На родине — в плену
Высокие мировые цены на экспортируемые нефть, газ, топливо — подарок судьбы. Государственная казна полна: сверхплановые доходы только за первый квартал текущего года составили 525 млрд рублей. Не воспользоваться этим — значит упустить шанс коренной реконструкции экономики. Переломный момент — быть или не быть — настал. Мы должны говорить о новой промышленной политике государства.Кому на Руси жить хорошо
Четко сформулированная промышленная политика — это лучше, чем индивидуальный лоббизм по проектам, полностью скрытым от общественной экспертизы. Он приводит к тому, что успешными оказываются не наиболее конкурентоспособные компании, не компании перспективных отраслей, а те, которые имеют мощные связи в высших эшелонах власти. Активная, стимулирующая государственная политика в отношении одних видов бизнеса не может осуществляться за счет других. Например, развитие сырьевых отраслей не должно приводить к угнетению обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Критерии отбора поддерживаемых проектов обязаны быть предельно жестки, прозрачны и не зависеть от интересов чиновников. Иное приведет лишь к потере средств и дискредитации государства.
Почему вольно или невольно правительство делает все, чтобы на российском рынке зарабатывали узкие группы сырьевых предприятий и западные компании? Все очень просто: гораздо выгоднее не производить, а ввозить в Россию на нефтяные и сырьевые сверхдоходы товары народного потребления — и скорость оборота беспрецедентна, и прибыль огромна. В итоге лопаты — немецкие, ведра — польские, инструмент — китайский. Мы продолжаем покупать товары вместо того, чтобы приобретать оборудование и технологии. Именно здесь необходим перелом. Заниматься производством в собственном отечестве должно быть выгодно — это краеугольный камень новой национальной промышленной политики.
В ВТО правительство ведет переговоры о таможенных пошлинах в размере 15 — 20%. Это убийство для отечественного бизнеса. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к новым задачам и показать результаты. Тем более что в обозримой перспективе российское государство может лишиться традиционного набора инструментов защиты и проведения жесткой промышленной политики: заградительных таможенных тарифов, перекрестного субсидирования, дотирования производства, сохранения «инвестиционной составляющей» в расчете тарифов естественных монополий и прочих.
На грани жизни и смерти
Возьмем машиностроение. Цены на российские энергоносители, металл, трудовые ресурсы и транспорт постепенно приходят в соответствие с мировыми. За 2004 год стоимость отдельных видов проката выросла на 50 — 80% и на этом не остановилась. Поскольку доля металла в себестоимости готовых изделий составляет 30 — 40%, их себестоимость в свою очередь увеличится более чем на 20%. Это не просто снижение рентабельности и конкурентоспособности машиностроительной продукции до критической отметки. Это смертельный приговор. Дальнейшее бездействие правительства приведет к тому, что в ВТО внесут уже остывшие «тела» российских машиностроительных заводов.
Энергоемкость ВВП в России
Высокая доля энергоносителей и металлопроката в себестоимости машиностроительной продукции пока компенсируется неприлично низкой долей заработной платы. Рассчитывать на уровень зарплаты, принятый в западных странах, российский рабочий не может. Наши ориентиры — Китай, Индия, Бразилия, Аргентина. А вот набор необходимых жизненных потребностей, к которым мы привыкли, кардинально отличается от стран «третьего мира». Как только пища и коммунальные услуги придут к мировым ценам, наш рабочий проиграет в конкурентной борьбе собрату не только в Европе,
Выход — ориентация на внутренний рынок с постепенной интеграцией в мировую экономику.
Новая промышленная политика
В ближайшие
Первое. Государство должно поддержать экспорт высокотехнологичной продукции отечественного машиностроения.
Второе. Необходимы федеральные программы поддержки промышленной инфраструктуры: строительство железнодорожных, трубопроводных, автодорожных транспортных систем, сетей связи, жилья. Это обеспечит подъем целых ныне спящих отраслей и экономически депрессивных территорий. Осуществлять программы следует исключительно российской техникой.
Третье. Считать обновление основных фондов главной и долговременной задачей национальной промышленной политики.
Четвертое. Необходима серьезная помощь созданию импортозамещающих производств. Механизм: государство уточняет статистику импортируемых товаров, ранжирует их по объему закупок, предлагает импортерам определиться с формами участия в создании импортозамещающего производства, а банкам — поучаствовать в кредитовании проектов. Вопросы территориального размещения и логистики потребуют подключения государственных и муниципальных органов. Но оценка экономической эффективности проекта должна происходить уже без участия государства.
Пятое. Ужесточить механизм сертификации импортной продукции с целью предотвращения проникновения на российский рынок низкокачественных товаров и услуг.
Шестое. Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Резко расширить практику использования налогового инвестиционного кредита. Снизить до нуля ввозные пошлины на все группы оборудования, технологии и лицензии, используемые в российской промышленности. Для предприятий, модернизирующих производство, снизить НДС до 10%, ЕСН до 15%. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятий сократить срок проверки документов и принятия решения о возврате НДС
Седьмое. С целью повышения квалификации работников не облагать налогом на прибыль расходы предприятий, связанные с оплатой их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
Восьмое. Продолжить курс на глубокую административную реформу под лозунгом «инструкции — чиновникам, гражданам — законы». Предпринимателям не нужно разбираться в инструкциях и иных министерских документах, чтобы знать свои права и обязанности. Все обязательные требования к гражданам и бизнесу должны быть прописаны только в федеральных законах. Остро необходима модернизация действующего законодательства в направлении установления персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий. Нужно полностью исключить возможность принятия внесудебных решений должностных лиц по приостановлению хозяйственной деятельности. Предстоит добиться реализации принципа «одного окна» не только при регистрации юридических лиц, но и при любом обращении предприятия в государственный орган.
Девятое. Все без исключения поставщики энергоносителей и топлива на российский рынок должны быть ограничены федеральным законом: ежегодный рост цен не более 2% в течение пяти лет.
Десятое. Государство должно законодательно предоставить инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантии от неблагоприятного изменения налогового и иного экономического законодательства, контролируемых государством цен и тарифов.