Особый взгляд на обычные вещи
Тюменские законодатели намерены бороться с бедностью с помощью создания новых рабочих мест, ориентации образовательной системы на востребованные специальности и стимулирования малого предпринимательства.
В мае региональные власти, как исполнительные, так и законодательные, получили «разнарядку» от федерального центра обратить особое внимание на соцполитику. Более того, в стратегию деятельности территориальных парламентов уже внесены изменения, которые учитывают курс нового федерального правительства.
На столе у председателя комитета по социальной политике Тюменской областной думы Владимира Столярова свежая пресса. Передовицы газет пестрят планами российского кабинета министров — в приоритете борьба с бедностью. Причем проекты реализации этой задачи предстоит разрабатывать регионам. Казалось бы, для Тюменской области, где уровень жизни на порядок выше, чем в среднем по России, проблема бедности неактуальна. Однако и здесь есть категория людей, которые находятся за чертой достатка, и нередко по собственной вине.
Бедность как порок
Владимир Столяров |
— Мы еще в прошлом году начали работать над темой «Достойный труд — достойная зарплата», — рассказывает Владимир Столяров. — Депутаты соцкомитета проехали семь районов: были на предприятиях промышленности и энергетики, в личных подсобных хозяйствах. Зарплату достойную можно получать, когда будешь хорошо работать, другого не дано. Некоторые семьи только грибов сдают за сезон на 72 тыс. рублей, а есть такие, что даже картошку возле дома не садят. А вы говорите — бедность...
— Согласен, но закон не будет разбирать, кто трудится, а кто нет. Соцвыплаты положены всем, кто находится в сложной жизненной ситуации…
— Моя точка зрения — надо помогать тем, кто работает, и тем, кто действительно попал в трудное положение, не может себя обеспечить. Конечно, можно все деньги раздать, но вряд ли это будет эффективно. Приведу пример: мы с главой одного из районов еще в 2005 году побывали в деревеньке, население которой просило обеспечить их работой и хорошей зарплатой. Мы говорим: «Хорошо, вот вам заказ на заготовку дров для муниципальных нужд. К тому же колодец у вас почти совсем обрушился, надо новый срубить». Глава жителям объясняет: чтобы не возить рабочих, он пятерым местным жителям заплатит по 7 тыс. рублей. Их ответ: вот еще, не лазили мы в этой жиже и лазить не будем. Это психология такая, ее ломать надо. Вообще не понимаю, как можно иметь дом с приусадебным участком в соток двадцать-тридцать и при этом бедствовать. На бутылку самогона денег хватает, а на майку для ребенка нет?..
— Не исключено, что регионам из собственных средств придется увеличивать пособия и пенсии, которые, по мнению нового премьера РФ Владимира Путина, должны быть не ниже прожиточного уровня… В областной казне деньги на это есть?
— Мы рассмотрели бюджет области до 2010 года. Довольно сложно закладывать в трехлетний документ увеличение социальных выплат. Сегодня можно сказать, что мы подняли размер пособий, потому что, положим, бюджет сложился хорошо именно на 2008 год. А если в следующем не будет возможности обеспечивать рост выплат?
— В прошлом году и в начале этого как финансировались соцпрограммы?
— Сейчас мы вместе об этом узнаем. Через пять минут заседание комитета, нам правительство должно цифры предоставить.
...По коридорам власти мы шагаем в зал заседаний. У входа «дежурят» парламентарии, чиновники и приглашенные. Начало затягивается: комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям «оккупировал» помещения и не собирается завершать заседание. Дискуссия о социальных тратах разворачивается прямо в коридоре. Один из законодателей в разговоре с представителем исполнительной власти настаивает на увеличении финансирования. Чиновник соглашается, делает пометки в документах и в свою очередь просит депутата принять поправки в документы, которые касаются освоения денег. Не переставая общаться, участники заседания комитета перемещаются в зал.
— В 2007 году по сравнению с прошлым расходы на соцсферу увеличились более чем на 20%, — докладывает директор областного департамента финансов Татьяна Крупина. — Расходы на социальную политику профинансированы в объеме 6 млрд 698 млн рублей, из них 3,1 млрд — на предоставление мер соцподдержки. Объем инвестиций в социальную инфраструктуру — 13 млрд 630 млн рублей. Эти средства обеспечили ввод в эксплуатацию девяти школ, поликлиники, двух отделений областной больницы, двух спортзалов.
Такая же благоприятная для тюменской соцсферы ситуация складывается и во втором квартале этого года. Общее поступление в облбюджет составило 26,9 млрд рублей (31% от годового плана). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем расходов увеличился на 8 млрд рублей. Финансирование социальной сферы — 4 млрд 359 млн рублей. Это 20% всех расходов, на 1,2 миллиарда выше уровня соответствующего периода прошлого года. Более того, депутаты проголосовали за увеличение расходов бюджета на 2008 — 2010 годы почти на 27 млрд рублей, из них более 1,1 пойдет на социальную политику.
