать месяцами и даже годами, вопросы согласовываются крайне медленно».