Становится скучно

Впервые после кризиса уральский ИТ-рынок сбавил темпы роста. Если компании не «раскрутят» старые или не найдут новые драйверы, им придется приспосабливаться к новой парадигме существования.

Журнал и аналитический центр «Эксперт-Урал» подготовили очередной рейтинг ИТ-компаний. По итогам 2012 года выручка предприятий-участников составила 19,5 млрд рублей, это на 22,9% больше, чем в 2011-м. На первый взгляд, такой результат кажется крайне успешным. Однако годом ранее фирмы, вошедшие в рейтинг, приросли на 30%, а в 2010-м — на 25% (здесь и далее — сравнение к предыдущему аналогичному периоду). Налицо торможение.

Чтобы исключить неточности в расчетах (год от года состав рейтинга неоднороден), мы выделили в списке 14 компаний, которые заполняли анкеты на протяжении последних пяти лет. Картина та же: в 2010-м выручка приросла на 19,5%, в 2011-м — на 27,1%, в 2012-м — на 22,4%. В лидерах — пермские «ДартИТ» (плюс 401,5%) и «Прогноз» (63,6%), челябинская «ЛАНИТ-Урал» (135%) и уфимская «Экософт» (105,1%). 
Урал находится в общероссийском тренде. По данным «Эксперт РА», участники федерального рейтинга в 2012 году прирастили доходы на 21,5%. Планка 2010-го — 27,5%, 2011-го — 30,7%. И это очень оптимистичные цифры. Предварительные расчеты международного аналитического агентства IDC, например, говорят, что российский ИТ-рынок в 2012-м в долларах увеличился всего на 3,9%. Оценка PMR Consulting (в рублях) — 12,5%. Минэкономразвития РФ говорило об объеме рынка в 2012 году в 732 млрд рублей (плюс 6,7% к 2011-му).

— Хоть и говорят, что пик кризиса пройден, но те же цены на нефть не растут и дополнительных денег на развитие ИТ у компаний нет, — говорит директор по консалтингу IDC в России и СНГ Тимур Фарукшин. — Также следует учитывать, что в абсолютном выражении рынок вырос больше. Просто стоимость серверов и компьютеров постоянно снижается. В целом в России дела обстоят неплохо — во многих странах Восточной Европы объем ИТ-рынка уменьшается.

В «Эксперт РА» также убеждены, что замедление темпов увеличения доходов ведущих ИТ-компаний происходит на фоне общей инвестиционной стагнации в стране. Судя по официальной статистике, рост объема вложений в нефинансовые активы в России в 2012 году был почти в 5,5 раза ниже, чем годом ранее.

Бизнес с аналитиками солидарен. «Отложенный со времен кризиса спрос уже исчерпал себя и рост постепенно замедляется, — констатирует директор Уральского филиала компании “АйТи” Родион Мерзляков. — В прошедшем году мы не наблюдали значительного расширения ИТ-бюджетов наших уральских заказчиков: компании были осторожны в своих действиях и не начинали серьезных долгосрочных стратегических проектов».

Генеральный директор «ЛАНИТ-Урал» Александр Кондаков добавляет:

— Рынок России показал хороший рост. Однако он не был повсеместным как в разрезе сегментов, так и в разрезе игроков. Например, заметно снижается интерес потенциальных клиентов к услугам ИТ-компаний — консалтингу и аутсорсингу. На этом стараются экономить не только малый и средний бизнес, но и промышленные гиганты. Заказчики с удовольствием рассматривают предложения, содержащие корпоративные скидки на программное обеспечение и высокотехнологичное оборудование. В целях экономии на вычислительных мощностя компании охотнее вступают в диалог о переходе на облачные технологии. Как ни странно это звучит, но всеобщее стремление к сокращению издержек и оптимизации ресурсов «драйвит» ИТ-рынок: происходит естественный отбор среди интеграторов, закрываются бесполезные представительства, на рынке формируются новые услуги и предложения, растут требования к ИТ-специалистам, а также их зарплаты (в среднем за год они увеличились более чем на 10% — это один из самых высоких показателей на отечественном рынке труда).

