Все ходы записаны
Игорь Шубин (справа) — мэр Перми, третий по счету новый глава региональной столицы в Урало-Западносибирском регионе |
За последний год не один столичный город Урало-Западносибирского региона обновил властную верхушку. В марте прошлого года сменился мэр Челябинска, в декабре — Тюмени. Каково происхождение этих людей, каковы их ценности, как изменится жизнь и облик уральских городов с их приходом, чего ждать от них инвесторам и бизнесу? Ответы на эти вопросы мы попытаемся дать в серии портретных интервью с мэрами новой волны. Первое, с главой Челябинска Михаилом Юревичем, опубликовано спустя несколько месяцев после его избрания (см. «Проверка властью»). Сегодняшний разговор — с председателем муниципальной думы Перми Игорем Шубиным.
Чего хотят пермяки
— Игорь Николаевич, какие проблемы безотлагательны для города?
— В преддверии выборов я провел более семисот встреч с избирателями. Выяснилось, что их волнуют: создание товариществ собственников жилья, приватизация жилья в общежитиях, единый архитектурный облик города, работа транспорта, организация парковок, очереди в детские сады. Всего мы вычленили 21 «болевой» вопрос. Но для администрации есть ряд приоритетных тем: доступное жилье, развитие инженерных сетей, комплексное благоустройство, капитальный ремонт социальных учреждений, обеспечение безопасности жителей.
— Существует ли программа решения этих задач?
— Аркадию Кацу поручено разработать программу развития Перми. Фактически она уже готова, с ней можно ознакомиться на официальном сайте городской администрации http://gorodperm.ru. В ближайшее время она будет вынесена на обсуждение депутатов.
— Острейшая проблема — дефицит доступного жилья. Каковы планы муниципальной власти в этом направлении?
— Около года в Пермском крае действует программа «Жилье для молодых семей». Суть ее в том, что администрация города на паях с областным бюджетом выделяет молодым семьям субсидии на приобретение жилья. Субсидия рассчитывается по следующей формуле: цена одного квадратного метра в Перми умножается на количество членов молодой семьи. Полученная цифра умножается на 18 (норма квадратных метров в квартире на каждого члена семьи). Размер субсидии — 30% от итогового результата. Допускается приобретение квартиры площадью до 2/3 от нормы, но при этом размер субсидии будет уменьшен. Условия для желающих стать участниками программы: оба супруга не достигли 30 лет, брак зарегистрирован, есть ребенок, они — граждане России и проживают в Перми не менее года, не имеют в собственности (пользовании по договору социального найма) жилого помещения или площадь этого помещения меньше нормы.
— Почему вопрос архитектурного облика Перми так актуален для ее жителей?
— Город переполнен рекламой. Растяжки и щиты загораживают вид на перспективу улиц, портят фасады домов, несут переизбыток информации. Город похож на ярмарку. Существуют нормативы: определенное количество квадратных метров рекламы на количество жителей. А у нас эти нормы кое-где превышены в шесть-восемь раз. Мы ведем ревизию рекламы на предмет законности ее размещения. А рекламный бизнес может процветать, используя новые технологии при изготовлении рекламных носителей.
Гарант инвестора — бумага
— Какие налоговые и неналоговые меры вы собираетесь предпринимать в целях стимулирования инвестиционной активности?
— У муниципалитетов в качестве налоговых поступлений осталось два источника: налог на имущество (50% ставки) и налог на землю. Мы установили минимальные ставки налога на землю при предоставлении участков под жилищное строительство. Но с этого года правительство России отменило все льготы, поэтому мы не можем давать их предприятиям. Это общая политика государства. И политика города не может идти с ней вразрез.
Антимонопольное законодательство запрещает нам предоставлять какие-то индивидуальные льготы, работать с инвесторами в частном порядке без риска получить претензии по поводу того, что мы оказываем помощь или содействуем каким-то отдельным юридическим лицам в ущерб другим. В этом плане мы должны быть достаточно деликатны. Наша цель — создать общие привлекательные условия для комфортной работы инвесторов на нашей территории.
— Какие это условия?
— Для инвестора важен внешний вид города: хорошие дороги, аккуратные дома, озеленение, отсутствие пробок на дорогах. У представителей городских властей должна быть репутация людей, которые работают исключительно в рамках закона. К сожалению, у Перми репутация пока несколько иная (прежний мэр Аркадий Каменев осужден за превышение должностных полномочий. — Ред.). Нам еще предстоит серьезно работать в этом направлении.
