Ветры из Кремля
Избрание главы Башкирии обещает быть жарким: безальтернативных выборов никто не гарантировал. Кто может помешать Хамитову?Президент РФ Владимир Путин принял досрочную отставку главы Башкирии Рустэма Хамитова (занял пост в июле 2010-го, срок полномочий истекал в 2015 году). Хамитов намерен принять участие в выборах республиканского руководителя осенью этого года. До дня голосования - 14 сентября - Хамитов будет работать с приставкой «врио».
- Мне кажется, что вы и в этом году имеете все шансы на победу, и в следующем, - заметил президент. - Но если вам удобнее по каким-то соображениям избираться именно в этом году, я не возражаю, пожалуйста.
- Я аргументировал свою просьбу следующим, - объяснил на брифинге Рустэм Хамитов. - Во-первых, наша республика неплохо развивается. Тем не менее, достаточно много нерешенных вопросов, вопросов сложных, требующих поддержки людей, требующих поддержки общества. Это и борьба с коррупцией, и вопросы строительства инфраструктуры, изыскания новых источников финансирования нашего бюджета, это и искоренение такого, знаете, снисходительного отношения к людям со стороны разного рода руководителей. Еще раз говорю, что в этой деятельности мне нужна поддержка людей. Я ощущаю сегодня эту поддержку, тем не менее по-настоящему оценить ее можно только во время выборов. И если люди мне окажут доверие, если я буду продолжать работать президентом РБ, то, конечно, буду продолжать тот курс, который мы сегодня осуществляем. Второе - в следующем году летом, предположительно в конце июля - начале августа, в Уфе состоятся саммиты стран ШОС и БРИКС. Собственно говоря, вся предвыборная кампания будет накладываться на время работы этих саммитов, что будет неудобно и с точки зрения проведения саммитов, и с точки зрения ведения предвыборной работы. Поэтому, исходя из этих двух соображений, я обратился к Владимиру Владимировичу с просьбой принять отставку.
Когда год назад на страницах журнала мы обсуждали возможность проведения досрочных выборов главы региона (см. здесь ), старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований (ИГИ РБ) Азат Бердин предположил, что республику не обойдет стороной новый федеральный тренд - возвращение к прямым выборам руководителей субъектов РФ. Теперь мы попросили эксперта прокомментировать, как будет разворачиваться избирательная кампания в РБ.
- Азат Тагирович, как вы оцениваете шансы Рустэма Хамитова в предвыборной гонке? После встречи с Владимиром Путиным он заявил, что намерен баллотироваться от «Единой России» и рассчитывает на ее поддержку. Между тем известно, что в РБ присутствуют серьезные протестные силы.
- Шансы у Хамитова достаточно высокие: несмотря на серьезный протестный потенциал, отсутствует институциональное оформление оппозиции. Проще говоря, недовольны Хамитовым многие, критика постоянная: и обоснованная, и ангажированная. Но сил, чтобы претворить эти тенденции в реальную альтернативу, выдвинуть кандидата, способного консолидировать протест и победить на выборах, пока не видно. Тем более что Хамитов официально идет от ЕР, а это означает, что все электоральные технологии и контроль в его руках. Чтобы преодолеть такое преимущество, нужно много денег и, главное, много мотивированных и активных людей. Все это мобилизовать в три месяца непросто. Большое значение имеет сам факт разрешения Путиным выдвигаться в самый последний момент, что технически не оставляет возможным оппонентам Хамитова времени на серьезную предвыборную кампанию. В таких условиях эффективно работать может только уже хорошо раскрученный кандидат, а такие известны и заняты работой федерального уровня, Кремль их вряд ли отпустит. Это касается Радия Хабирова (с 2003 по 2008 год руководил администрацией президента РБ, сейчас - заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике. - Ред.) и в меньшей степени Хамита Мавлиярова (экс-министр строительства РБ, ныне - первый вице-президент ГК «Олимпстрой». - Ред.). Если бы отпустил, ситуация сложилась бы совершенно иная. Хотя Мавлияров, например, также не раскручен и малоизвестен широким кругам населения. Пока, в отсутствие даже реакции возможных оппонентов, делать какие-либо прогнозы затруднительно.
