Отцы VS дети
Фото - Андрей Порубов |
Российские власти всерьез обратили взоры на молодежь с ее амбициями после того, как украинские студенты устроили революцию в Киеве. Опыт Майдана, кажется, готовы взять на вооружение и российские «демократы». Легкий на подъем молодежный ресурс оказался особенно востребован либеральными деятелями: с позором проиграв в 2003 году выборы в Госдуму, они представлены теперь не в парламенте, а на улице.
В борьбе за молодежь, развернувшейся между провластными структурами и оппозицией, последняя проигрывает. Играет роль конъюнктурный фактор, но дело не только в нем: после передела рынка СМИ в пользу государства возможности для агитации у крайне правых резко сократились.
На этом фоне набирают силу молодежные организации, создание которых инициировано и поддерживается Кремлем. Они призваны стать панацеей от «оранжевой чумы». По поводу того, грозит ли это «заболевание» России, есть разные мнения. Очевидно, что российский Майдан не возникнет стихийно, его, как и на Украине, можно только спланировать, предусмотрев, разумеется, щедрое долларовое финансирование.
Пока российские молодые оппозиционеры не ставят власти ультиматумов, а лишь оголтело критикуют ее, сознательно принижая успехи и раздувая масштабы неудач. Есть в этом словопотоке и вполне здравые идеи: их высказывают люди, искренне переживающие за судьбу страны, попавшие в противостояние волею судьбы. Но власть глуха к любым высказываниям, даже конструктивным, она убеждена в своей правоте и не собирается ни под кого подстраиваться.
Этим обстоятельством готов воспользоваться Запад, прекрасно понимающий мощь и ценность молодежного ресурса в геополитике. В декабре 2004 года в России стартовала новая молодежная программа LINX. Финансово ее поддерживает Агентство США по международному развитию (USAID). Программа содействует повышению социальной активности людей в возрасте 18 — 24 лет и рассчитана на три года.
На Украине все начиналось так же. В середине 90х там появились Фонды Карнеги и Сороса, а с 2001 года к делу подключилась та же USAID и два других американских фонда — IREX и Freedom House, официально занимавшиеся повышением гражданской активности молодежи. Опыт соседнего государства оказался печальным. Оппозиция, пришедшая к власти в результате «оранжевой революции», занялась дележом властных полномочий и собственности. Студенты, принявшие активное участие в восстании против группы Януковича, по сути были использованы как пушечное мясо.
Проблема отцов и детей, поднятая русским писателем Иваном Тургеневым в 60х- годах позапрошлого века, актуальна и по сей день. Бездна непонимания, лежащая между поколениями, в конечном счете может спровоцировать возврат в среде молодежи моды на «нигилизм». Не опасно ли это неокрепшей в суверенности России?
Пути решения проблемы видятся в стремлении к взаимопониманию «отцов и детей». Понятно, что цель недостижима, но важен процесс. «Взрослым» политикам хорошо бы искоренить в себе желание быть «кукловодами» и научиться вести диалог на равных, организовать реальные каналы продвижения молодых во власть и бизнес, чтобы дать им видение успешного будущего. А новые поколения должны уйти от крайних форм проявления юношеского максимализма, научиться находить инструменты для выражения своего мнения более цивилизованные, чем битье витрин.