Первый блин

Первый блин

Первый всероссийский эксперимент в деле укрупнения регионов выходит на финишную прямуюCоздание Пермского края задумывалось предыдущим губернатором Пермской области Юрием Трутневым и его командой как грандиозный политический проект. Инициаторы, первыми начав воплощать в жизнь намерения Кремля укрупнить регионы, рассчитывали на особое отношение со стороны федерального центра. И не ошиблись: ныне Юрий Трутнев — министр природных ресурсов РФ, а большинство его соратников работают в Москве.

Считается, что выиграл и регион. Уговаривая коми-пермяков вернуться в состав Пермской области (самостоятельным субъектом федерации Коми-Пермяцкий АО стал в 1993 году), Кремль пообещал направить в округ грандиозные инвестиционные потоки из средств федерального бюджета. Указ президента предусматривал строительство газопровода Очер — Кудымкар — Купрос, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по маршруту Кудымкар — Сыктывкар. Теперь, правда, центр просит обосновать целесо-образность вложений.

Стерпится — слюбится

Рядовые жители области отнеслись к идее объединения в лучшем случае равнодушно. Главная причина осторожности — непонимание, для чего региону-донору «вешать на шею» камень в виде глубоко дотационного округа. Элиты округа и вовсе восприняли инициативу в штыки: они утрачивали автономию. Московским бонзам пришлось жестко наставить окружных «единороссов» на истинный партийный путь, и только тогда те стали робко поддерживать набирающий агитационные обороты процесс подготовки референдума по вопросу объединения.

Мощная пропагандистская кампания ясности не внесла. Зато на всероссийском конкурсе красоты победили пермские девушки, а местные команды попали в высшую лигу КВН. Самосознание жителей поднимали историческими легендами. Вот наиболее забавные примеры: Пермский край — центр древнего мира, а пермяки, соответственно, — потомки ариев; именно здесь творил Заратустра. (Кстати, челябинцы, на чьей территории обнаружен древний город Аркаим, оспаривают у пермяков право на наследование индоевропейского духа.)

Имело место и прямое давление на избирателей. Работникам муниципальных учреждений и предприятий выдавались справки о том, что они явились на избирательный участок и приняли участие в референдуме. Справка заверялась на участке членом избирательной комиссии, а потом предъявлялась работодателю. Не имеющему справки угрожали нешуточными санкциями.

В результате 7 декабря 2003 года практически 90% проголосовавших жителей округа и около 84% участников референдума в области высказались за объединение. Затем был разработан федеральный конституционный закон, регламентирующий интеграционный процесс. В конце марта 2004 года закон одобрил Совет Федерации: его поддержали 156 сенаторов. Сообщалось также, что в соответствии с федеральным законом, Коми-Пермяцкий АО войдет в состав Пермского края как административно-территориальная единица с особым статусом и сохранится как одномандатный округ на выборах депутатов Госдумы. Руководитель края будет избран в 2005 году, парламент — в 2006-м. Гладко было на бумаге. Объединителей поджидали «овраги» как административно-политического, так и экономического свойства.

Под колесами реформ

На протяжении всего объединительного процесса настоящей проблемой были и остаются попытки элит Коми-округа сохранить, а зачастую и поднять свой статус. И в этом изначально заложено противоречие, разрешить которое практически невозможно: около 70% работающего населения округа — служащие различного «калибра», одна из основных целей укрупнения регионов — административная реформа, по существу сокращение числа чиновничьих ставок. Ситуацию немного разрядила подоспевшая реформа Козака, против которой в Кудымкаре приема не нашлось. Однако, осознав, что с центром договориться не удастся, коми-пермяцкие элиты начали междоусобные битвы. Теперь борьба на выживание идет между окружными и районными структурами.

Первоначальный законопроект, устанавливающий структуру власти округа, был вынесен на обсуждение окружных парламентариев еще в августе прошлого года. Однако главы районов Коми-округа выступили резко против положения о придании ему в составе Пермского края статуса единого муниципального образования и упразднении существующих районов. На некоторое время оппонентов примирил и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов . Депутаты даже приняли закон в первом чтении. В соответствии с ним на переходный период создания Пермского края, до 1 января 2008 года, в округе сохраняются шесть муниципальных районов. Затем он станет муниципальным образованием, в состав которого войдут 27 поселенческих муниципалитетов, а административным центром останется столица КПАО Кудымкар. Сам Коми-округ с декабря 2005 года войдет административно-территориальной единицей в состав Пермского края, возглавит его вице-губернатор. В дальнейшем структуру окружной власти предполагалось прописать в уставе края.

Однако мир оказался недолгим. В конце 2004 года при рассмотрении окружным парламентом закона во втором чтении разразился скандал. Окружная администрация предложила поправку об уменьшении количества сельских поселений на территории Коми-округа после 2008 года с 27 до 15, мотивируя ее отсутствием необходимого финансирования. В ответ появилась поправка, которая придавала Кудымкару статус городского округа, что выводило его из состава Коми-Пермяцкого муниципального округа и напрямую подчиняло властям Пермского края. Это вызвало неудовольствие уже у окружных властей. Ожидалось, что если окончательное решение не появится до июня этого года, то устройство округа определит федеральный центр. Скорее всего, предпочли бы вариант главы КПАО Геннадия Савельева: создание на территории автономии единого муниципального образования.

Однако в связи с тем, что по инициативе ущемленных в своих интересах глав коми-пермяцких муниципалитетов суд отправил законопроект на доработку, полемика разгорелась с новой силой. Проще говоря, элиты округа попросили не лезть в их внутренние дела. Похоже, междоусобица не прекратится до принятия устава Пермского края, в котором будет четко обозначено административное устройство округа.

