Один к одному

Один к одному

Один к одномуТемпы роста добровольных отчислений граждан на будущую пенсию начали снижаться. Чтобы переломить тенденцию, власти нашли способы и ресурсы, стимулирующие людей самостоятельно заботиться о будущей пенсии. Однако для того, чтобы механизм заработал, необходима масштабная информационная кампания.

Результаты работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на территории региона в 2007 году оказались довольно противоречивы. С одной стороны, радуют показатели роста клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), с каждым годом все больше людей решают перевести накопительную часть своей пенсии из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ. Но с другой — снижается динамика привлечения клиентской базы в секторе негосударственного пенсионного обеспечения. Между тем дефицит ПФР из-за демографического спада в конце 90-х годов налицо: работающее население уже не в состоянии обеспечить финансирование потребностей старшего поколения. Какие факторы могут и должны стимулировать приток дополнительных денег в пенсионную индустрию? Об этом шла речь на заседании круглого стола «Тенденции и перспективы рынка НПФ на Урале», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».

По рублю

Самые большие надежды участники рынка возлагают на реализацию закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», подписанного президентом России 30 апреля этого года. Документ разработан и принят в рекордные для российского законотворческого процесса сроки — за год: Владимир Путин озвучил идею создать стимулы развития дополнительного пенсионного обеспечения в докладе федеральному собранию в апреле 2007-го. «Были опасения отдельных участников пенсионного рынка, что законопроект после выборов могут “заиграть”, но, как мы видим, этого не произошло. Государство осознает остроту проблемы», — констатирует заместитель руководителя Свердловского отделения ПФР Салтанат Бахтикиреева.

Динамика пенсионных резервов 

Напомним суть предложенной схемы. Если гражданин решит добровольно откладывать себе на старость, государство из Фонда национального благосостояния будет добавлять на каждую тысячу положенных на накопительный счет рублей еще тысячу, но не более 12 тыс. рублей в год. Работающие пенсионеры тоже могут участвовать в этом процессе, государство обещает перечислять на их счета средства уже в пропорции 4 к 1, но не более 48 тыс. рублей в год. Cрок подачи заявления через отделения ПФР — с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Средства из бюджета будут поступать на накопительные счета граждан с 1 января 2009 года и только в течение десяти лет с момента вступления их в систему.

Помогать будущим пенсионерам могут и работодатели: закон прописывает механизмы, позволяющие предприятиям дополнительно перечислять средства на пенсионные счета своих работников.

Кого может заинтересовать предложенный механизм?
— Молодежь, наверное, не откликнется, — полагает Салтанат Бахтикиреева. — Вероятнее всего, интерес будет у средней возрастной группы, которой до пенсии осталось 15 лет. На мой взгляд, в меньшей степени откликнутся работающие пенсионеры: чтобы получать от государства софинансирование, они по закону должны отказываться от базовой и страховой частей своей пенсии.

Динамика количества привлечения участников по негосударственному пенсионному обеспечению 

Участники рынка признают, что закон прописан очень детально, проработаны все механизмы хождения денег. Однако узкое место в схеме все-таки есть — это перспективы пенсионных сбережений. Дело в том, что механизм софинансирования будет действовать только десять лет. Затем гражданин либо остается с той прибавкой к пенсии, которую он вместе с государством накопил, либо продолжает самостоятельно пополнять счет. Но для этого необходимо разработать новые механизмы — индивидуальные пенсионные счета, полагает директор по стратегическому маркетингу УК «Альфа-капитал» Вадим Логинов:

— Это сугубо индивидуальная форма пенсионных накоплений, которая также осуществляется через страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, банки. Перечисления на эти счета должны иметь определенные налоговые льготы. Я не думаю, что в ближайшее десятилетие правительство решится загружать нашу страну еще и этим, но в перспективе, когда через 15 лет закончится срок функционирования системы дополнительного пенсионного страхования, такая потребность возникнет. Второй ресурс, который могут задействовать НПФ, — материнский капитал.

Как известно, сертификаты на 250 тыс. рублей, которые получают женщины, родившие второго ребенка, можно направить на покупку квартиры, оплату образования или положить на накопительный счет. «Как минимум еще полтора года денег в чистом виде не будет, они начнут перечисляться только с 2010 года. Однако готовиться к этому надо, потому что это очень интересное направление для негосударственных пенсионных фондов», — считает Вадим Логинов.

И, наконец, третий стимул для развития — профессиональные пенсионные системы. К сожалению, здесь пока перспективы не ясны: законопроект, прошедший первое чтение, завис в Думе из-за разногласий между правительством и работодателями. Однако Вадим Логинов считает, что при наличии политической воли он может быть принят в этом году.

Динамика пенсионных взносов 

Снова да ладом

Таким образом, база для изменения тренда к снижению темпов роста рынка негосударственного пенсионного обеспечения есть. Однако собрать ресурсы мало. Чтобы обеспечить привлекательность этих инвестиций для будущих поколений, нужно постоянно показывать, что деньги работают, и работают эффективно. Именно высокая доходность, которую продемонстрировали частные управляющие компании в 2004 — 2005 годах, обеспечила НПФ приток денег на накопительные счета из ПФР. Люди увидели, что это выгоднее, чем держать счета в госкомпании. К сожалению, кризис ликвидности на финансовых рынках не позволил управляющим компаниям показать аналогичные результаты в 2007-м.

На этом фоне возобновилась дискуссия о необходимости пересмотра правила инвестирования пенсионных накоплений и резервов. Речь идет о снятии ограничений на инвестирование пенсионных резервов и накоплений только в бумаги высшего котировального списка А1, а также ограничений по максимальной доле в структуре НПФ паев паевых инвестиционных фондов и банковских депозитов. Эту идею давно отстаивает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. Теперь, судя по всему, лед тронулся.

— При участии Национальной Ассоциации пенсионных фондов и Национальной лиги управляющих создана рабочая группа, — говорит Петр Пьянков. — Она разработала рекомендательный документ, который в ближайшее время будет направлен в Федеральную службу по финансовым рынкам. Мы понимаем, что изменение правил инвестирования сопряжено с изменением целого ряда законодательных актов, на что потребуется еще как минимум два-три года, но начинать эту работу надо сейчас. К счастью, понимание есть, и мы надеемся, что до конца этого года основные изменения будут приняты.

Динамика количества застрахованных по ОПС 

Вследствие новаций пенсионная система России становится все сложнее. Разобраться в ней сходу не в состоянии даже профессионалы, не говоря уже об обычных гражданах. Низкий уровень информированности людей о сути пенсионной реформы по-прежнему остается серьезным тормозом для новаций. Государство допустило серьезную ошибку на первом этапе реформы, не создав никакой платформы для просветительской работы. Тогда ее, по сути, переложили на частные компании. Это было объяснимо, потому что у власти на тот момент не было экономического интереса для перевода накопительной части пенсий в НПФ и УК. Но сегодня ситуация иная. В притоке дополнительных денег в пенсионную индустрию заинтересован прежде всего бюджет, испытывающий острый дефицит средств в ПФР. Но опасность того, что работа по информированию людей снова будет пущена на самотек, есть. По крайней мере, до сих пор кроме деклараций, никаких мер не предпринято. Здесь и заложены серьезные риски для дальнейшего развития пенсионной индустрии. 

Дополнительные материалы:

Ориентир выше среднего

В ближайшее время критерием оценки работы НПФ станет не количество пенсионных счетов, а объем находящихся на них средств, считает член совета МН «Большой пенсионный фонд», генеральный директор ОАО «Объединенный пенсионный администратор» Алексей Гончаров   

Алексей Гончаров
Алексей Гончаров     

— Алексей Валерьевич, в 2007 году темпы прироста пенсионных резервов НПФ Урала и Западной Сибири снизились. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

— Это естественный процесс, о котором я давно предупреждал коллег. На этапе становления рынка негосударственного пенсионного обеспечения фонды боролись за количество пенсионных счетов. Мало кто обращал внимание на то, сколько денег на этих счетах аккумулировано, какая у их владельцев заработная плата, есть ли потенциал ее роста. В результате получилась весьма интересная картина. Средний показатель наполняемости счета по стране составляет 11 тыс. рублей. Есть фонды, у которых средний счет по результатам 2007 года не достиг, к примеру, 6 тыс. рублей, а у других он превышает 20 тыс. рублей. Такой разброс не казался важным, когда рынок развивался исключительно по экстенсивному пути — за счет увеличения количества клиентов. Сегодня пора обращать внимание не только на количество клиентов, но и на их «качество»: сколько у них средств на счетах, какова себестоимость привлечения, как растут зарплаты и, следовательно, какие деньги приносят такие клиенты самому фонду.

— А что делать тем фондам, у кого низкий средний счет? Посчитали, прослезились, и что дальше? Сворачивать деятельность НПФ?

— Надо проанализировать, с кем ты работаешь и где. Наша принципиальная позиция — не развиваться там, где нет сильной экономики, где заработная плата населения ниже среднего показателя. В некоторых регионах юга России, например, она составляет 3 тыс. рублей. В таком случае очень важно понять, сколько денег человек может позволить себе откладывать на старость, и сколько будет стоить привлечение клиентов. Надо также учитывать вообще темпы развития пенсионной реформы в регионе и позицию местных властей в данном вопросе.  

— Но тогда получится, что пенсионные ресурсы будут сосредоточены в богатых регионах?

— Не совсем так. Очень важна роль местных органов власти, их реальная заинтересованность в реализации пенсионной реформы. Возьмите, к примеру, не самую богатую Волгоградскую область. Администрация заключает соглашения с пенсионными фондами, помогает выстраивать отношения с работодателями, систематически проводит семинары и конференции. В результате статистика наполняемости счетов по Волгоградской области ничуть не уступает десяткам других более развитых субъектов.

— И кто же в таком случае останется на рынке?

— Мне кажется, круг участников, который будет серьезно заниматься вопросами негосударственного пенсионного обеспечения, уже сформировался. Это фонды первой десятки. Но это не означает, что небольшие региональные, чаще всего корпоративные, фонды не имеют права на существование. Просто они должны работать в другой нише и соответствовать другим нормам и требованиям.

— Что делать остальным?

— Как я уже сказал, фондам, учредители которых намерены все-таки сохранить бизнес, нужно очень внимательно просчитывать экономику развития на неперспективных территориях. Вторая модель — собрать много счетов и продать бизнес, поскольку пенсионные фонды оцениваются по количественным показателям. Существует заблуждение, что предприятия, которые создавали НПФ для обеспечения социальных функций, будут содержать их в любом случае, даже если те нерентабельны. Не будут. На самом деле работодателю пенсионные фонды как таковые не нужны, им нужна услуга, функция, которую они спокойно могут получить в других фондах на рынке. У них нет экономической заинтересованности в том, чтобы постоянно выполнять ужесточающиеся требования к НПФ и вкладывать в них деньги. По этой причине консолидация неизбежна.

— Вы уверены, что десять крупнейших фондов смогут охватить такую огромную страну, как Россия? Если так пойдет, некоторые регионы вообще могут остаться без пенсионной инфраструктуры.

— Не останутся. Во-первых, все умеют считать. Возможно, там, где маленькие зарплаты, и издержки на привлечение средств на счета низкие. Во-вторых, крупные фонды будут стремиться развивать свою сеть и приобретать НПФ, у которых уже есть инфраструктура, филиалы. Именно такие фонды будут стоить дороже, и именно их будут покупать.

Интервью взяла Ирина Перечнева
 

 

Дополнительные материалы

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) Большого Урала и Западной Сибири, итоги 2007

Материалы по теме

Настройка стимулов

Пенсионные курьезы

Куда вложить миллиард

Хозяева старости

Тихий час