Без формальностей
Российский экономический форум (РЭФ) в Екатеринбурге сменил формат: доклады уступили место живым дискуссиям, подведение итогов — обсуждению стратегий. Эффект уже есть: конференцию отметили и федеральные власти, и инвесторы.
Чтобы общение было неформальным, предлагаю снять галстуки», — огорошил участников РЭФ управляющий директор группы компаний «Тройка Диалог» Андрей Шаронов. Немного смущенные, но явно заинтересованные нестандартной ситуацией, члены президиума поспешили избавиться от официальных нашейных повязок. Первым со словами «слабо что ли» от обязательного делового атрибута отделался губернатор Эдуард Россель. При галстуке остался только полпред президента РФ в УрФО Петр Латышев, но ему можно простить: он зачитывал приветствие от Дмитрия Медведева. Да и на общий неформальный настрой повлиять уже не мог. Даже обстановка в зале перестала быть чересчур напряженной: люди облегченно завертели головами, полезли в сумки. Про зал скажу отдельно: до сих пор РЭФ проходил в свердловском драмтеатре, который для трагических постановок, может, и хорош, но оптимизма у дискутирующих убавляет порядочно. Однако итогом заседания 13-го форума, прошедшего в новой обстановке, оказалось куда более живое и эффективное общение.
Как слезть с иглы
Открываем подготовленные заранее рекомендации участников форума, наталкиваемся на одни минусы: отсутствуют реальные сдвиги в инновационных отраслях, не меняются тревожные тенденции в образовании, культуре и социальных сферах. Экономическая стабильность относительна. «Это такие-то выводы делаются на фоне показателей, которых достигла экономика России, одних из лучших в мире, — говорит Андрей Шаронов. — ВВП последние годы растет темпом в 7%, уступаем только Китаю, увеличиваем объем инвестиций. Мы имеем двойной профицит — бюджета и внешней торговли, положительное сальдо притока капитала, фантастические валютные резервы — более 0,5 трлн долларов. Это в 35 раз больше, чем было в 99 году».
Показатели действительно высокие. Вопрос в том, каким образом они достигаются. Пока можно вести речь о большой доле экспортно-сырьевой составляющей в российской и региональной экономике. Чтобы сделать ставку на высокие технологии и малый бизнес, нужны инвестиции. По мнению губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, в последние годы практически все субъекты РФ разработали новые инвестиционные стратегии, но в большей степени они ориентированы на поддержание накопленного потенциала. Время же требует нового подхода. На первый план должны выходить человеческий потенциал, современные знания и новации. Каждый регион обязан иметь четкий регламент по работе с инвесторами, нужно определить механизм инвестсоглашений. Любому предпринимателю должна быть доступна информация о перспективных объектах, свободных площадках.
Заместитель министра регионального развития РФ Дмитрий Аратский считает, что субъекты федерации вправе быть абсолютно самостоятельны в определении своих стратегий, способны определять перспективы бизнеса. Он также выделил четыре направления работы в сфере создания комфортного климата для ведения бизнеса: оптимальное размещение инфраструктуры с учетом специализации регионов, правовое регулирование, завершение процесса разграничения полномочий. Пока ни в одной из региональных инвестиционных стратегий эти пункты не содержатся, подчеркнул Дмитрий Аратский.
По мнению профессора МГУ, ведущего эксперта министерства регионального развития РФ Вячеслава Бабурина, в настоящее время наблюдается ренессанс планирования на всех уровнях, сравнимый с советским периодом. Однако необходимо учитывать: происходит он в принципиально иных условиях, когда существует противоречие между интересами с одной стороны бизнеса, с другой — государства и населения. Планирование в данной ситуации может быть осуществлено в сфере создания инфраструктуры и при условиях, благоприятных для функционирования бизнеса. Если бизнес все это увидит — он придет сам.
Даст ли денег государство
Согласитесь, сложно назвать существующий механизм государственных инвестиций эффективным. Очевидно, что госинвестиции не должны конкурировать с частными. С помощью государственных инвестиций мы «страхуем» будущее: средства направляются туда, где перспектива развития не ясна бизнесу, например, в сферу нанотехнологий.