— Что вы предпринимаете, чтобы укоренившемуся бизнесу было комфортно в Перми и у него не возникало желания уйти в другие регионы?
— В первую очередь мы планируем ликвидировать перекрестное субсидировании по энергоресурсам. Это позволит бизнесу снизить издержки. Сейчас разница в тарифах по некоторым энергоносителям более чем двукратная. То же касается и транспортных тарифов на пригородные железнодорожные перевозки. Краевые власти подписали соглашение с железной дорогой, один из пунктов которого предусматривает, что потери от перевозок льготных категорий граждан компенсируются из краевого бюджета.
Далее: необходимо восстановление инфраструктуры речных видов транспорта. Например, компании «Уралкалий» и «Сильвинит» львиную долю своей продукции теперь вывозят по реке. И мы должны обеспечить бесперебойную работу шлюзов, портов, сделать это хозяйство экологически безопасным, дешевым и оперативным для предпринимателей.
Теперь — о предоставлении земли для расширения производства и открытия нового. По генеральному плану развития Перми, территория города разбита на зоны с правовым регулированием. Необходим следующий шаг — по этим территориям нужно подготовить градостроительную документацию, детальные планировки. Мы должны предусмотреть транспортные и инженерные коридоры, провести межевание территории. То есть провести подготовительную работу для того, чтобы, если принято решение о выделении земли или о выставлении участка земли на аукцион, то это происходило бы оперативно, и мы четко представляли, какова характеристика этого участка, что на нем можно возвести. Это уменьшит риски бизнеса.
Говоря о бюджетных кредитах или гарантиях, замечу: новое законодательство не позволяет нам использовать бюджетные средства в виде коммерческих кредитов. Гарантии выдавать мы можем. Они в бюджете предусмотрены, но только для предпринимателей, которые выполняют муниципальный заказ. На конкурсной основе предприятие получает подряд на выполнение муниципального заказа, город выдает гарантии на кредитные ресурсы, которые оно приобретает за выполнение этих работ. Такая схема позволяет нашим подрядчикам хорошо оснащаться.
— Бизнес часто пеняет на административные барьеры. Что вы можете пообещать по этому поводу потенциальным инвесторам?
— Мэрия — организация бюрократическая. В ней нет места «революционной целесообразности». Мы должны обставлять все наши действия административными регламентами. Главное: субъектом этих действий должен быть не отдельный чиновник, а открытая для всех сторон бумага, из которой ясно — как именно и в какие сроки взаимодействуют участники процесса, что может и чего не может делать чиновник, что должен делать заявитель, проситель или в данном случае инвестор.
— Чуть более года в Челябинске к власти пришел новый мэр-бизнесмен. Он сразу обвинил ряд предпринимателей в том, что они имели привилегии при прежнем градоначальнике, и стал бороться с «пережитками прошлого». Как считают его оппоненты, в городе начался передел собственности. Так или иначе, Челябинск сотрясают конфликты между мэрией и группой предпринимателей. Вы тоже пришли на должность главы города из бизнеса…
— Помимо работы в бизнесе, я долгое время работал чиновником. Поэтому воспитан в старых традициях, мне не присущ радикализм. Я знаю, что такое этика и корпоративная культура чиновничества. У меня тоже есть оппоненты. Но я считаю, что существуют другие пути решения наших разногласий. Надо уметь договариваться, а силовыми методами ничего не добиться. Результат будет только хуже. У нас в городе действуют разные силы, у них разные интересы. Я не могу сказать, что тут все в «шоколаде», но тем не менее город не трясет от борьбы этих групп. Мы уважаем мнение наших оппонентов, они могут его высказать, а мы смотрим, на что нужно реагировать, а что стоит проигнорировать по принципу «собака лает, караван идет».
Уроки КПСС
— Насколько, на ваш взгляд, эффективна и перспективна схема, действующая в Перми, когда всенародно избранный глава города является председателем городской думы, а фактически управляет городом глава администрации — ситименеджер? Например, в Екатеринбурге главу администрации избирает само население.
