Народовластие «сверху»
26июня в 54 из 104 муниципальных образований Башкирии прошли первые выборы в городские и районные советы в соответствии с законом о местном самоуправлении ФЗ— 131. В отличие от многих других субъектов федерации в Башкирии никогда не было полноценных муниципальных образований. Вместо них существовали административно-территориальные единицы, где действовали органы местного государственного самоуправления — городские и районные советы. Депутаты этих советов, хотя и избирались населением, но не имели влиятельных функций. Вся полнота власти принадлежала главам администраций, которых назначал президент республики. По новым правилам, руководителей органов исполнительной власти местного самоуправления будут назначать комиссии, состоящие из депутатов новых советов и некоторых депутатов Госсобрания республики, отобранных президентом.
Итак, по итогам голосования выяснилось, что в 11 округах выборы провалились: либо из-за низкой явки, либо — из-за голосования «против всех». (Повторные выборы пройдут в октябре.) В Уфе явка избирателей с трудом преодолела 20-процентный барьер и достигла 22 — 23%. В целом по республике явка составила около 53%.
По данным башкирского представительства ассоциации «В защиту прав избирателей „Голос“», некоторые избирательные комиссии стремились ограничить количество наблюдателей на участках или пытались избавиться от них вовсе, кое-где были организованы вбросы бюллетеней в избирательные урны.
Президент Башкирии Муртаза Рахимов назвал избирательную кампанию агрессивной. В день выборов он сделал заявление, в котором напомнил: в Госдуме зреют идеи пересмотра отдельных положений реформы местного самоуправления, в частности предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ правом определять — внедрять реформы или нет.