Меры ответственности
Власти Свердловской области пришли к необходимости формирования программы развития промышленности, в которой не просто прописаны целевые ориентиры, но зафиксирована степень участия бизнеса и власти в ускорении экономического роста.Президиум правительства Свердловской области утвердил концепцию областной целевой программы (ОЦП) «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», разработанную министерством промышленности и науки Свердловской области при участии аналитического центра «Эксперт-Урал» и Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ. Предполагается, что ОЦП будет подготовлена уже к сентябрю. Она станет первым документом, направленным на реализацию программы создания высокопроизводительных рабочих мест на территории региона, также разработанной АЦ «Эксперт-Урал» и ВШЭМ УрФУ по заказу областного Минпрома (подробнее о ней см. «Трудовые будни» , «Э-У» № 15 от 15.04.13).
С инструментами в руках
Для индустриального региона (а в структуре промышленной продукции Свердловской области 84% составляют обрабатывающие производства) наличие системного подхода к управлению базовым отраслями представляется чрезвычайно актуальным. Открывая заседание президиума, губернатор области Евгений Куйвашев выделил три серьезных блока, которые тормозят экономический рост:— Во-первых, технологическая отсталость: степень износа основных производственных фондов составляет 54%. Во-вторых, низкая научная активность предприятий промышленного комплекса: инновациями занимается всего 14% предприятий промышленности области. В-третьих, недостаток финансовых ресурсов. И проблема не только в нехватке собственных средств, но и в недостаточно эффективном их привлечении с федерального уровня. Все это не позволяет обеспечить высокий уровень производительности труда: по расчетам экспертов, современное высокопроизводительное рабочее место должно обеспечивать выручку от 5 до 8 млн рублей на одного работника, у нас в прошлом году этот показатель составил 3 млн 300 тыс. рублей. ОЦП должна стать эффективным инструментом для снятия этих ограничений.
Такая картина характерна для большинства старопромышленных регионов России. Нельзя сказать, что власти территорий не видят дисбалансов, но часто не ясно, как их менять. Имеющиеся программы поддержки промышленности, как правило, завязаны на административный ресурс и моральную помощь бизнесу. Мы же не раз подчеркивали, что сегодня есть настоятельная потребность участия региональной и муниципальной власти в развитии экономики наравне с бизнесом. Примеры эффективности такой модели продемонстрировала Калужская область, но, по словам директора ВШЭМ Сергея Кадочникова, простое копирование этих инструментов не даст результата, территории имеют специфику, им нужно искать свои механизмы. Представленная концепция как раз предлагает ряд важных, на наш взгляд, инструментальных новаций.
Для снятия производственных и структурных ограничений в промышленности авторы концепции предлагают сосредоточиться на трех блоках: техническое перевооружение через создание новых и расширение существующих производств; развитие системы профессиональной подготовки кадров; помощь бизнесу в выходе на новые рынки. По словам министра промышленности и науки Свердловской области Владислава Пинаева, планируемый объем средств из регионального бюджета на эти цели составляет 7,8 млрд рублей на пять лет, то есть в среднем по 1,54 млрд рублей ежегодно. В результате доля расходов на национальную экономику в структуре бюджета увеличивается с 14 до 15%. Да, в сравнении с другими регионами это не выглядит внушительно. Так, Ленинградская область тратит на эти цели 22% бюджета, Калужская — 21%. Однако, как справедливо заметил Сергей Кадочников, это хороший и правильный тренд: «Наши бюджеты последние годы имели социальную направленность и сдвиг на 1% — важный шаг в сторону участия власти в финансировании темпов роста».
В качестве механизмов поддержки предлагается использовать как традиционные элементы, так и новые. Как известно, высокая стоимость финансовых ресурсов в стране отрицательно сказывается на инвестиционной активности бизнеса, поэтому компенсация части затрат на обслуживание банковских кредитов уже запущенных проектов модернизации производства представляется весьма действенной мерой. Правительство области уже объявило, что выделит в 2013 году на эти цели 300 млн рублей. И, как оказалось в процессе конкурсного отбора заявок, спрос на такую меру поддержки есть: заявки подали 47 предприятий, которые реализуют 60 инвестиционных проектов. Суммы компенсаций процентов по выданным на эти проекты банковским кредитам почти в три раза больше, чем предусмотрено программой на этот год.