Кому выгодно противостоять
- То есть серьезных оппонентов у Хамитова не будет? Журналистам глава республики сказал, что видит выборы с конкурентами, которые активно заявляют о своих позициях, и никому препятствовать не собирается.
- Это будет ясно в ближайшую неделю.
- Есть предположения, что и Хабирова (он даже в «Википедии» назван вероятным претендентом), и Мавлиярова может поддержать экс-президент РБ Муртаза Рахимов.
- Рахимов может поддержать альтернативного кандидата или кандидатов, но только при условии разрешения Кремля, причем с самого верха. Кстати, если таковой кандидат объявится, это уже будет означать, что согласие на действительно состязательные выборы получено. Прямой выход на Путина у Рахимова есть, полагаю, любую просьбу президента РФ он выполнил бы беспрекословно.
- Кому выгодно противостоять Хамитову? На брифинге президент РБ предположил, что волна критики в его адрес усилится. Более того, нас ждет информационная война.
- По разным причинам противостоять Хамитову выгодно нескольким силам. Но обсуждать их пока бессмысленно, давайте вернемся к этому разговору, когда хотя бы будут названы имена других претендентов. Причем я предпочел бы, чтобы к беседе привлекли политологов: я обществовед, и в политических интригах ориентируюсь слабо - мне интересны не персоналии, а тенденции развития общества в целом. Хочу подчеркнуть, что наш институт пока не проводил исследований по выборной тематике, поэтому все сказанное здесь мною по теме является исключительно моими личными оценочными суждениями и не связано с позицией ИГИ.
Зачем проводить выборы заранее
- Была ли необходимость проводить досрочные выборы?
- Была, причем для аппарата Хамитова достаточно острая. Страна в сложном положении, проблемы в нашей республике также будут только нарастать, а имиджем сильного лидера, способного их решить, Хамитов не пользуется. К 2015 году оппоненты режима могли только четче определиться и консолидироваться. Кроме того, идея досрочных выборов очень активно продвигалась его командой, особенно в начале 2014 года, и отказ в таковых воспринимался бы населением и особенно истеблишментом как «черная метка» Кремля Хамитову. С соответствующими последствиями во внутренней вертикали власти: чиновники очень внимательно отслеживают «ветры из Кремля», всегда делая ставку на фаворита и саботируя «хромую утку». Для Кремля резон иной, озвученный самим Хамитовым: развести во времени выборы и принимаемые в Уфе в 2015 году саммиты стран ШОС и БРИКС, значение которых в связи с эскалацией событий на Украине резко возросло.
- Кредит доверия Хамитову от президента получен. На что сделает ставку его команда? С одной стороны, это взвешенное решение, и Хамитов об этом публично заявил, то есть какое-то обсуждение кампании уже велось.
С другой - он подчеркивает, что заранее к выборам не готовился и наработок пока нет.
- К выборам готов именно Хамитов, на них он и надеялся. Ставку он может сделать на антирахимовскую риторику, если выдвинутся кандидаты, которых можно условно привязать в глазах публики к «прорахимовскому пулу»: Мавлияров или Раиль Сарбаев (бывший премьер-министр РБ. - Ред.). Эта риторика достаточно проработана за два десятка лет богатого на противостояния правления Рахимова, есть сработанные кадры и еще не утеряна полностью аудитория. Она имеет и свои минусы: поскольку постоянно использовалась «хамитовским пулом», эффект ее значительно снижен. Тем более что сам Рахимов участия в выборах принимать не станет. Кроме того, отрицательная установка «борьбы с прошлым» носит откровенно деструктивный характер, напоминающий технологии «перестройки», после четырех лет правления Хамитова она скептически воспринимается частью не только элит, но и населения, и легко нейтрализуется при грамотном политтехнологическом обеспечении.