Эта оценка подтверждается цифрами. Судя по результатам 14 старожилов рейтинга, в 2012-м драйвером рынка был сегмент разработки ПО (плюс 41,1%). С 2008 года эта динамика постоянно растет. В то же время сектор ИТ-услуг увеличился в прошлом году всего на 3,2%, поставки оборудования — на 0,2%.

Внутри софтверного сегмента спрос сосредотачивается вокруг мобильных решений. Это характерно и для крупных, и для мелких компаний.

— Малый и средний бизнес все больше ориентируется на веб-сервисы. Для предпринимателей важна мобильность, — уверен генеральный директор компании «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов. — Руководители хотят получать информацию о своем бизнесе в режиме реального времени, совершать все необходимые операции в офисе, дома, в командировке. С развитием интернет-технологий (в том числе широким распространением мобильного интернета) эта возможность стала доступна для любой компании и индивидуального предпринимателя.
Из-за относительно слабого роста клиентской базы и ИТ-бюджетов в корпоративном секторе неудивительно, что основным заказчиком в 2013 году для некоторых компаний стало государство, выделившее значительные средства на систему межведомственного электронного взаимодействия, информатизацию здравоохранения и образования, универсальную электронную карту.

Другая заметная тенденция, связанная с заказчиками ИТ-решений, по словам генерального директора ГК «Хост» Константина Суслова, — их централизация: «Решение по реализации большинства проектов сейчас принимаются на федеральном уровне — в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим нам пришлось серьезно наращивать технические и сейловые компетенции в столицах». 

Железный аргумент

По данным IDC, российский рынок по-прежнему остается «железоориентированным»: 67% его объема приходилось на поставки аппаратного обеспечения. Доля ИТ-услуг — около 18% (в лидерах системная интеграция, консалтинг, кастомизация ПО и услуги по поддержке оборудования). По данным генерального директора компании «Галактика-Урал», для региона характерно такое же соотношение.

Федеральные власти, похоже, осознают этот вызов. В марте правительство утвердило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 года. В него включен раздел, касающийся ИТ.

Власти описали два сценария развития событий — консервативный и инновационный. Согласно первому, к 2030 году российский ИТ-рынок должен прирасти в 2,7 раза в сопоставимых ценах по сравнению с 2011-м, второму — почти в 3,7 раза. Но цимес не в этих показателях. Минэкономразвития считает, что основной упор в следующие 17 лет необходимо сделать на снижение доли аппаратных средств и переход к формированию рынков ПО и услуг.

Чиновники полагают, что росту софтверного сегмента и ИТ-рынка в целом будут способствовать создание технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий, оказание государственных услуг в электронном виде.

Власти планируют в софтверном сегменте совершенствовать законодательную базу, снизить налоговую нагрузку, облегчить импортные и экспортные процедуры. Все это должно улучшить условия ведения бизнеса в стране и создать базу для развития ИТ-стартапов.

Проблему с кадрами планируется решать путем облегчения доступа к качественным обучающим программам в сфере информтехнологий, формированием условий для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа. Минэкономразвития надеется, что к 2018 году ИТ-профессии войдут в пятерку самых популярных в России. Число работников в отрасли прирастет в два раза.

И последнее — внимание государства к проблемам ИТ-рынка должно создать условия для привлечения зарубежного и российского венчурного капитала. Объем таких инвестиций должен увеличиться до 40 млрд рублей. В 2012 году, по подсчетам PwC и РБК, он составил 765 млн долларов (по средневзвешенному курсу — 23,8 млрд рублей).

Тише, граждане

Картинка, нарисованная Минэкономразвития, как обычно, красива. Однако в IDC, например, к подобному оптимизму не склонны. В агентстве считают, что в ближайшие пять лет ИТ-рынок России в долларах будет расти только на 5 — 7% в год.