Точка роста под вопросом

Главный довод, который приводился в пользу объединения, — экономический. Коми-Пермяцкий округ — дотационный, Пермская область — донор. В рейтинге покупательской способности населения Пермская область занимала десятое место среди российских регионов, а Коми-Пермяцкий автономный округ располагался на 86-м (данные от 23 января 2004 года). Считается, что после объединения коми-пермяки станут жить лучше. Не факт, возражают эксперты.

В разгар агитационной кампании неоднократно заявлялось, что на территорию округа придут крупные предприятия, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых — редкоземельных металлов, нефти, алмазов. В этом случае появилась бы налогооблагаемая база, стимулы для роста отраслей, обслуживающих крупный бизнес. Ожидания не оправдались: из-за труднодоступности месторождений, отсутствия инфраструктуры и, возможно, малых объемов «богатств», добывающий бизнес к округу равнодушен.

Единственная пока «точка роста» на карте округа — деревообрабатывающая отрасль. В перспективе она способна вытянуть за собой машиностроение, малый и средний бизнес. В июне стало известно, что региональным властям удалось привлечь внимание к Пермскому краю финских компаний UPM-Kymmene Corp и Stora Enso Oyj. Скандинавам предлагается принять участие в возведении нового целлюлозно-бумажного комбината. Это самый масштабный проект из всех запланированных на территории края в 2005 — 2010 годах. Его стоимость оценивается специалистами главного регионального управления природопользования в 700 млн долларов. Строительство рассчитано на три года, срок окупаемости — девять лет, рентабельность — 40%, объем продукции — 320 тыс. тонн в год, номенклатура — легкая мелованная бумага. Однако то, что инвесторам предложат разместить производство именно в Коми-Пермяцком округе, ставят под сомнение высказывания вице-губернатора Михаила Антонова. Он считает, что глубокую переработку древесины, в первую очередь низкосортного и лиственного сырья, необходимо наладить на территории Пермской области. В Коми-округе, территории северной, леса в основном хвойные и только ближе к южной границе — смешанные. Кроме того, в Кудымкаре проблема с численностью и «качеством» населения — оно попросту спивается. При открытии производства рабочую силу придется завозить.

Если проект постройки ЦБК на территории Коми-округа реализован не будет, там, вероятно, ограничатся заготовкой древесины. Но и при таком повороте событий возникает масса вопросов. Во-первых, лес, пригодный для дальнейшей переработки, расположен в труднодоступных местах: «удобный» еще в советские времена вырубили заключенные, колоний здесь было много. Во-вторых, раньше лес сплавляли по рекам, затем из-за реальной угрозы экологической катастрофы этот трафик пришлось перекрыть, и теперь его придется вывозить автотранспортом или строить железнодорожную ветку, что затратно.

Октябрьские тезисы

В конце мая Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в федеральный конституционный закон, регламентирующий создание Пермского края: 368 голосами «за» думцы легализовали президентскую схему назначения губернаторов на территории Прикамья. По словам депутата Госдумы от КПАО Андрея Климова, во втором чтении законопроект будет одобрен до 17 июня, окончательно — к концу месяца, а в июле его утвердит Совет Федерации.

Первого губернатора Пермского края будут наделять полномочиями депутаты двух региональных парламентов — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Президент должен представить кандидатуру губернатора за 35 дней до 1 декабря 2005 года, то есть не позднее 27 октября. «Своего кандидата Владимир Путин может предложить и раньше, — считает депутат Госдумы от Пермской области Павел Анохин. — На мой взгляд, сегодня политическим и экономическим элитам, как и жителям региона, выгодно, чтобы обозначенная президентом фигура появилась как можно скорее». Определенность не помешает не только в объединительном процессе. «Подвешенное» состояние и.о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова дает повод активизироваться внутренней оппозиции в лице некоторых влиятельных предпринимателей, депутатов областного Законодательного собрания и глав крупных муниципальных образований. Нестабильность дезориентирует региональные элиты, что, безусловно, сказывается на качестве управления территорией. Впрочем, в Перми с 90-процентной уверенностью утверждают, что первым губернатором Пермского края президент назначит именно Чиркунова.

Как отмечает депутат Госдумы от Пермской области Юрий Медведев, в Москве внимательно отслеживают объединение двух субъектов федерации в единый Пермский край. По его словам, на думской «пленарке» подробно обсуждались возможные осложнения. Например: каков будет алгоритм действий руководства страны, если одно из двух Законодательных собраний, Пермской области или Коми-Пермяцкого округа, не утвердит предложенную президентом кандидатуру? Распустят ли в этом случае региональные парламенты? Как выяснилось, в такой ситуации глава государства назначит исполняющего обязанности губернатора до формирования единого краевого парламента. При этом дата проведения выборов депутатов Законодательного собрания Пермского края не изменилась: по конституционному закону они назначены на первое воскресенье декабря 2006 года. Ожидаемое вступление в силу предложенной президентом редакции федерального закона, по которой все выборы на территории России проводятся в один день — в марте или октябре, на выборы прикамского парламента не повлияет: федеральный конституционный закон по статусу выше простого федерального. Впрочем, если оба краевых парламента не примут решение о досрочном прекращении своих полномочий.

Георгий БурковДополнительные материалы:

Георгий Бурков (1933-1990), актер театра и кино (фильмы «Зигзаг удачи», «Гараж»). Карьеру начинал в Пермском драматическом театре.

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов