Персонал из вторых рук
Аренда персонала запрещена или ограничена в трех-четырех странах мира, к которым теперь присоединилась и РоссияПринятый Государственной думой закон с неформальным названием «О запрете заемного труда» несет негативные последствия не только для кадровых агентств, но и для рынка труда России, для законопослушного бизнеса и для экономики страны в целом
Государственная дума РФ 22 апреля отозвала из второго чтения и сразу же снова приняла во втором и третьем чтениях законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заемного труда или другими способами).
Законопроект был внесен в Госдуму три с половиной года назад, но за это время законодатели так и не смогли понять ни потребности бизнеса, ни суть договоров о предоставлении персонала, ни механизмы агентского труда и секондмента (англ. secondment - «командирование»), широко распространенных во всем цивилизованном мире.
Заемный труд под запретом
Принятым законом заемный труд - понятие, искусственно придуманное профсоюзными деятелями и не существующее в других языках и странах мира (его даже на английский практически невозможно правильно перевести), - запрещен. Предоставление персонала в аренду разрешено, но неадекватно сильно ограничено. При этом определения заемного труда и предоставления персонала практически идентичны. Соответственно, у бизнеса однозначно возникнут проблемы с расширительным толкованием при правоприменении, а проверяющие органы не заставят себя долго ждать, чтобы воспользоваться предложенной им депутатами коррупционной схемой.
Из закона «выдернули» классический секондмент (предоставление персонала между родственными - дочерними, аффилированными, зависимыми - структурами), сделав ссылку на закон, к написанию проекта которого еще никто не приступал. С юридической точки зрения это создает правовую неопределенность и риски для применения договора о предоставлении персонала с момента принятия закона «О запрете заемного труда» и как минимум до 1 января 2016 года, когда закон вступит в силу (при условии, что к этому времени отсылочный закон будет написан и принят). Эта ситуация представляет угрозу для многих компаний из разных секторов бизнеса, большинство из которых - иностранные инвесторы в российскую экономику, которые используют договоры о предоставлении персонала, направляя своих специалистов для реализации проектов в России.
В подавляющем большинстве стран мира компании применяют давно сложившуюся практику временного привлечения трудовых ресурсов, что особенно важно для производственных и торговых компаний, складских комплексов при резких (например, сезонных) изменениях конъюнктуры рынка, для осуществления большинства проектов (инжиниринговых, телекоммуникационных, исследовательских, нефтяных и др.), удобно для кратко- и среднесрочной замены сотрудников, находящихся на больничном или ушедших в отпуск, необходимо для передачи опыта и знаний высококвалифицированными специалистами при развитии деятельности в новом регионе, и т.д. Подобная практика за последние 20 лет сложилась и в России. Примеры, приводимые профсоюзами в качестве аргументации их борьбы против договоров о предоставлении персонала (заемного труда), в основном относятся к недобросовестным работодателям и не имеют ничего общего с опытом работы добросовестных компаний, в том числе агентств занятости и их клиентов.
Физическое лицо, направляемое на работу к другому юридическому лицу в рамках договора о предоставлении персонала, сохраняет официальный статус работника у его прямого работодателя (например, агентства), а значит, ему обеспечены все социальные гарантии, компенсации и льготы, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ и иным законодательством.
Утверждения, что сотрудники компаний, направляющих персонал, всегда имеют заработную плату ниже, чем штатные, не соответствуют действительности. Сотрудники, направленные в рамках договора о предоставлении персонала, как правило, выполняют работу, отличающуюся от работы, выполняемой штатным персоналом. Во многих случаях у штатных сотрудников квалификация и опыт выше, чем у направленных сотрудников агентств. Практика показывает, что отношения секондмента дискредитируют компании, действующие в теневой сфере экономики, и компании, стремящиеся уйти от налогового бремени. Но примеры их деятельности - это нарушение законодательства РФ, а не услуги по предоставлению персонала.
