Год великого перелома

Год великого перелома

 Виктор Кокшаров
Виктор Кокшаров
— Виктор Анатольевич, как вы оцениваете приход компании Bouygues в регион с точки зрения перспектив для экономики?

— Я считаю, это событие приведет к очень важным положительным изменениям инвестиционного климата. Это своего рода индикатор: он свидетельствует о переломе в сознании достаточно консервативного круга инвесторов — французского бизнеса. Французский бизнес, по сравнению, например, с германским, более осторожен: он дольше «раскачивается» и менее охотно идет на серьезные экономические проекты в России.

— С чем это связано?

— Прежде всего с менталитетом французского делового сообщества, который воспитывался веками. Из моего личного опыта общения с французами и немцами могу отметить: немцы реагируют быстрее, французы более осторожны. Во Франции первую роль всегда играл капитал финансовый, по определению более консервативный в сравнении с промышленным. А в Германии, — наоборот, промышленные компании, более агрессивные, поскольку пережили бурную эпоху индустриальной революции. Даже если вспомнить историю XX века, именно французы выступали в качестве организаторов займов царской России. И, обжегшись, охладели к стране.

Сейчас картина меняется: вслед за Bouygues торговый центр в Екатеринбурге планирует строить компания Aushan, она обратилась к губернатору с просьбой помочь в подборе земельного участка. Аналогичные переговоры ведутся с международной сетью гипермаркетов Castorama. Международная гостиничная сеть Accor (штаб-квартира во Франции, управляет отелями под марками Novotel, Sofitel, Ibis и рядом других) также заявила, что планирует построить в Екатеринбурге два отеля. Наконец, в этом году в Свердловскую область придет французский банковский капитал: в конце лета или начале осени будет открыт филиал банка Societe Generale. Вскоре количество проектов достигнет критической массы. Тогда пойдет более масштабный поток инвестиций в экономику области.

— Можете ли вы отметить какие-либо системные проблемы, которые возникали при переговорах с Bouygues?

— Системные проблемы касаются не только Bouygues, а вообще инвесторов, которые приходят в Россию: это проблемы, связанные со сбором разрешительной документации на строительство и выделение земли. В случае с Bouygues все проще, поскольку эту часть проблем решает Уральская горно-металлургическая компания, кроме того, активную поддержку оказывает правительство области. Все стороны заинтересованы в столь масштабном проекте, способном преобразить лицо города.

— Если взять все проекты с участием иностранных инвесторов — Сити-центр, отель, гипермаркеты, аэропорт, центральный стадион, — что, на ваш взгляд, нужно сделать властям, чтобы ускорить их реализацию?

— В первую очередь — создать комфортную атмосферу для инвесторов, чтобы им не приходилось по каждому вопросу тыкаться в различные инстанции. Для этого нужно создание на муниципальном и областном уровне специализированных агентств, которые заботились бы об инвесторах, сопровождали проекты, брали на себя значительную долю временных затрат на оформление справок, разрешений. Я убежден, что количество ограничений и разрешений со стороны государства, а также лицензирующих и регулирующих инстанций должно быть сокращено. Чем больше разрешений, тем больше возможностей для вмешательства и злоупотреблений со стороны отдельных чиновников. Хотя, безусловно, такие функции, как санитарная и экологическая экспертиза, соблюдение норм и требований безопасности, должны оставаться за государством.


Материалы по теме

Почему остановился рост цен на жилье

Проектам помогут материально

На рынке мечты

Элита на берегу

Пошла реакция

Мост тронулся