С положительной программой у Хамитова проблемы, поскольку и в элитах, и в народе пережито большое разочарование в многообещающих посылах ранней стадии его правления. Раскол элит, нарастающие конфликты в межнациональной и межконфессиональной сфере (вспомним недавний инцидент в Кумертау), кадровая чехарда в элитах, экологические скандалы вокруг предприятий «Кроношпан» и «Сода» (последнее связано с нарушением обещания Хамитова не разрешать разработку горной цепи Шиханов, обладающих для Башкирии большим символическим и экологическим значением) - все это только широко известные серьезные точки напряжения. Они могут быть использованы в избирательной борьбе, прием даже не обязательно сильным противником. Так, на прошлых выборах у предпринимателя Альберта Мухамедьярова с его партией РПНУ не было никаких шансов, как нет их и сейчас, но имиджевый вред режиму Хамитова был нанесен чувствительный. Точнее говоря, никто не принес власти столько вреда, сколько ее собственные ошибки или конфликтная политика, а противников, чтобы ими воспользоваться, достаточно. Парадокс в том, что этого достаточно для нанесения ущерба, но недостаточно для победы на выборах.
Какую позицию займет Кремль
- Можно ли прогнозировать поведение бизнес-элит в период выборной кампании?
- Пока нет оснований для комментариев, а прогнозы - не моя специальность. Естественно, за каждым серьезным кандидатом будут стоять определенные силы бизнеса, будь то «Башнефть» или «Башхим». Вопрос в том, что этих серьезных кандидатов может просто не оказаться, и выборы пойдут по имитационной схеме «бабай и лесник». Про этот мем я рассказывал в предыдущем интервью: во время одной из избирательных кампаний Рахимов жестко отсек кандидатов, которые могли ему помешать, а в соперники взял министра лесного хозяйства Рифа Казаккулова. Тот сразу заявил, что Рахимову предан и бороться с ним не собирается. В данном случае таким техническим соперником может стать, например, кандидат от КПРФ.
- Какова может быть позиция Кремля в этой ситуации?
- На это в общественно-политической публицистике Башкортостана уже есть две точки зрения. По первой, Москва предпочитает сохранить в республике статус-кво в силу сложной мировой обстановки и отсутствия при всех претензиях к Хамитову пороговых признаков для беспокойства за состояние РБ. И ее устраивает именно вариант «выборов с лесником», естественно, с более разнообразной картинкой, не так топорно, как при Рахимове. Аналогичного мнения из политологов в РБ придерживаются, например, Николай Евдокимов, Станислав Шкель, в какой-то степени Азамат Буранчин.
Другую позицию обозначил публицист Сергей Михеев из «Клуба регионов»: по его мысли, Кремль предлагает новые правила игры, при которой в регионах допускаются состязательные выборы. Так, в Москве даже пошли на больший риск, позволив Сергею Собянину соревноваться с кандидатом, не просто альтернативным и сильным, но, главное, оппозиционным Кремлю - Алексеем Навальным. В регионах эта технология еще более оправдана, поскольку все равно все кандидаты полностью прокремлевские. Москва сильно отличается от того же Башкортостана. Антикремлевских, антипутинских кандидатов в РБ не предвидится при любом раскладе. Меня беспокоит другое - в жертву соображениям текущего политического момента приносятся тенденции, обладающие долговременным политическим значением. Например, в Башкортостане может быть запущена программа фактически демонтажа социальной инфраструктуры села: школ, больниц, фельдшерских пунктов. И таких проблем - целый системный блок, они накапливаются. То есть существуют негативные тенденции с отложенными деструктивными последствиями. Да, они не прорываются в течение одного президентского срока или предвыборной кампании. Но именно их решение, а не борьба частных политических и олигархических интересов должно быть определяющей задачей управления в РБ. Пока не видно ни такой программы, ни сил, способных ее реализовать. Будем надеяться, что они появятся.
Справка "Э-У":
Выборы глав пройдут 14 сентября этого года в шести регионах Урала и Западной Сибири — Тюменской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях, а также в Удмуртии и Башкирии. В середине мая в досрочную отставку ушли губернаторы Тюменской и Оренбургской областей — Владимир Якушев и Юрий Берг. Оба на очных встречах с Владимиром Путиным заручились его поддержкой для участия в выборах. Ранее посты покинули руководители Удмуртии, Южного Урала и Зауралья. На их места были назначены временно исполняющие обязанности — экс-сенатор от Заксобрания Удмуртии Александр Соловьев, бывший гендиректор ММК Борис Дубровский и экс-глава Шадринска Алексей Кокорин. Все они намерены выставить кандидатуры 14 сентября. |