За тобой должок

За тобой должок В новых экономических условиях основные усилия лизинговых компаний должны быть сосредоточены на эффективной работе с дебиторской задолженностью и сохранении клиентской базы.

Кризис ударил по лизинговому бизнесу сильнее, чем по прочим сегментам финансового рынка. Объем новых сделок в 2008 году упал (см. «Время собирать», «Э-У» № 12 от 30.03.09), а невозвратов по старым обязательствам стало больше. В этих условиях основные усилия лизинговых компаний должны быть сосредоточены на работе с должниками. Как управлять дебиторской задолженностью, что делать с изъятым имуществом, когда ждать оживления рынка - эти вопросы руководители региональных и филиалов федеральных лизинговых компаний, представители юридических компаний и коллекторских агентств обсудили на круглом столе «Влияние кризиса на среднесрочную стратегию и перспективы лизинговых компаний», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Без разницы

Дебиторская задолженность в работе лизинговых компаний была всегда. «Инвестиционная деятельность - это риск. Рассчитывать на то, что мы будем только вкладываться и получать маржу, неправильно. Дебиторка существовала и в 2007-м, и в 2008-м: были мошенники и были люди, которые не справились со своим бизнесом. Такова жизнь, - говорит директор екатеринбургского филиала Europlan Радик Ямалов. - Но сейчас компаний, не способных оплачивать обязательства, стало существенно больше». Уровень дебиторской задолженности вырос с 0,3 - 1 до 3%. При этом время массовых неплатежей, по прогнозам, еще не пришло.

Как отмечают участники круглого стола, значительной дифференциации невозвратов по отраслям нет. Даже в металлургии и строительстве есть отдельные предприятия, которые продолжают исправно платить: все зависит от качества лизингового портфеля. В этом смысле лизинговые компании оказались лучше готовы к работе с должниками, чем банки, одними из первых столкнувшиеся с неплатежами. «Практически все лизинговые компании ведут постоянный автоматизированный учет должников, оперативно реагируют на нарушение договоров. Они лучше отслеживают сохранность предмета лизинга, в то время как далеко не все банки по нашему опыту регулярно выезжают и проверяют свои залоги», - замечает партнер Агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Роман Речкин.

На откуп

Работать с должниками можно самостоятельно или через коллекторские агентства. Большинство лизинговых компаний предпочитают первый вариант: их преимущество - знание специфики бизнеса. По мнению Романа Речкина, самостоятельно лизинговые компании могут обрабатывать определенное число должников: пока их немного, система работает. Но если число должников возрастет, эффективность не обеспечить: не хватит внутренних ресурсов. Тогда лизинговые компании неизбежно придут к выбору: создать специализированное подразделение, аналог коллекторского отдела банков, либо отдать работу с должниками на аутсорсинг коллекторским агентствам.
Вероятнее всего, ждать вала обращений к коллекторам все же не стоит. Как показала дискуссия, лизинговые компании предпочитают справляться с должниками сами. По их мнению, услуги коллекторов дороги и неэффективны. Главный минус - коллекторы не занимаются поиском предметов лизинга, а они могут быть разбросаны по всей России.

Лизинг на лизинг

Всех должников можно разделить на два типа: тех, кто платить не хочет, и тех, кто не может. В первом случае помочь может жесткая позиция по отношению к должнику. По выражению одного из участников разговора, таким клиентам надо показать: «нам чужого не надо, но и свое не отдадим». Зачастую как только дело доходит до изъятия предмета лизинга, деньги на платежи находятся. «Не надо звонить клиенту, нужно идти к нему: личные встречи позволяют выяснить объективную ситуацию и найти выход. Конечно, есть хорошие отношения лизингодателей с клиентами, и их не хочется портить. Но при такой позиции можно долго вести переговоры. Необходимо подходить жестко», - убежден директор филиала «Главлизинг» в Екатеринбурге Денис Кушнов.

Изъятие предмета лизинга - радикальный способ решения проблемы. Радик Ямалов: «Если техника ликвидна - надо ее забирать и продавать. Если предмет неликвиден, брать на себя ответственность хранения и продажи нет смысла: лучше думать о том, что этот станок будет работать и хоть по копеечке приносить маржу». Некоторые компании уже создают отделы реализации изъятого у дефолтных клиентов имущества. «С начала кризиса через нашу площадку продаж прошло более 250 объектов - как предметы лизинга, так и зачтенное в счет лизинговых платежей имущество. Около трети продали, - приводит пример исполнительный директор группы компаний "Ураллизинг" Мария Пермякова. - Причем в феврале-марте продажи шли активнее, сейчас спрос упал, видимо, рынок перенасытился конфискатом. Мы сегодня создаем единую площадку распродаж, ярмарку б/у техники, хотим привлечь другие лизинговые компании и банки. В Челябинском филиале проект уже запущен».

По оценкам участников рынка, в начале года звонков от желающих приобрести изъятое имущество было больше, чем лизинговых заявок. В ответ на это появилась новая услуга - приобретение изъятой техники одной лизинговой компании через другую. «Мы готовы работать с таким оборудованием. Речь идет о лизинге ликвидного имущества возрастом год-два и с большим размером аванса, от 30 до 49%», - рассказывает директор челябинского филиала «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин.

С высоколиквидным оборудованием проблем нет. Но что делать с остальным?
- Надо четко понимать, если мы хотим продать эту технику, то должны сами организовать рынок покупателя. Давайте объединимся и построим, условно говоря, бизнес-центр в Екатеринбурге, там, где наша техника будет востребована. Посмотрите правде в глаза: у большинства лизинговых компаний на сайтах долго висят списки изъятого имущества. Многим придется столкнуться с тем, что ценой реализации будет цена металлолома, - отмечает советник генерального директора ООО «ТГИ-Лизинг» Борис Иванин.

Обаять должника

Работа с плохими долгами - приоритет, но важно при этом сохранить клиентскую базу. Если должник не безнадежен, то лучшим выходом станет реструктуризация.

- Если изменение графика платежей - всего лишь оттягивание смерти, то реструктуризация - заведомо проигрышный вариант. Но когда клиент знает, как выйти из кризиса, мы готовы, - говорит генеральный директор Национальной лизинговой компании Марина Юркевич.
Реструктуризация позволит лизинговой компании создать запас прочности: рано или поздно прежние клиенты возобновят работу. Спрос уже оживает. Как отмечают участники рынка, в феврале и марте было затишье, зато в апреле поступило гораздо больше заявок. Дмитрий Митронин объясняет это тем, что предприниматели осознали: в новых экономических условиях придется жить не один год, нужно развиваться, поэтому закупать новое оборудование стоит, если предприятие сможет обеспечить его заказами. Кроме того, лизинг всегда был альтернативой банковскому кредиту, тем более в условиях ограниченного доступа к денежным ресурсам.

Участники круглого стола оценили уроки кризиса: в новых экономических условиях необходимо сконцентрировать усилия на качественной работе с неплатежами, сохранить клиентскую базу, более щепетильно относиться к формированию лизингового портфеля и соблюдать финансовую дисциплину: ставить вопросы о нормировании дебиторской и сроке оборота кредиторской задолженности, страховать финансовые риски.

Партнер:

 Национальная лизинговая компания

Материалы по теме

Без возврата

Сделайте мне лицо

Рубль — здесь, рубль — там

Аналитический центр «Эксперт-Урал» начал сбор данных для ежегодного рейтинга лизинговых компаний