Сбыча мечты

Сбыча мечты Энергосбытовой сектор в ожидании обещанного рынка и конкуренции предлагает свои решения хронических проблем отрасли

Энергосбытовой сектор на пороге очередных перемен: необходимо создать условия, которые заставят компании конкурировать в борьбе за конечного потребителя, заявил министр энергетики России Александр Новак 18 апреля на Всероссийском отраслевом совещании по вопросам корректировки модели оптового и розничных рынков электроэнергии (мощности). Ранее, 17 марта, распоряжением № 379-р правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике Российской Федерации.

Зачем государству хлопотать о конкуренции? Та реформа отрасли, которая затевалась еще в бытность РАО ЕЭС, исчезнувшего в 2007 году, зависла в недоделанности: теперь нужно либо обратно все сектора затаскивать в госрегулирование, либо давать нормальные рыночные инструменты. По мартовскому распоряжению правительства сейчас готовятся и к концу года ожидаются проекты документов.

По мнению игроков, меры, направленные правительством на увеличение сроков окупаемости договоров на поставку мощности в рамках распоряжения от 17 марта, приведут к сдерживанию цен на мощность, и это естественным образом отра­зится на сдерживании цены для конечного потребителя электроэнергии: услуги сбытов четко привязаны к цене этого рынка. Но это никак не обеспечит конкуренцию.

«Э-У» предложил руководителям компаний энергосбытового сектора региона высказать свою точку зрения на перспективы развития, проблемы и способы их решения.

Дайте доступ независимым

- Компании действительно ждут новых правил оптового рынка электроэнергии, чтобы понимать, как далее поведет себя государство, - обозначил проблематику Максим Ромашев, генеральный директор энергокомпании «Восток», одновременно работающей в качестве независимой элект­росбытовой компании и гарантирующего поставщика (ГП). - Но хочу заметить, пока не решена проблема перекрестного субсидирования, «отпустить» рынок не получится, поскольку это приведет к плачевным результатам. Должны быть синхронизированы снижение «перекрестки» и повышение конкуренции на рынке.

- Сейчас электроэнергетика - регулируемая государством отрасль по всем секторам, не только в сбыте, никуда от этого не ушли, - считает управляющий директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Георгий Козлов. - Реальная конкуренция появится, когда у игроков будут равные возможности. Если пойдем к рынку, надо создать такие условия для всех и многие процессы отпустить на саморегулирование.

Как правило, сейчас потребитель может выбрать только, кто ему нужен: гарантирующий поставщик электроэнергии или независимая сбытовая компания. Сбытовой рынок четко сегментирован. ГП как оператор оптового рынка сохраняет монополию на определенной территории, где все розничные потребители, в том числе и независимые сбыты, вынуждены покупать элект­роэнергию у него либо у розничной генерации. Потому что у ГП есть возможность покупки электроэнергии на оптовом рынке по единой группе точек поставки (ГТП). Гарантирующий поставщик живет на сбытовую надбавку. Раньше она фиксировалась в виде абсолютного значения, сейчас формируется в виде наценки в процентном отношении. Чем дороже ГП покупает электроэнергию на оптовом рынке и продает потребителям, тем больше он зарабатывает. Раньше ему было выгодно снижать цену, чтобы удерживать крупных потребителей. Теперь приоритеты поменялись.

Если потребителю это не нравится и он хочет сам выйти на оптовый рынок, то строит дорогостоящую автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ) и уже покупает напрямую там. Позволить себе это может только крупный бизнес.

Независимых энергосбытовых компаний три типа. Первый - корпоративные внутрихолдинговые, которые создаются под моноклиента, предоставляющие сервисы для своих потребителей. Второй - компании, аффилированные с ГП, работают на то, чтобы подхватывать потребителей, которые хотят от него уйти, удержать их в контуре компании. Они могут быть не аффилированы напрямую, но все равно «дружат». И есть реально независимые энерго­сбытовые компании, таких единицы.

Среди них - федеральная энергосбытовая компания «Энергомарт», которая, как рассказывает генеральный директор Федор Пономарев, сконцентрировалась на корпоративном клиенте федерального масштаба, имеющем предприятия во всех регионах - сетях всех мастей, гостиничных комплексах, заправочных станциях, ритейле:

- С одной стороны, погода на рынке благоприятствует заниматься энергосбытовым бизнесом - приняты законодательные акты, вполне соответствующие требованиям конкуренции - 35-й федеральный закон и 442-е постановление правительства прописали все регламентные процедуры. Потребитель может выбирать, как ему выгоднее покупать электроэнергию. С другой, пот­ребитель часто не знает, как именно это делать, ему нужен ликбез. Эти его проблемы - наш хлеб. Но клиента интересует не только низкая цена, но и качественный сервис. Мы пытаемся понять, какая у него ситуация и предложить оптимальные решения. За счет этого и конкурируем.