— Вкладывая бюджетные средства в реальный сектор, стимулируя создание продукции с высокой добавленной стоимостью, мы получаем отдачу в виде увеличения налоговых поступлений от промышленных предприятий. Мы подсчитали, что если все 60 проектов, которые участвуют в конкурсе, будут реализованы, объем отгруженной продукции составит 103 млрд рублей, а область получит 4100 новых рабочих мест, — обосновал целесообразность поддержки Владислав Пинаев.
Безусловно, изменение качественных параметров не ограничивается только поставками нового оборудования. Еще один барьер — недостаточный уровень подготовки кадров высокой квалификации. Здесь Сергей Кадочников предлагает использовать нетрадиционные инструменты, например, выделение грантов на профессиональную переподготовку.
Особые инструменты нужны и в вопросе расширения рынков сбыта местных производителей. Как показала дискуссия, участие региональной власти (проведение исследований в России и за рубежом, возмещение части затрат на продвижение продукции, проведение сертификации и лицензирования промышленных образцов) приветствуется бизнесом.
— Сейчас, — считает генеральный директор УГМК-холдинг Андрей Козицын, — следует сосредоточиться на анализе конкурентных позиций региона в глобальной и национальной экономике, этот анализ должен иметь практический смысл для принятия решений. Необходимо детально проанализировать все издержки ведения бизнеса в Свердловской области, просчитать реальную стоимость энергоресурсов, трудовых ресурсов, логистики, географию рынков, на которых производимая продукция может быть конкурентоспособна, емкость этих рынков, спрогнозировать динамику спроса и наши перспективы. Если эти перспективы есть, можно считать отраслевые потребности в инвестициях и субсидиях.
В режиме диалога
Подготовка концепции сопровождалась конструктивным диалогом с бизнесом, чего не всегда удается добиться в практике стратегирования. Как отмечает первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов, «союз был одной из экспертных площадок, где этот документ обсуждался на различных уровнях. И обсуждался очень серьезно. На первом этапе он не получил одобрения у промышленников. Мы считаем важным, что концепцией предусмотрено управляющее воздействие власти на развитие промышленности в отличие от первых вариантов, где функция власти, на наш взгляд, скорее сводилась к простому учету запланированных инвестиционных проектов финансово-промышленных групп».Между тем при всей правильности подходов одна программа, инициированная одним министерством, работать не будет. Чтобы провести структурные преобразования, нужен комплекс мер, за которые несут ответственность самые разные ведомства: от власти требуется участие в решении вопросов мобильности населения, строительства дорог, инфраструктуры и так далее. Мы не раз говорили, что из-за отсутствия координации многие правильные идеи в регионах проваливаются. Кроме того, пока не проработано участие муниципалитетов, а без этого нельзя говорить о повышении конкурентоспособности предприятий. Михаил Черепанов: «Как, например, решить проблему организации миграционных потоков в нашу область без развития муниципальной социальной инфраструктуры? Пока, к сожалению, муниципалитеты не способствуют развитию промышленности, скорее наоборот, промышленники поддерживают муниципалитеты в латании ежедневных дыр, отвлекая силы и средства от производства, тем самым теряя конкурентные преимущества».
Понимание необходимости консолидированного решения управленческих задач есть. «В работу по реализации программы развития промышленности должны включиться все министерства. Я поручаю правительству области взять на особый контроль подготовку и реализацию программы и обеспечить координацию межведомственного взаимодействия», — подчеркнул Евгений Куйвашев на заседании президиума.
Концепция программы будет дорабатываться до сентября. Авторы считают, что, если все заявленные инструменты и механизмы удастся запустить, область к 2018 году получит двукратный рост промышленного производства, ее экспорт вырастет в 1,5 раза, а доля инновационной продукции в промышленном производстве — с нынешних 5% до четверти.