Игроки так далеко не заглядывают (пять лет для ИТ-отрасли — смелый прогноз), но перспективы рынка оценивают тоже спокойно.

— В 2013 году объем ИТ-рынка будет примерно такой же, как в 2012-м, — считает заместитель генерального директора компании «Сапфир» Илья Крупин. — Прорывных направлений не видно. Многие предприятия не понимают, что будет с экономикой в целом. Главный риск — стагнация в промышленности или вовсе снижение ВВП.

Константин Суслов тоже «серьезной революции не ждет» и прогнозирует прирост на уровне 8 — 12% (без учета инфляции). Директор по развитию Уральского центра систем безопасности Дмитрий Истомин надеется на увеличение объемов рынка на 10 — 15%: «С одной стороны, заказчики ждут повторения кризисных явлений, с другой — бизнес все же встает на ноги. Примечательно, что он все больше верит в местных интеграторов. Мода на федеральных подрядчиков проходит».

Сюрпризов в смысле «локомотивных» сегментов 2013 — 2014 годы тоже не принесут, считает директор по развитию бизнеса в Уральском ФО и Пермском крае компании «Софтлайн Трейд» Алексей Бутаков. Рынок будут «делать» мобильные технологии и «облака», бизнес-анализ, большие данные (BigData) и информационная безопасность (в том числе в мобильных решениях). «Будут востребованы заказные проекты по интеграции бизнес-систем, веб-решения, работа с которыми возможна вне корпоративной сети, системы, имеющие социальные функции», — добавляет Бутаков. 

Тимур Фарукшин с таким прогнозом согласен, но указывает, что лидирующим трендом все же останется мобильность:

— Затраты компаний на «вторую платформу» — стандартные персональные компьютеры, локальные и глобальные сети, организованные по клиент-серверной архитектуре, в ближайшие годы останутся на прежнем уровне. А рынок будет расти за счет инвестиций в «третью платформу» — мобильные устройства, приложения для них, соцсети и облачные технологии. Доля «третьей платформы» в структуре российского ИТ-рынка станет расширяться одновременно с увеличением использования мобильных устройств.

В 2012 году доля смартфонов на рынке персональных устройств, по данным IDC, приблизилась к 43% и составила 11,2 млн штук. Оставшиеся полрынка приходится на ПК (4,3 миллиона), ноутбуки (9,5 миллиона) и планшетные ПК (1,4 тысячи). Предполагается, что к 2015 году на российском рынке будет 17,7 млн смартфонов, 3,9 млн ПК, 13 млн ноутбуков и 3,2 млн планшетов.

Константин Суслов уверен, что в среднесрочной перспективе важную роль на ИТ-рынке продолжит играть государство.

— На 2013 год у нас запланированы несколько крупных проектов по созданию систем бизнес-аналитики, интеграции приложений. Отчасти катализатором этого процесса стало государство и ЦБ РФ, выпустив несколько директив, способствующих развитию данного направления. Например, согласно закону о госуслугах, финансовые организации должны немедленно уведомлять органы власти о поступающих в их адрес платежах. Для реализации этой нормы финансовым учреждениям необходимо интегрировать свои системы с государственными. Госсектор, на мой взгляд, является несомненным лидером в сфере виртуализации и внедрения «облаков». Крупные компании пока опасаются размещать данные на «чужих» площадках и экспериментируют с собственными «облаками».

Эксперты компании Softline считают, что неплохой потенциал имеет и еще один сегмент — ИТ-аутсорсинг. Сегодня его доля в общем объеме ИТ-услуг не так велика, 12 — 15%, потенциал роста — 13 — 20% в год. Наиболее перспективные сферы применения — ритейл, финансовый и телекоммуникационный сектора, промышленность. В разрезе величины заказчика наиболее популярным ИТ-аутсорсинг может стать в сегменте компаний с рабочим парком в 50 — 100 ПК.

Глобально — ничего нового. Разговоры об «облаках», аутсорсинге, мобилизации, информбезопасности и роли государства ведутся не первый год. В 2012-м мы уже писали о том, что уральскому и российскому ИТ-рынку нужны некие качественные преобразования: «Прогноз по приросту для России и Урала всего в два-три раза превосходит общемировой. […] Данного перекрытия недостаточно для того, чтобы в обозримом будущем отечественный ИТ-рынок смог достичь уровня западных стран. Необходим прорыв. И как раз эта задача должна стать главным предметом для обсуждения стратегии развития российского ИТ-рынка».

Мы уповали на принятие неких мер на госуровне, на Сколково, на создание кластеров и полномасштабное формирование инфраструктуры поддержки, выращивание стартапов, создание среды для технологического бизнеса. Тогда эти темы не казались актуальными — рынок рос динамично. Сейчас парадигма переменилась. Говорить о стагнации, конечно, не приходится, но очевидно, что оснований для прорыва нет.

Дополнительная информация.

Семь процентов — мало

Сергей ОсадчиковРост ИТ-рынка будет зависеть от кризисных явлений в промышленности. Когда людям нечего есть, они думают о высоких технологиях далеко не в первую очередь, уверен генеральный директор уральского регионального отделения корпорации «Галактика» Сергей Осадчиков

— Сергей Иванович, судя по анкете, прирост выручки вашей компании в 2012-м составил 13%, годом ранее было 34%. Чем обусловлен спад динамики?

— Это несколько неверные выводы. В 2011-м произошла флуктуация: в конце года одно из уральских предприятий приобрело у нас большое количество производственных лицензий. Если эту сделку из расчетов исключить, то до 2012-го мы в среднем прирастали на 20 — 23%.

— Но это все равно больше нынешних 13%.

— Сокращение темпов прироста действительно есть. Это в первую очередь связано с тем, что мы стали больше работать на проектах. А маржа там далеко не так велика, как при продаже софта.

— Это осознанное изменение стратегии?


— Я бы не сказал, что это какое-то глобальное изменение стратегии. Мы работаем в довольно узком, немассовом сегменте ERP-систем. И здесь голые лицензии заказчика не интересуют: без услуг, без внедрения, без проекта они не приносят отдачу. Мы даже в рекламе и продвижении делаем упор на узнаваемость бренда, а не на продукт.

Лицензии обычно покупаются тогда, когда нужно решить совсем небольшую локальную задачу. Управление производством к таким явно не относится. Подобные проекты могут длиться несколько лет, потому что в процессе внедрения возникают задачи, которые на начальном этапе не формулировались. Соответственно растягивается и бюджет.  

— IDC отмечает: российский ИТ-рынок по-прежнему hardware-ориентирован. Почему ситуация не меняется?

— Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Начнем с первых. Когда перед предприятием стоит задача одновременной покупки софта и железа (обычно так и бывает), предпочтение отдается последнему, потому что оно осязаемо. Сервер, компьютер можно потрогать, в случае чего — перепродать. А ПО — это что-то эфемерное, и далеко не все руководители считают, что за него надо платить.   

Объективный фактор заключается в том, что ПО, продающееся с железом, интеграторы иногда по документам проводят как аппаратное обеспечение. Кому-то так удобнее вести бухгалтерию, кто-то преследует другие цели. Это дает погрешность процентов в десять. 

Еще один важный момент заключается в том, что «гонка вооружений» в ПО толкает предприятие на покупку оборудования. Софт становится все более ресурсоемким, что заставляет заказчиков раз в три-пять лет (а некоторым бюджет позволяет и раз в два года) обновлять парк.

Тем не менее, я уверен, что на горизонте трех-пяти лет доля железа в закупках все же будет снижаться: сегменты софта и ИТ-услуг сегодня растут более динамично. Может, до западных показателей мы не доберемся, но структура закупок должна существенно измениться. 

— Аналитики предрекают ИТ-рынку не слишком оптимистичное будущее: прирост в 5 — 7% в следующие пять лет. Вы с такими прогнозами согласны?

— ИТ-рынок Урала связан с промышленностью. Если в металлургии, машиностроении, энергетике, добыче будут проявляться кризисные явления, и эти отрасли будут расти на 5 — 7% в год, вероятно, та же динамика станет характерна и для сферы информационных технологий. Когда кушать нечего, руководители вряд ли в первую очередь станут думать об ИТ.

Это справедливо, как мне кажется, для любых сегментов. Посмотрим на быстрорастущую сферу интернет-технологий. Сегодня каждый второй сидит в соцсетях, но представим, что завтра в стране засуха или неурожай. Не думаю, что все останутся жить в Facebook или «Вконтакте», большинство будет думать, как прокормиться. И доходы интернет-гигантов резко упадут.  

Когда тяжелые отрасли не работают, информационными технологиями сыт не будешь. Хотя я не думаю, что все сложится настолько печально.

— ERP-системы как никакие другие плотно увязаны с промышленностью. Какой рост вы ожидаете в этом сегменте?


— Не 4% и даже не 7%. Думаю, около 15 — 20%. По крайней мере, мы приложим все усилия, чтобы достичь этого уровня.

Я недавно разговаривал с руководителем фирмы-поставщика оборудования. И он сказал любопытную вещь: аналитики десять последних лет твердят, что маржи в этом сегменте не будет, надо развивать другие направления, однако его компания до сих пор довольно успешно работает. С ERP-системами история примерно такая же. Эксперты не устают повторять, что большие решения популярностью не пользуются, предприятия сосредоточены на локальных внедрениях, приносящих быструю отдачу. Тем не менее мы находим этот сегмент привлекательным и выгодным. Да, здесь давно не было и, наверное, уже не будет великих прорывов, как в интернет-технологиях. Но в этом есть свои плюсы — возможность долгосрочного планирования и развития.

Главное в интернет-сфере — успеть вложить средства в первые полгода, пока то или иное направление находится на пике популярности. Если не успел, то никакой выгоды, скорее всего, уже не получишь. Но всплеск этот может также быстро закончиться. Так произошло с купонными сервисами. В сегменте ERP-систем картина обратная — сначала взрывной рост интереса, длительные обсуждения, и только через год, три, пять лет начинаются  реальные внедрения.   

Это не значит, что мы стоим на месте. Компания развивает компетенции в узком сегменте управления производственными активами, документооборотом. Причем не обязательно, чтобы все решения выходили под брендом «Галактика». Мы предлагаем клиентам интегрировать продукты близких по взгляду на бизнес компаний, например, систему электронного документооборота Directum. 

— Какие еще сегменты, на ваш взгляд, будут расти опережающими темпами?

— Думаю, бизнес-аналитика. Все-таки руководящий состав наших предприятий постепенно меняется, на смену «красным директорам», опирающимся на бумагу, телефон и личные встречи, приходят менеджеры, понимающие важность ИТ: им необходимо быстро в любом месте и в любое время получить информацию о состоянии компании.
 

Основные вызовы, стоящие перед российским ИТ-рынком (по мнению Минэкономразвития РФ):

— низкая потребность экономики в разработках в области информационных технологий из-за ориентации и зависимости страны от сырьевых рынков;
— недостаточный уровень внедрения информационных технологий в экономике, что ограничивает размер внутреннего рынка наукоемкой продукции;
— отсутствие заинтересованности российских компаний в покупке отечественных разработок;
— недостаточная развитость инновационной инфраструктуры в целом в стране;
— низкий уровень правоприменения в сфере информационных технологий, защиты интеллектуальной собственности;
— отсутствие целенаправленной поддержки развития ИТ-кадров. В ИТ-отрасли занято всего 0,6% трудоспособного населения России, в то время как в развитых странах этот показатель составляет обычно 4 — 5%.   

Партнер проекта: Копорация Галактика

Дополнительные материалы

Рейтинг компаний, работающих в сфере ИТ, на территории Урало-Западносибирского региона, по итогам 2012 года

Материалы по теме

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий

Ловцы сетью

Кульманы — в музеи

Чушь собачья