«Энергомарт» изначально стал предлагать услуги не крупным промышленным потребителям, где есть квалифицированные главные энергетики, а малому и среднему бизнесу, которому держать в штате энергетиков накладно. И угадал: еще в прош­лом году работал с потребителями пяти регионов и обслуживал 300 точек учета, в этом - уже в 28 регионах обслуживает две тысячи точек.

Самое важное, что обещано сбытовому сектору правительственным распоряжением от 17 марта, по мнению Федора Пономарева, - предоставить возможность всем игрокам, не только ГП, объединять точки поставки в единую ГТП - совокупность приборов учета по всем потребителям в регионе присутствия, измеряющие, сколько электроэнергии покупают эти пот­ребители. Сегодня независимые сбыты по каждому потребителю отдельно регистрируют ГТП на оптовом рынке, отдельно подают почасовые заявки, выполняют операции. Объединение в ГТП по региону резко сократит операционные затраты, а также облегчит процедуру вывода потребителя на оптовый рынок - не придется регистрацию проходить каждый раз заново.

Второй важный момент - решается воп­рос снижения требований к системе АИИСКУЭ, чтобы ее установка не была такой дорогой - более миллиона рублей для потребителя с одной-двумя точками учета, из которых на аппаратуру приходится пятая часть, остальное уходит на процедуры согласования. Если снизить ценовой барьер, средний бизнес сможет сам выйти на оптовый рынок.

Таким образом, чтобы независимые сбыты могли конкурировать с ГП, им нужен на сопоставимых условиях доступ к покупке электроэнергии. Учитывая, что сбытовые надбавки ГП в некоторых регионах сейчас составляют 15 - 45 коп./кВт•ч, конкуренция может быть очень интересной.

ГП тонут в неплатежах

По части создания равных условий позиции независимых сбытов и ГП сходятся. Равные условия позволят решить закоренелые проблемы, особенно связанные с миллиардными неплатежами. На ГП замыкаются все риски неблагополучных клиентов, считает Георгий Козлов:

- Мы вынуждены нести бремя кредитных обязательств, чтобы обслуживать задолженность потребителей. В этом смысле категория ГП в менее конкурентоспособном положении.

Поэтому стоит фокусироваться на конкуренции не ради конкуренции, а ради того, чтобы проблемы сбытового сектора начали решаться. Иначе придут новые игроки, которые будут конкурировать ценой, но если они столкнутся ровно с теми же неплатежами, которые мы имеем сейчас, судьба этих компаний будет незавидной. По цепочке проблема неплатежей создает риск и для более крупных субъектов энергетики, генераторов и сетей. Поэтому надо работать с причиной, настаивает Георгий Козлов.

Он отмечает еще одно законодательное ограничение по конкуренции - ГП на территории своего присутствия не имеют возможности выводить предприятия на оптовый рынок: это якобы номинально разные виды бизнеса. Хотя по факту холдинги все равно развивают данное направление - через партнерские энергосбытовые компании.

Мнение главы Свердловэнергосбыта разделяют коллеги. Генеральный директор ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Татьяна Бычкова отмечает: более всего беспокоит проблема неплатежей. В структуре дебиторской задолженности основную долю составляют долги предприятий ЖКХ и перепродавцов электроэнергии. Необходимо синхронизировать платежи по времени, полагает глава ТЭК. В компании выстроена такая работа с предприятиями-должниками: вводят ограничения поставки электроэнергии, поднимают претензионно-исковой шум. Процесс работы с неплательщиками полностью автоматизирован. В принципе многие компании движутся похожим путем. Но воз и ныне там.

- Главной проблемой электроэнергетики устойчиво сохраняется платежная дисциплина, - утверждает Максим Ромашев. - Причем речь не только о населении,
своевременность платежей хромает и у крупных потребителей. Самая проблемная группа - муниципальные ресурсные предприятия, которые оплачивают элект­роэнергию из рук вон плохо, и управляющие компании.

Найти решения взялась Госдума: законопроект предусматривает повышение пеней за просрочку оплаты и бюджетные гарантии для неотключаемых потребителей. Пени, надо заметить, предлагается сделать соизмеримыми со средней процентной ставкой по потребительским кредитам: станет невыгодно задерживать платежи энергетикам. Кроме этого, необходимо сокращение числа неотключаемых потребителей - далеко не всегда в списки попадают объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов или выполняют жизненно важные для людей функции. Нужны и кардинальные меры по гарантии оплаты поставленных энергоресурсов неотключаемым потребителям.

Георгий Козлов предлагает: если ответственность и средства за содержание инфраструктурных сетей по электро-, тепло-, водоснабжению многоквартирного дома передать в эксплуатацию соответствующим ресурсоснабжающим организациям, учесть в тарифах на ресурсы и исключить из тарифов УК - порядка было бы больше. Каждая ресурсоснабжающая работала бы напрямую с населением либо через РЦ. И можно было бы не поднимать постоянно вопрос, что деньги где-то зависают.