— Аркадий Чернецкий уже пятнадцать лет руководит Екатеринбургом, убедить его в необходимости перехода на другую схему управления очень трудно. Наша схема мне представляется очень перспективной. Что такое город? Многоукладное хозяйство, такое же, как предприятие. У нас же не вызывает никаких сомнений структура управления предприятием, когда существует совет директоров, возглавляемый председателем. Члены совета директоров нанимают на конкурсной основе менеджера — исполнительного директора. Эта структура вполне подходит и для управления городом: совет директоров — депутаты, председатель — мэр, а исполнительный директор — ситименеджер. Такая схема широко распространена на Западе. Но нам мешает принять ее инерция мышления. Единственная проблема — нужно правильно прописать все регламенты взаимодействия, полномочия и функции между думой, мэром и ситименеджером, как это прописано в уставах предприятий. В 131м законе о местном самоуправлении эти вопросы четко не регламентированы, что может внести некую сумятицу в работу муниципалитета.
— Эксперты утверждают, что в такой схеме глава города фактически устранен от управления, все решает ситименеджер. И это подтверждает опыт Тюмени. Вам хватает полномочий?
— Мне хватает. Все инициативы и нормативные акты, которые выходят из администрации, идут через думу и меня как ее председателя. Правила игры определяет глава вместе с думой, а саму игру ведет уже администрация города во главе с ситименеджером. Мы его контролируем. И можем расторгнуть с ним контракт, если он не справится с поставленными задачами.
— Качественный состав городской думы как «совета директоров» вас устраивает?
— Новый состав думы разнообразен с точки зрения отраслевой принадлежности: у нас есть директора промышленных предприятий, врачи, экономисты, представлена социальная сфера. Чуть меньше половины — депутаты прошлого созыва, то есть сохранена преемственность, есть определенный опыт. Я доволен составом.
— Какие фракции уже образовались?
— Фракция «Единой России». Ее возглавляю я. Собираются организовать фракцию промышленников. Пока все.
— Яркие оппозиционные блоки возможны?
— В думе есть некоторые оппозиционно настроенные депутаты. Они были противниками моей кандидатуры еще на мартовских выборах. Но их единицы.
— Что вы как глава отделения «Единой России» в Перми думаете о майском конгрессе демократических сил в Пермском крае, который провели СПС и «Яблоко», и об их обвинениях в адрес «единороссов» в тотальном контроле над обществом?
— У нас в городе нет ярко выраженного антагонизма между политическими группами и партиями. Нас всегда отличал конструктивизм. Дураки ругаются, а умные договариваются. Я сам в прошлом депутат законодательного собрания Пермской области. Наш парламент всегда имел мнение, отличное от губернаторского. Но мы находили компромисс, уважали точку зрения своих оппонентов. То же касается взаимоотношений региональной власти с городской.
Жесткие высказывания в угоду политическим амбициям, которые позволяют себе лидеры или руководители партий, дестабилизируют ситуацию. В конечном итоге пострадают жители региона. Именно так я и оцениваю заявления, которые были сделаны на том конгрессе. Вообще, я лично знаю председателя политсовета СПС, бывшего вицегубернатора Пермской области Никиту Белых. У нас замечательные отношения, но я не ожидал от него таких заявлений. Может быть, это просто слова?
А вообще оппоненты всегда нужны.
В первую очередь самой «Единой России». Их мнение можно учитывать, а можно и не учитывать. Но оно обязательно должно быть. Только тогда мобилизуются и власть, и политические партии. Отсутствие оппозиции — это дорога к деградации и застою. История КПСС этому учит.
После нас
— Каким бы вы хотели оставить город потомкам?
— Это должен быть современный город с широкими улицами и проспектами, без автомобильных пробок и ям на дорогах, с бульварами и парками. Железнодорожный и автобусный вокзалы должны быть удобны для жителей и гостей города, поэтому их целесообразно расположить поблизости друг от друга. В городе должны возникнуть новые жилые микрорайоны: они заменят одно и двухэтажные трущобы в центре. производство постепенно освободит набережную, перейдет в промышленные и коммунальные зоны. Жители должны быть обеспечены благоустроенным жильем и общественными зонами отдыха, а гости города — комфортабельными гостиницами.
— Насколько этому видению соответствует генплан города, рассчитанный до 2020 года, но принятый еще до того, как вы стали мэром?
— В большей степени соответствует. Подробно с ним можно ознакомиться на упомянутом сайте. В генплан необходимо внести незначительные изменения. Они касаются назначения некоторых функциональных зон, определения районов для массового городского строительства, переноса из территорий перспективной застройки магистральных трубопроводов. Генплан будет обновляться непрерывно, вместе с разработкой последующей градостроительной документации (правил землепользования и застройки, проектов планировки).