Татьяна из Osttirol
Экс-банкир из Свердловской области выстроила успешный отельный бизнес в Альпах благодаря благоприятному инвестиционному климату Австрии и собственному русскому менталитету.В состав австрийской делегации, побывавшей в двадцатых числах мая в России с официальным визитом, вошла Татьяна Максимова, некогда екатеринбурженка, а ныне владелица отеля Zedern Klang, построенного в австрийском местечке Хопфгартен (в сердце восточно-тирольских Альп, на территории национального парка Hohe Tauern). Предпринимателей из Австрии пригласили, чтобы обсудить создание горнотуристического кластера на Северном Кавказе. Опыт российского инвестора показался интересен и «Э-У».
- Татьяна Леонидовна, почему выбор именно на это место в Австрии?
- Это самый большой в стране национальный парк. Жители Австрии берегут каждый кусочек земли, оставшийся им от Австро-Венгерской империи, а к паркам относятся еще бережнее. Здесь вся земля находится в частном владении, людям платит государство за то, что они за ней ухаживают. Даже для оснежнения горнолыжных спусков используют только талую воду с ледников, которая скапливается в маленьких озерах: жестко следят за тем, чтобы не нарушать природный баланс. Такие же требования к продуктам и вину. В Австрии нельзя использовать ускоренное брожение, никаких виноматериалов. Казалось бы, рядом Мюнхен, всего 200 километров, но там уже все по-другому, хотя немцы к этому тоже требовательны. В той же Баварии ценят качество австрийских продуктов.
А еще до тех мест, где я живу, дошла Римская империя. Это самая северная точка, куда добрались римляне, но горы перейти не смогли. Имперские развалины охраняются. В этом районе много замков, в одном из них, построенном в XII веке, устраиваются экспозиции. Кроме того, как оказалось, парк находится на стыке африканской и европейской геологических платформ. Я эту энергетику чувствую.
- И вы все это знали, когда собирались отель покупать?
- Нет, конечно... В 2006 году я приехала туда совершенно случайно. Мне очень понравились эти места и я решила купить небольшой отель на 12 номеров. Меня привез австриец. Он говорит: «Ты не можешь сама купить, ты же иностранка. Нужна австрийская фирма».
А я ему: «С партнерами уже наработалась, хочу сама принимать решения». Бывший владелец разорился, и я купила отель уже у банка Raiffeisen.
Тирольская песня
- Похоже на сказку. Русской женщине, не имеющей опыта в отельном бизнесе, так просто позволили купить бизнес в заповедной зоне?
- Да, именно так. О том, как мое появление изменило жизнь этого местечка, даже передачу сделали «Am Schauplatz» (Места, которые стоит посмотреть). Потом меня на австрийских балах узнавали. Подходили и спрашивали: «Татьяна из Osttirol?». Более того, когда я собралась строить новую гостиницу, получила дотации от федеральной земли Тироль в размере покупки отеля. Такова госполитика: в восточном Тироле мало хороших отелей. Если бы я решила реконструировать прежний отель, вряд ли бы мне выплатили деньги.
- Во сколько обошелся прежний отель?
- 340 тыс. евро. А дотация составила 350 тысяч. Но это чистое совпадение. Выплатили процент от суммы инвестиций в строительство. Я вложила 10 млн евро.
- А не проще было подновить его?
- Нужен был именно качественный отель. Поэтому я маленькую гостиницу сломала до основания и построила «четверку» с приставкой «Superior». На самом деле хороший пятизвездник получился. Даже по австрийским меркам.
- Почему тогда «пятерку» не сделали?
- Европейцы их не рассматривают в принципе. Они считают, что переплачивают за пятую звезду, а все, что необходимо для люксового отдыха, есть уже в «четверке superior».
- Как новый бизнес осваивали?
- Я банкир по последней специальности, работала в Свердлсоцбанке. До этого была финансовым директором в холдинге. А вообще-то я юрист по первому образованию и никакого отношения к отельному бизнесу не имела. Когда решила отель покупать, пришла в Предпринимательскую палату, где два часа мне специалист рассказывал обо всех тонкостях. Я ему говорю: «Сколько я вам должна?». Он мне: «Ничего не должны. Когда станете членом палаты, запустите бизнес, тогда будут взносы. А сейчас я вам максимально обязан помочь, чтобы ваш бизнес развивался». Вот это был шок! Насколько все продумано! Что бы они ни делали, они все делают добротно и с достоинством. Это даже от немцев их отличает. Им никому ничего не надо доказывать, они все делают для себя. Это и по персоналу в отеле видно: он как будто все время ждет гостей и рад им. Этого так не хватает работникам сервиса в России. Но если ты не умеешь радоваться каждому клиенту, не нужно идти в этот бизнес.
А если подумать
- Долго строились? С какими проблемами столкнулись?
- Всего 15 месяцев. Был объявлен тендер на лучшее архитектурное решение. Мне говорят: тем, кто участвовал и не выиграл, заплатишь по тысяче евро за проект, а тому, кто выиграл, достанется контракт. Предложения послали в 15 архитектурных бюро. Четыре фирмы прислали проекты. Они были совершенно разные: у каждого свое видение. На презентации были макеты из дерева, поэтажные чертежи. Выбирала интуитивно. Победителям сказала: «Хочу отель к горнолыжному сезону 2008/09». Отвечают: «Татьяна, мы не успеем за два года». А я им со своим русским менталитетом: «Давайте в две смены работать». Они: «Как?! У нас по законодательству это запрещено». Потом я сказала фразу, которую часто повторяла в поисках выхода из непростых ситуаций: «А если подумать?». В итоге они создали новое юридическое лицо из двух фирм, где одна фирма работает в одну смену, вторая - в другую... Очень долго не могла с архитектором согласовать, как комнаты будут выглядеть. Настояла на своем и появились грубо нарезанные доски, которые дают неповторимый, едва заметный запах хвойной древесины. Все из кедра. Кедровые кровати без единого гвоздя. Представляете? Уложились в 15 месяцев, как и договаривались. Я сама себе не верила! 20 декабря состоялось официальное открытие. Даже недельный снегопад не помешал.
- Сократить расходы не пытались? 10 млн евро - внушительная сумма.
- Первоначальная смета составила 7,5 млн евро. Архитекторы приблизительно прикинули, с учетом того, что для каждой комнаты должна быть парковка, иначе отель не примут. Я им вписала в контракт такой пункт, что если будет превышение больше чем на 10% сметной стоимости, то каждый процент будет вычитаться из их гонорара. Они согласились и очень жестко за этим следили. Расходы выросли уже по моей инициативе, когда появилась идея вписать в интерьер натуральное дерево, построить бассейн, единственный в Австрии без хлора. Они и в термальную воду везде сыплют хлор - чистюли.
- Когда окупите инвестиции?
- Сроки варьируются. Но поскольку я инвестировала собственные средства, особо не переживаю. Мне сразу сказали, что два ближайших года прибыли ждать не стоит. Пока сертификацию пройдем, пока об отеле люди узнают. Но прогноз не оправдался: прибыль пришла раньше, в июле 2010-го.
- Может, подобные отели еще где-нибудь открыть?
- В Испании предлагали, в Белоруссии. Мол, давайте скопируем и будет сеть отелей. Но я ведь не только деньги зарабатываю, я удовольствие получаю. А с утра до ночи я уже наработалась. То дети, то бизнес. Вообще света белого не видела. Я просто с ужасом думаю, что если бы не развелась с мужем (Николаем Максимовым, экс-владельцем холдинга «Макси-групп». - Ред.), так и жила бы в этой круговерти. Я только сейчас по России начала путешествовать: Соловки, Байкал, Алтай, Камчатка. Замечательная страна у нас, но неустроенность туристических маршрутов бросается в глаза. Я сравниваю уровень сервиса, когда в Австрии вожу гостей на рафтинг: там все продумано, безопасно. Даже мой шестилетний внук проходит это испытание без особых проблем. А стоят эти поездки в России почти в два раза дороже, чем в Европе.
- Не собираетесь гражданство менять?
- У меня вид на жительство, он автоматически продляется. Этого достаточно, чтобы вести бизнес.
- А налоги в Австрии высокие для предпринимателей?
- У меня идет возврат инвестиций, налог на прибыль не плачу. Налоги на зарплату высокие - 60%. Сейчас плачу только НДС, на уплаченный НДС идет превышение выручки.
Все «карашо»
- Много жителей в городе?
- 800 человек. Скорее, это деревенька. Полицейский один на несколько населенных пунктов. Был у меня интересный опыт. Младшая дочь, она в Англии учится, села за руль, начала сдавать назад и задела другой автомобиль. Машина запищала. Я вышла, посмотрела: нет никаких следов. Мы уехали. Через полчаса приезжает полицейский и начинает издалека: «Вы там-то были?». Да, были. «Неужели хозяин заявил?» Нет, говорит, видел человек, он позвонил в полицию и сообщил координаты. «А хозяин возмущен?» «Я еще с ним не разговаривал, решил с вами сначала». В общем, полицейский все выяснил, потом съездил к владельцу авто, узнал, нет ли у него претензий. Затем приехал к нам, сказал, что все в порядке. Я позже поняла, что неправильно поступила. Должна была оставить свои телефон и записку. Я этого не знала раньше.