Вызовы и поглощения

Ключевым моментом, определяющим конкурентоспособность энергосбытовой компании, остается размер сбытовой надбавки. Действующая с декабря 2012 года методика ФСТ России по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков позволила установить дифференцированные сбытовые надбавки по группам потребителей - юридических лиц, населения и сетевых организаций. И сейчас все издержки деятельности ГП покрываются сбытовой надбавкой в виде процента от цены оптового рынка за кВт/час. Для крупных игроков она одна, для мелких - другая, для населения - фиксированная. Методика расчета дифференцированных сбытовых надбавок позволила нормализовать финансовое положение сбытов, оценивает Максим Ромашев.

Но стабильность сбытам только снится, условия игры постоянно обновляются. В ближайшее время ожидают, например, принципиального изменения тарифообразования для энергосбытовых компаний-ГП - переход к формированию сбытовой надбавки методом эталонных затрат, когда будет задан некий потолок цены обслуживания одного клиента.

На момент ввода эталона, полагают в ГП, надо привести сильно разнящиеся в регионах проблемы сбытового сектора в «средневзвешенное состояние». В направлении усреднения федеральная инициатива есть. А вот по более актуальному повышению ответственности неплательщиков - нет. Всегда низкая платежная дисциплина сегодня усугубляется негативными процессами в экономике регионов. Когда дело доходит до реального применения законодательства, позиция судов неоднозначна в части права ГП на расторжение договоров, отключение недобросовестных пот­ребителей и прочее.

Подытожим: сейчас перед энергосбытовыми компаниями стоят три вызова, полагает генеральный директор ОАО «Перм­энергосбыт» Роман Леньков. Первый - повышение финансовой устойчивости за счет снижения неплатежей за электро­энергию. Задача решается компаниями через повышение качества работы с неплательщиками, но существенные изменения вряд ли возможны без ответственной государственной политики в области повышения платежной дисциплины потребителей энергоресурсов.

Второй - повышение доходности за счет диверсификации, через расширение дополнительных (нерегулируемых) видов деятельности. Ответ имеет более простые решения, лежащие в области реорганизации бизнеса и в создании дополнительных компетенций. Сейчас многие энергосбытовые компании с разной степенью успеха занялись этим. Ведут диверсификацию деятельности, реализуют продукты энергоаудита, энергосервиса, энергоучета, организации технологического присоединения, биллинга услуг ЖКХ и т.д. Ключевым моментом становится переход к комплексному обслуживанию клиентов, когда энергосбытовая компания способна одновременно с электроэнергией предоставить клиенту еще целый ряд полезных товаров и услуг.

Третий вызов - экстенсивный рост за счет слияний и поглощений. Это следствие консолидации энергосбытового рынка. Крупные холдинговые структуры не прекращают поиск возможностей для новых приобретений, и этот процесс еще будет характерен для рынка какое-то время. При этом претензии на часть энергосбытового бизнеса все более успешно предъявляют крупные электрогенерирующие структуры. Скорее всего, и независимые операторы, и гарантирующие поставщики в конечном итоге будут поглощены более крупными игроками из сферы электрогенерации.

Есть еще один бесспорный аспект, который повышает конкурентоспособность сбытов независимо от госполитики в отношении отрасли, - технологическое развитие, которым сейчас заняты все компании. В будущем это работа в так называемой концепции Smart: умная квартира, дом, город - это то, к чему энергосбытовые компании должны готовиться уже сегодня, создавая соответствующую инфраструктуру и продукты для своих клиентов и партнеров.

Вот пример: Тюменская энергосбытовая компания для автоматизации и повышения прозрачности бизнес-процессов внедрила корпоративную интегрированную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью на базе программного продукта SAP ERP. С помощью SAP контролируется как основная деятельность компании (управление закупками и продажами электроэнергии на оптовом рынке, энергосбытовые услуги), так и финансово-хозяйственная деятельность (бухгалтерский, финансовый, налоговый учеты, управление бюджетом, материальными потоками и персоналом). В рамках развития автоматизации бизнес-процессов по продаже электроэнергии на розничном рынке на базе SAP BI построено хранилище данных по энергосбытовой деятельности, полностью автоматизированы такие процессы, как краткосрочное и долгосрочное планирование, формирование резерва по сомнительным долгам, ограничение потребителей-неплательщиков, претензионно-исковая работа.

Так что перспективы развития энерго­сбытового бизнеса огромны, исходя просто из того, что качество обслуживания потребителей в стране однозначно не достигло необходимого уровня. Это значит, компаниям есть куда расти и развиваться. Хорошо бы в условиях конкурентной среды: так быстрее.

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться