Наличностный фактор

Наличностный фактор

Михаил ПархоменкоНалоговые органы начали жесткую борьбу за собираемость единого социального налога (ЕСН). Управление ФНС по Свердловской области в первом квартале 2006 года провело 228 выездных проверок, направленных на выявление фактов уклонения от уплаты ЕСН. В 89 случаях найдены так называемые «конвертные схемы», когда часть заработной платы выдается неучтенными наличными деньгами, с которых не отчисляются налоги.

В суд направлено 22 протокола об административном нарушении, возбуждено два уголовных дела, дополнительно начислено в бюджет 14 млн рублей. И такая картина — не только в Свердловской области. В целом по России 40% заработной платы попрежнему выплачивается «в конвертах». И это — несмотря на снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26%. Государство рассчитывало, что уменьшение ЕСН будет стимулировать вывод заработной платы «из тени», повысится налогооблагаемая база и это позволит наполнить казну. Не получилось.

Заместитель руководителя управления ФСН России по Свердловской области Михаил Пархоменко считает, что причина — элементарное нежелание бизнеса отдавать часть дохода государству. У бизнеса другая точка зрения. Управляющий партнер юридической компании «Ардашев и партнеры» Владимир Ардашев убежден, что у нас все еще слишком высока нагрузка на юридическое лицо. «Социальное страхование, в том числе пенсионное, проводится сугубо в интересах работника. Поэтому надо именно из его зарплаты хотя бы часть средств перечислять в фонд социального страхования и пенсионный фонд. Недаром на Западе доходы работников облагаются под 30 — 40%. У нас же ставка НДФЛ составляет 13%, а ЕСН — 26%. Экономическая логика нарушена, и бизнес пытается компенсировать дисбаланс».

Между тем часть ЕСН идет на финансирование здравоохранения — одного из национальных проектов. «Поэтому рост собираемости этого налога — приоритетная задача на 2006 год», — подчеркивает Михаил Пархоменко. К чему в этой связи стоит готовиться предпринимателям?

При налоговых органах создаются специальные комиссии, которые по налоговой отчетности отслеживают потенциальных нарушителей. Под подозрение попадают фирмы, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума (1100 рублей) и при этом имеют значительные объемы реализации продукции. Как говорит начальник отдела единого социального налога управления ФНС по Свердловской области Лидия Исаева, в основном это компании, имеющие в обращении большой оборот наличных денег: торговля, строительство, бытовое обслуживание, сбор лома черных и цветных металлов, а также казино. Неслучайно на борьбу с «обналичиванием» брошены все силы. «Еще год назад можно было обналичить вексель банка за 0,4 — 0,5%, — рассказывает Владимир Ардашев. — Сейчас ставка доходит до 2 — 2,5%: государство в октябре 2005 года административными методами запретило основному банку, участвующему в обналичке (Сбербанку), выдавать векселя со сроком погашения “по предъявлению” и погашать векселя физическим лицам».

Однако одного ужесточения системы администрирования мало: на российском бизнесе в отличие от западного лежит немалая нагрузка квазиналогов — поборы, взятки, откаты. И на эти цели нужна именно «наличка», которую можно обеспечить только через применение хитрых налоговых схем. «Так что пока не будет обуздана коррупция, усугубляемая произволом чиновников и противоречивостью законов, особенно на местах, победить налоговые схемы полностью не получится», — уверен Владимир Ардашев.

Екатеринбург

Материалы по теме

Некорректный коэффициент

Победа добра над здравым смыслом

ЧЭМК объяснится с налоговиками в суде

Естественный отбор

Девять — свободны

Платит пользователь