Предоставление персонала в настоящий момент запрещено или ограничено в трех-четырех странах мира, к которым теперь присоединилась и Россия. Даже Намибия, приняв подобный закон в 2007 году, в 2009-м его отменила, увидев губительные последствия для своей страны. Россия же, вместо того чтобы использовать передовой международный опыт, решила повторить путь отсталой африканской страны.
Инвестиции под вопросом
Ограничения для агентств по предоставлению персонала приведут к потерям для бизнеса, а значит, и для казны государства: меньше бизнеса, меньше инвестиций, меньше налогов. Такое впечатление, что Госдума решила принять экономические санкции против своей же страны, вместо того чтобы способствовать развитию бизнеса (как российского, так и иностранного) и привлечению инвестиций в сложные для страны времена. Депутаты запрещают гибкие формы занятости, широко используемые во всем цивилизованном мире и не раз помогавшие экономикам разных стран в кризисные времена, обрекая Россию на еще худшие экономические результаты и отток иностранного капитала. В частности, ограничение девятью месяцами срока предоставления персонала в случае расширения производства или объема предоставляемых услуг ничем не обосновано и противоречит сложившейся мировой и российской практике: многие проекты (нефтегазовые, строительство заводов на новых площадках, прокладка трубопроводов и телекоммуникаций, подготовка к Олимпийским играм и чемпионату мира по футболу и многие другие) длятся годами и не могут быть ограничены девятью месяцами по экономическим соображениям.
Недобросовестные агентства, на борьбу с которыми изначально был нацелен законопроект, не пострадают, поскольку уже давно используют схемы, под этот закон не подпадающие. Пострадают цивилизованный бизнес, ответственные налогоплательщики и экономика страны. Зачем это делается в период, сложный для страны как с политической, так и с экономической точки зрения, непонятно. Агентский труд используется во всем мире как возможность гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. Особенно эта форма занятости востребована в кризисные времена. Практика предыдущих кризисов в нашей стране также показала, что подобная форма выгодна и удобна не только бизнесу, но и людям, работающим по этой форме договоров с добросовестными агентствами.
Экономика под угрозой
Оценить негативный финансовый эффект от вступления закона в силу пока невозможно (многое еще будет зависеть от второго, отсылочного закона), но в том, что он будет очень серьезным, сомнений нет.
Учитывая, что большая часть крупнейших промышленных предприятий (производство продуктов питания, товаров народного потребления, автомобилестроение, тяжелое машиностроение, производство бытовой химии и др.) используют механизм привлечения предоставленного персонала в пиковые сезоны, повышение общеотраслевого уровня издержек способно оказать дополнительное инфляционное давление в размере 1 - 4% в зависимости от отрасли. Значительное увеличение затрат может снизить конкурентоспособность отечественного производства в сравнении с зарубежными и оказать существенное влияние на рост потребительских цен целого ряда товарных категорий. Необходимость предотвратить потенциальные убытки приведет к корректировке стратегий развития крупнейших иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Наиболее вероятный вариант развития событий - переход к системе покрытия спроса в периоды пиковой нагрузки за счет импорта продукции.
В этом случае в связи со снижением уровня загруженности производственных мощностей сотрудники, которые ранее привлекались посредством легальных механизмов предоставления персонала, будут сокращены.
Решение вопроса очевидно и до смешного несложно. Более того, оно давно прописано рабочей группой Ассоциации европейского бизнеса, которая предлагала законодательное регулирование этой области с полноценным учетом как интересов бизнеса, так и интересов работников, с дополнительно закрепленными правами работников, их полной социальной защищенностью, аккредитацией агентств, простыми и понятными правилами, которые бы навели порядок, а не создавали дополнительные неоправданные преграды для развития российской экономики.
Остается надежда, что либо Совет Федерации, либо президент не одобрят принятый Госдумой закон, а правительство все-таки разработает документ, который будет регламентировать отношения, существующие на рынке труда России уже почти 20 лет, а не станет бездумно запрещать механизмы, работающие во всем мире.