Я Путину не писал, но в США хочу

Я Путину не писал, но в США хочу История с обращением челябинского сироты к президенту РФ усилила в обществе настроения против так называемого закона Димы Яковлева, приостанавливающего усыновление российских детей американскими гражданами.

14 января депутаты конституционного комитета Госдумы обсудили петицию за отмену закона, запрещающего усыновление российских сирот американскими семьями. 28 декабря прошлого года этот документ подписал глава государства в ответ на принятый в США «акт Магнитского», предусматривающий санкции против российских чиновников. Закон назвали в память о погибшем в Штатах в 2008 году по вине приемных родителей полуторагодовалом ребенке Диме Яковлеве. Под петицией подписались более 100 тыс. человек (на сайте «Новой газеты»). Комитет, однако, решения не принял, его глава Владимир Плигин пояснил, что «пока не выработана процедура учета общественной инициативы».

Днем ранее в Москве и еще нескольких городах прошли акции протеста с требованием отменить закон Димы Яковлева. Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил, что случаи насилия над усыновленными детьми в США случаются, но они единичны и требуют точечных мер, а политолог Глеб Павловский отметил, что закон нацелен на раскол общества.

Отреагировал и сенат США, принявший резолюцию, осуждающую запрет на усыновление. В документе приводятся данные Детского фонда ООН: «За последние 20 лет более 60 тыс. российских детей обрели семьи в США. Россия занимает третье место после Китая и Эфиопии по количеству усыновленных детей в Штатах». Согласно резолюции, после принятого в России закона 46 детей, которые должны были уехать в американские семьи, теперь останутся в детских домах. Американские законодатели потребовали отменить запрет и заявили, что «беззащитных детей-сирот используют в политической игре».

Российская сторона в свою очередь говорит, что за 20 лет в США погибли 19 усыновленных российских детей.

На фоне этих событий информация о 14-летнем воспитаннике челябинского дома-интерната № 13 Максиме Каргапольцеве, который якобы обратился к Владимиру Путину с просьбой разрешить усыновление российских детей американскими семьями, еще больше обострила дискуссию.

Обращение, которого не было

Сразу же развеем слухи о международном скандале, которым часть СМИ поспешили назвать шумиху, развернувшуюся после якобы сделанного обращения. Перед Новым годом в интернат для детей с ограниченными возможностями приехал один из челябинских телеканалов. Журналист спросил мальчика: «Если бы у тебя была возможность обратиться к Путину, что бы ты ему сказал?». Воспитанник ответил, что попросил бы его разрешить уехать в Америку. После этого несколько электронных СМИ распространили новость о письме тяжелобольного подростка президенту РФ с просьбой смягчить закон Димы Яковлева. И началось. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов в своем микроблоге в Twitter назвал случившееся спекуляцией. Он написал: «после проверки выяснилось, что это письмо — подделка... Никто не запрещает брать и вывозить детей для проведения лечения, оздоровления, реабилитации за границу. В том числе в США. Если люди действительно хотят помочь ребенку-сироте, нуждающемуся в индивидуальном лечении, возможности есть. Для этого не обязательно его усыновлять». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не получали письма, написанного Максимом Каргапольцевым.

В интернат поехали губернатор Челябинской области Михаил Юревич и депутат ГД от ЛДПР Сергей Вайнштейн. Юревич оценивает условия содержания детей как хорошие, а Вайнштейн заявляет о желании стать опекуном мальчика: помочь с образованием, лечением и поездкой в США. После визита главы региона на страничке Максима «Вконтакте» появляется запись: «Уважаемые корреспонденты, пожалуйста, не задавайте вопросы о письме Путину, губернатор ЧО Михаил Юревич уже разрешил этот вопрос. Пожалуйста, не пытайтесь брать у меня интервью, просьбы поговорить и т.д. Все вопросы через нашего директора. Спасибо!!!». Чуть позже появилась запись: «Я письма Путину не писал, но в США хочу».

А региональные власти озвучили итоги работы области в вопросах усыновления: «Сейчас в детских домах и спецшколах Челябинской области находятся 4 тыс. детей. И взрослых с российским гражданством, которые хотят им помочь, становится все больше. Только в прошлом году появилось более двухсот новых приемных семей. Процент иностранного усыновления на этом фоне, наоборот, снижается — всего 60 человек за год».

По словам вице-губернатора Ирины Гехт, принято решение об увеличении на Южном Урале числа сотрудников органов опеки — ведомство стало больше на 108 человек.

К сути вопроса

Теперь о главном. О ребенке. Его действительно хотели усыновить — американская семья Уоллен, которая общается с ним на протяжении семи лет. На страничке Максима размещена фотография потенциальных родителей. В блоге Астахов написал: «Семья хотела усыновить подростка, но получила отказ, так как действовала “напрямую”, минуя органы усыновления, с нарушением закона».

Ирина Гехт подтвердила, что американская семья посещала интернат: «В марте 2012 года они приехали к Максиму на день рождения и заявили о своем желании его усыновить. Но предоставленный ими пакет документов не соответствовал предъявляемым требованиям. Повторно пакет документов был представлен только в конце декабря. Мне кажется, что при желании можно было быстрее собрать необходимые документы».

Что в итоге? Раздутая история. От которой, кроме ребенка, и, вероятно, его приемных родителей никто не пострадал. Речь даже не о том, что американцам запрещают усыновлять детей. Какая разница, в какой семье они будут воспитываться, главное, чтобы их любили. Речь о том, что разработчики закона и его лоббисты не представили альтернативы. Общепринято мнение, что российские семьи менее охотно усыновляют детей-инвалидов, а американцам теперь нельзя. В нашем случае пример Вайнштейна скорее исключение из правил, да и здесь речь пока идет только об опеке.

Закон принят, а программа «Россия без сирот», о которой много говорили, пока нет. Слова о создании благоприятных для россиян условий для усыновления и упрощении этого процесса тоже пока остаются словами.

Материалы по теме

Россия в сумерках

Социологи и очки

Моби-next

Сюрреалисты в душе

Одни и без дома

Любите Родину — мать вашу