По словам Эдуарда Росселя, на протяжении четырех лет, несмотря на все усилия и поддержку всех уровней власти, в том числе федеральной, не удалось реализовать один из масштабных проектов — «Титановую долину»: создание особой экономической зоны на базе ВСМПО-Ависмы. Тем временем подобная экономическая зона уже появилась в Китае, и туда пришли крупнейшие мировые производители в области авиации, космической техники.
Претензии регионалов справедливы — федеральные программы, такие как компьютеризация школ или дорожное строительство, предполагают инвестиции из федерального бюджета, но в реальности его доля в финансировании этих проектов составляет от 10 до 50%. Госинвестиции не могут быть сколь-нибудь серьезным источником для реализации крупных проектов. Другое дело, что многие руководители привыкли работать только с казенными инвестициями и не знают, как привлечь частный капитал.
Как заслужить инвестиции
Опыт существующих международных региональных сообществ свидетельствует: наиболее эффективно и полно реализовать инвестиционный потенциал субъектов федерации можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь экономической интеграции, приводящей к созданию единого экономического пространства. Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев считает, что в конкурентной борьбе за частный капитал выигрывает тот регион, который оперативно реагирует на запросы инвесторов. Важным направлением инвестиционной стратегии является определение системы приоритетов. При этом в первую очередь должен быть реализован принцип ускоренного технологического и инновационного совершенствования производства и производственных отношений. Директор по инвестициям ОАО «Российская венчурная компания» Ян Рязанцев рассказал, что в СССР модернизация оборудования составляла до 40% в год. В настоящее время этот параметр не превышает 12%.
Вывод участников форума: необходимо формировать эффективный механизм регулирования инвестиционных потоков, предусматривающий разработку и внедрение прогрессивных методов управления процессом. Сегодня приоритет отдается не административным, а законодательным методам. Следовательно, ведущую роль играет формирование эффективного федерального и регионального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность на всех уровнях, разработка программ инвестиционной привлекательности.
Главный итог РЭФ — спор двух инвесторов на лестничной клетке возле зала заседаний:
— Как сюда деньги будем вкладывать, если мы с губернатором и его замами не знакомы еще? Нет, это риски. Может, через год.
— При чем здесь власть, ты же слышал: ее работа — не вмешиваться. Проект есть, он выгоден. Будем инвестировать…
Дополнительные материалы:
Власть как катализатор инвестиций
Чтобы привлекать деньги на территорию, региональной власти нужно научиться грамотно формулировать предложения
Виктор Кокшаров |
для инвесторов, считает председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров
— Виктор Анатольевич, почему в качестве повестки 13-го Российского экономического форума выбрана тема привлечения инвестиций в регионы?
— Прежде мы говорили об инвестициях в их отсутствии. Сегодня ситуация в отечественной экономике характеризуется наличием определенной инвестиционной массы — это предложения со стороны деловых кругов Запада, появление внутренних ресурсов страны. Теперь важно создать условия, чтобы эти деньги точно по адресу пришли в проекты, важные и нужные территориям. Под условиями мы понимаем инфраструктуру, институты, четкие и понятные правила игры. Самое главное, на мой взгляд, — следует научиться формулировать и формировать предложения, в том числе для государства. Оно сегодня также выступает в роли инвестора. Мы еще не всегда умеем это делать, потому далеко не все интересные программы, предложенные регионами, получают поддержку на федеральном уровне.
— Какова должна быть роль региональной власти?
— Прежде всего это законодательно-правовое обеспечение. К сожалению, наши инвесторы нередко наталкиваются на бюрократические препоны, вынуждены проходить массу всевозможных согласований. Что, естественно, оптимизма им не прибавляет. Потому нужно не только формулировать правила, но и следить за их выполнением на всех без исключения уровнях. Задача вторая — создание в регионах собственных институтов развития. Только не надо думать, что это будут структуры, конкурирующие с частным бизнесом, сами занимающиеся инвестициями. Сфера деятельности таких агентств — разработка инвестиционных проектов, направление средств на подготовку землеотводов (площадок), создание технопарков. То есть им предстоит стать катализаторами инвестиционных процессов.
— Каким образом форум помог решить эти задачи?
— Когда в процессе диалога люди размышляют, обмениваются идеями, они создают солидную базу для дальнейшего продвижения вперед. Поэтому для нас, организаторов, важно было услышать мнение приехавших из других регионов, ознакомиться с тем, как подобные модели у них уже работают. Кроме того, считаем, что нашу проверенную временем дискуссионную площадку, снискавшую авторитет и признание у тех, кому не безразлично будущее страны, можно и нужно более продуктивно использовать для встреч потенциальных инвесторов с теми, у кого есть интересные проекты. Не случайно в работе форума, нареченного Уральским Давосом, участвовали руководители правительства России, крупных государственных финансово-кредитных учреждений, представители финансово-промышленного капитала, малого и среднего бизнеса. Уверен, дискуссия и переговоры по конкретным предложениям были очень результативными. Впрочем, на то, чтобы «урожай» вырос, нужно время.
Подготовила Ирина Перечнева
Не властью, но средой
Андрей Шаронов |
Регионы смогут стать привлекательными для инвесторов, когда вмешательство чиновников в планы бизнеса будет минимально, а условия для прихода частного капитала приемлемы, считает управляющий директор группы компаний «Тройка Диалог» Андрей Шаронов
— Какие ошибки региональная власть допускает при планировании и реализации инвестиционной политики?
— Многие губернаторы понимают, что бюджеты — и федеральный, и региональный — не могут стать сколько-нибудь заметным источником инвестиций и пытаются привлекать частный капитал. Тут начинается самое интересное. В худшем случае глава субъекта РФ вообще не понимает, что привлечение инвесторов — это технология, последовательность неких шагов, а не дар божий. Более активные выстраивают патерналистскую модель: мол, все, что приходит в регион, должно пройти через меня. Я знаю одного губернатора, он всем инвесторам, начиная с некой суммы обещанных денежных вливаний в территорию, дает номер своего мобильного телефона. Он достиг успеха — к нему пришел очень крупный иностранный инвестор.
Однако только немногие понимают, что модель инвестиционной политики может быть и другой. Не надо быть знакомым с каждым инвестором. Надо работать со средой, чтобы она была дружественной и без мобильного телефона губернатора: когда приходишь в незнакомый регион и без особых проблем организуешь бизнес. Кроме власти создать такую атмосферу никто не сможет. А что мы имеем? Есть люди, которые помногу лет сидят в губернаторском кресле, но не в состоянии в порядок аэропорт привести, построить хотя бы одну приличную гостиницу. Они не понимают, что для профессионального инвестора это ставит жирный крест на регионе.
Смешно смотреть на людей, которые считают себя «отцами народа» и ничего конструктивного для появления инвесторов не сделали. Много приходилось разговаривать с инвесторами о том, что необходимо инвестировать не только в Москве. Они говорят: нам нужно, чтобы мы могли прилететь в этот город без пересадок из Европы, чтобы там были нормальная гостиница, связь и поддержка, а не вмешательство властей. Под эти характеристики в Уральском регионе подходят Екатеринбург, Пермь, Челябинск и Уфа, которые обладают международными аэропортами, большой концентрацией индустриального и финансового капитала, высоким интеллектуальным уровнем.
— Какую роль в установлении правил игры между чиновниками и инвесторами играют экономические форумы? Насколько они полезны?
— Экономические форумы сегодня не проводят только ленивые: у нас 80 территорий и 80 конференций. Большинство из них проходит достаточно традиционно и напоминает партхозактив. Они неинтересны, не дают результатов. С другой стороны, не надо преувеличивать значение этих форумов, хотя все их считают судьбоносными и важными. Это прежде всего место дискуссий, возможность встретиться с интересными, принимающими решения в разных сферах людьми и обменяться мнениями. Форум в Екатеринбурге смотрится лучше многих других региональных. У Росселя всегда была репутация ниспровергателя авторитетов, это отразилось и на характере конференции. Он поменял правительство, привел свежих людей, которые по-новому попытались сделать этот традиционный ежегодный форум. И это им удалось.
Подготовил Артем Коваленко