Меняем нефть на туризм
Очевидно, увеличение затрат, в том числе на соцсферу, обеспечено ростом цен на нефть и, соответственно, объемами отчислений налога на добычу полезных ископаемых. Деньги необходимы на выполнение многочисленных соцпрограмм. Однако неправильно ставить соцполитику в зависимость от стоимости полезных ископаемых. Бюджет должен наполняться и за счет других производств и сферы услуг. Поэтому в рамках диверсификации экономики депутаты рассмотрели ход реализации программы развития внутреннего въездного туризма. Цель проекта — создание конкурентоспособной туристической отрасли в области. Особое внимание уделяется Тобольску, где побывали нынешний и предыдущий президенты РФ. Некогда главный город в Западной Сибири готовит для туристов не только экскурсионные программы, но и улучшает инфраструктуру. Малый бизнес самостоятельно выходит с предложениями об открытии предприятий сферы услуг. Как результат — рост поступлений налогов от туристической деятельности и увеличение числа посетителей исторических и культурных объектов Тюменской области. В год этот показатель растет на 10 — 12%. Тем не менее пока существующий комплекс туристических услуг не может в полной мере удовлетворить потребности приезжающих.
Появился единый туристический информационный центр, но сведений о грамотном времяпрепровождении для гостей, решивших самостоятельно исследовать «жемчужины» области, по-прежнему не хватает. По мнению депутатов, нужны десятки маршрутов, рассчитанных на пребывание туристов в области сроком 7 — 10 дней.
Столяров считает, что ставку надо делать на развитие имиджа таких городов, как Тобольск, Ишим, Ялуторовск. Кроме того, турфирмы сегодня ориентированы в большей части на вывоз туристов за границу и очень медленно осваивают рынок въездного туризма. Это тоже приличные деньги, если правильно будет организован процесс. Законодатель выразил обеспокоенность и отсутствием кадров для этой сферы — не хватает и грамотных экскурсоводов, которые в состоянии рассказать об исторических достояниях региона, и работников гостиничного комплекса. Гостиницу можно построить любую, но если там не будет соответствующего сервиса, турист сюда не поедет.
Правильное образование
Проблема кадров актуальна не только для туристической отрасли. По словам Столярова, в области не хватает рабочих специальностей:
— Сегодня квалифицированный сварщик зарабатывает до 40 тыс. рублей, а мы все учим каких-то менеджеров. Когда им задаешь вопрос, что вы можете делать-то, толком ответа нет. Считается, что работать на заводе немодно. Это неправильно, рабочие профессии надо пропагандировать, нацеливать на их подготовку образовательную систему.
— А что ваш комитет для этого сделал?
— Правительством области приняты шаги к переоснащению лабораторий и образовательной базы в училищах и техникумах, где готовят рабочие кадры, к привлечению для обучения специалистов предприятий. Более того, сейчас заключаются договоры между молодыми людьми, предприятием и учебным заведением о подготовке кадров, выплате стипендий. Думаю, эта схема поможет нам поднять статус рабочей профессии и решить проблемы по нужным специальностям. Сегодня в области более 80 тыс. рабочих мест, но при этом сложно найти электрика, сварщика или каменщика. Зато много юристов, экономистов и менеджеров, которые на рынке труда практически не востребованы.
— Просто сегодня многие молодые люди выбирают профессии, с помощью которых можно заработать быстро и много, в том числе на старость. Мы начинали разговор с бедности, а ведь многие пенсионеры не могут себе позволить купить мясо. Для молодежи это пример «состоятельности» бывших электриков и сварщиков. Нет гарантий благополучной старости — нет уважения к таким специальностям…
— Эта категория людей практически создала экономику страны. Они заработали на достойную пенсию. Мы будем увеличивать ее, в том числе за счет региональных доплат. Что касается будущего молодежи: я, например, уже длительное время пытаюсь внести законодательную инициативу о накопительной части трудовой пенсии. Молодые люди должны думать о том, чтобы завтра получать достойную пенсию, вкладывать средства в накопительную часть. Однако никто официально не гарантирует, что эта накопительная часть будет индексироваться, хотя бы на уровне официальной инфляции. У меня есть ответы, которые гласят: эти средства вкладываются в какие-то инвестиционные проекты, где доходность выше. Ну если доходность выше, вы дайте людям гарантии. Сегодня более 30% молодежи не верит, что можно инвестировать в накопительную часть трудовой пенсии. Надо реальными делами формировать веру населения во власть.
— Вы отправляли документы с этой инициативой в Госдуму, правительство РФ?
— Конечно, и по этим, и по другим проблемам. Тщетно. Тем не менее депутатский корпус, фракция «Единая Россия» будут инициировать такие законы. Без этого нельзя. Такова наша работа