- А как вообще складываются отношения с местным населением?
- Соседка жаловалась, что отель закрыл ей церковь, на которую она из окна смотрела. Правда (Татьяна смеется), когда я стала у нее комнату арендовать для персонала, жалобы прекратились... У них, кстати, если ты строишь дом и декларируешь, что у тебя есть одна или две комнаты для гостей, которые просто едут по дороге, ты освобождаешься от налога на имущество.
Там есть община, Gemeinde называется, в ней организовали по вечерам курсы русского языка. Мэр несколько слов выучил, когда русские приезжают, поздравляет их с Новым годом. Один из фермеров пришел пиво попить, а попал на уроки, теперь важно тетрадку открывает и говорит: «Добро пожаловать», «здравствуйте», «карашо», «платить». Продавец в супермаркете, единственном в нашем городке, очень много слов выучил. Он все время интересовался: «А что русские будут покупать в магазине?». Я говорю: «Я сделала в отеле все, чтобы они ничего не покупали».
- А персонал где взяли?
- Мне с поваром повезло. Он живет в шести километрах от меня. Отель на горе, а он под горой. Раньше очень далеко ездил, вахтами работал. И как только узнал, что собираются здесь «четверку» строить, сразу пришел. Я ему: «Геральд, я должна попробовать, что вы готовите». Он пригласил в гости и в течение вечера сделал несколько супов, горячих блюд, рыбу, мясо, десерты. Все было настолько вкусно: я думала, что не выползу оттуда. Он перешел ко мне. Выбрали кухню самую современную. Каждую неделю он составляет новое меню, и за 2,5 года еще ни разу не повторился. То он устраивает сезон дикого мяса, то грибные дни. Там грибы обалденные! Вся Италия ездит к нам за ними.
Предложила ему пройти сертификацию «поварскими колпачками» признанного во всем мире ресторанного гида Gault Millau. Они приехали нас проверять и сразу дали колпачок. В этом году, а сейчас каждый год они должны подтверждать наш статус, присвоили «второй колпачок». А всего у меня 25 человек работает, даже когда 100-процентная загрузка.
- А вина в отеле у вас только австрийские?
- Нет. У нас же рядом Тоскана, Италия. Всегда в дефиците только русская водка. Потому что очень многим хочется ее попробовать. Популярностью пользуется и новое вино, выдержанное в русских дубовых бочках, называется Aurus (Austria + Russland).
В Италию на санках
- Приезжать к вам лучше из Зальцбурга?
- Мы равноудалены от разных городов. 165 километров до Инсбрука, 200 километров до Мюнхена, 175 - до Зальцбурга и 145 - до Клагенфурта. Он самый удобный, там все дешевле - и стоянка, и прокат машины. А с 9 июня «Австрийские авиалинии» запустят туда прямой рейс из Москвы. До границы с Италией полчаса на машине. У нас зимой такое развлечение - на санках в Италию. Садишься на санки, едешь с горки 4,5 километра и оказываешься в Италии. Там перекусил в ресторанчике и обратно пешочком на перевал. А на перевале необыкновенно красиво! Каждое полнолуние там устраиваются походы на снегоступах по нетронутым тропам. И до горнолыжных вершин недалеко, десять минут и ты на месте. Там известные курорты - St. Jakob, Matrei и Lienz. У долины слоган: «Снег гарантируется». Самая высокая гора Гросглокнер, 3798 метров от уровня моря.
- Не забирались туда?
- Друзья потащили. Потом все газеты опубликовали, что русская поднялась на самую высокую точку Австрии. Поход был удивительный. Я в первый раз надела «когти». С вершины всю Австрию видно. Дух захватывает! Там и тибетцы работают, и лама туда приезжает. Он считает, что Гросглокнер - это точка силы. На вершине огромный бронзовый крест. Когда мы поднимались, нам во всех кафешках наливали шнапс, я отшучивалась, что на обратном пути выпью, так они мне потом демонстративно наливали по две рюмки... Там мало людей живет, они очень гостеприимны.
- Были слухи, что к вам Путин приезжал...
- Такой сюжет на местном телевидении вышел: к отелю подъезжает автомобиль представительского класса, оттуда выходит Путин, а я его встречаю. Это они разыграли зрителей на 1 апреля, мэр тоже в этом был замешан. Только через три дня дали опровержение. Но кто-то его видел, а кто-то нет. И очень многие поверили и начали звонить: «Ой, к тебе президент приезжал!». Я потом к журналисту, который сюжет придумал, пришла и говорю: «Может, на следующий год еще какую-нибудь первоапрельскую шутку сделаем?». Он, не задумываясь, отвечает: «У нас есть человек похожий на Папу Римского». Так и живем.