Лишь бы не плакало
Фото - Андрей Порубов |
В апреле руководство «Единой России» ввело 20-процентную квоту для молодежи (от 21 года до 28 лет) в предвыборных списках партии с целью омоложения рядов. Заявки принимались с 11 по 31 мая. В Свердловской области их было подано порядка 90, в финал прошли 15 кандидатов.
Сырье для партии власти
Полтора десятка счастливчиков въехали в зал на грузовике «ЗиЛ» под «Времена года» Вивальди. Ведущий, похожий на шансонье и «единоросса» Александра Розенбума, произнес: «Вот оно сырье, еще необработанный материал для будущих политиков!».
Финальный отбор состоял из трех этапов. В первом молодые люди представляли себя, во втором отвечали на вопросы старших товарищей по партии, в третьем — задавали вопросы оппоненту, выбранному из числа соперников.
В конце каждого тура шло голосование тремя сотнями делегатов (это члены «Молодой Гвардии», а также группы поддержки каждого из участников праймериз в количестве до 10 человек). По итогам всех трех этапов выставлялся окончательный балл. Правда, на каждом этапе делегатам разрешалось голосовать любое количество раз, хоть за всех кандидатов скопом. Это все равно что на реальных выборах отметить галочками «Единую Россию», КПРФ и СПС.
Либерализм с железной рукой
С первого же тура действие напомнило КВН. Но многие презентации оказались банальны. Конкурсанты заученно твердили, что надо решать демографическую проблему, реализовывать национальные проекты. Юноша представил видеоролик: он с друзьями забрасывает тухлыми помидорами слово «коррупция», написанное на доске. Некоторые вообще ничего не предлагали, а погрузились в нарциссизм. Молодой человек под расслабляющие звуки церковного органа показал историю своей жизни в фотографиях, начиная с младенческих. Встав спиной к залу, он начал: «В 1983 году родился мальчик, родители с самых ранних лет привили ему дух патриотизма…» и завершил: «В свои 22 года он успел добиться многого. Выбирайте по совести».
Встречались и нестандартные подходы. Девушка, одержимая борьбой с пьянством, предложила пропагандировать чай как альтернативу алкоголя. Ее соперница выразила свою политическую программу в стихах: «… Посмотрите же взрослые, что вы наделали / Дети знают, что такое наркотики / Что такое добро не имеют понятия / Не играют они в игрушечные самолетики / А читают про средства против зачатия…».
Как и во взрослой политике, за кандидатами стояли «серьезные ребята». Кто-то представлял Синарский трубный завод, кто-то — Уральскую горно-металлургическую компанию. В презентационном ролике одной соискательницы настырно мелькал Валерий Савельев, президент холдинга AVS Group. Что он там делал и почему, осталось загадкой.
Во втором и третьем турах выяснилось, что, по мнению большинства участников, «без железной руки не обойтись». На вопрос «что лучше — демократия или авторитаризм?» один из молодых людей ответил: «Авторитаризм». Он же, рассуждая на тему «Что значит плюрализм?», с горечью заметил: «К сожалению, в нашем обществе есть такое вредное явление, но с ним необходимо бороться». Ему вторила девушка: «Без авторитаризма ничего не обходится. Он нужен и в школе, и в государстве. Но в разумных пределах». Однако в массе своей ребята оказались восприимчивы к основным либеральным ценностям. Кто-то на реплику: «Верите ли вы в бога?» взялся было раскритиковать православие, но одумался.
Без обид
В итоге победили: пожарный, он же студент-юрист Дмитрий Нисковских; председатель профсоюза студентов Уральского государственного горного университета Павел Зырянов и председатель правления Свердловской ассоциации организаций профсоюзов студентов Евгений Сильчук.
Если судить по результатам «Единой России» на последних выборах свердловского законодательного собрания два года назад (тогда она получила чуть больше 38%), шанс угодить в думу появится у ребят только в том случае, если они окажутся не ниже шестого-седьмого места в избирательном списке. Если допустить, что «единороссы» наберут не менее 45% (такова установка московского партийного руководства), будет успешной и девятая-десятая позиция. Не исключено, депутатское будущее светит только Нисковских: каждое место в избирательном списке «ЕР» на вес золота, и старшие партийцы подвинутся исключительно под нажимом Москвы.
Показательно, что видные свердловские «единороссы» Николай Воронин и Анатолий Мальцев, невзирая на обещание прийти на финал «Политзавода», так и не появились. Сам победитель заявил «Э-У»: «Шансы попасть в думу у меня большие, поскольку “Единая Россия” — сильная партия. Если не стану депутатом, конечно, расстроюсь. Но на партию обижаться не буду».
Дополнительные материалы:
Постойте, я с вами в лифте…
Задача «Политзавода» — сделать столкновение старшего и нового поколения политиков мягким и конструктивным, утверждает Иван Демидов, бывший «рулевой» музыкальной передачи «Музобоз», координатор по идеологии и политической работе организации «Молодая Гвардия Единой России».
— Иван Иванович, почему из всех регионов вы выбрали для визита именно Свердловскую область?
— Для нас Урал очень важный регион. В Екатеринбурге, центре Евразии, молодежь отдалена от излишнего влияния Запада, которое присуще Москве и СанктПетербургу. Если мы здесь нащупаем, как правильно работать с молодым поколением, сможем экстраполировать этот опыт на всю страну.
— Что предполагалось выявить вопросами во втором отборочном туре?
— «Молодая гвардия» — организация, призванная работать на формирование нового политического слоя. Поэтому мы хотели выяснить, как конкурсанты понимают стрежневые понятия идеологии «Единой России». И поверьте, для нас самое главное не то, чтобы каждый из них говорил: «я за президента и “Единую Россию”». Нам важно, чтобы у ребят были свои мысли. К счастью, я вижу, что у них есть своя позиция, порой не совпадающая с тем, что написано в агитационных материалах нашей партии.
— Как вы оценили ребят по их выступлениям?
— Я не заметил совсем уж жестких карьеристов. Есть организаторы, кто-то более склонен к социальному созиданию, а есть и настоящие политические бойцы, которые уже сегодня могут сразиться один на один с Владимиром Вольфовичем и ответить ему по существу.
— Мы все равно сомневаемся, что хотя бы один из победителей сможет получить вожделенный депутатский мандат. Если так, весь проект можно считать профанацией или провалом?
— Ваши сомнения понятны. Не хочу опережать события, цыплят будем считать по осени. Могу сказать, что в некоторых регионах мы уже получили гарантированные места в предвыборных списках для выпускников «Политзавода». Но дело не в этом. Непрохождение в законодательное собрание победителей «Политзавода» не отменяет всю тенденцию. На муниципальном уровне тоже есть выборы, и мы уже работаем в этом направлении. Участие в этом проекте — хорошая подготовка к муниципальным выборам.
В Калининградской области еще до появления «Политзавода» по договоренности с губернатором Георгием Боосом в депутаты регионального законодательного собрания по спискам «Единой России» было выдвинуто 12 «молодогвардейцев», и двое прошли. Остальные претенденты нашли себе работу в политике или госструктурах. Ктото даже стал замминистра по молодежной политике. «Политзавод» — это лифт для тех ребят, которые выбрали для себя профессию политика. И мы приняли решение, что все выпускники «завода» станут помощниками депутатов от нашей партии. В западных странах такой опыт существует давно. Молодые люди проходят практику в парламенте или правительстве. А у нас те же факультеты политологии абсолютно оторваны от реальной политики. Кого они там готовят, совершенно непонятно.
— Я сам политологический закончил…
— И куда вы пошли работать по своей профессии? Никуда. А если по уму, то еще на третьем или четвертом курсе вы должны были бы стать помощником депутата.
— Место в списке «Единой России» дорого стоит, и многие хотели бы туда попасть. Не боитесь натолкнуться на сопротивление региональных элит?
— Это нормально, политика — это борьба. Столкновение старого и нового поколения неизбежно во все времена и в любом обществе. Поэтому задача «Политзавода» — сделать такое столкновение мягким и конструктивным, а не доводить до баррикад, как во Франции.