Межбюджетный обмен любезностями
Фото - Андрей Порубов |
На днях в Екатеринбург специально для участия в заседании совета при полномочном представителе президента РФ в УрФО прилетел министр финансов Алексей Кудрин. Обсуждали бюджетную политику в целом и недавно принятую «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами на 2006 — 2008 годы» в частности.
Полтора землекопа
Алексей Кудрин, подводя первые итоги работы в сфере разграничения полномочий между разными уровнями власти, излучал оптимизм: доходы регионов поднимаются, кредиторская задолженность снижается, дефицит региональных бюджетов падает, профицит растет. «В целом в 2005 году в условиях разграничения полномочий мы сработали более позитивно, чем в 2004м», — рапортовал министр.
Теперь надо бы заняться качеством управления финансовыми ресурсами. Кудрин настоятельно рекомендовал обратить внимание на элементы бюджетирования, ориентированного на результат:
— Вот в Астраханской области на 10 тысяч жителей в системе здравоохранения работает 393 человека. В среднем по России — 316, минимум — 241. Если бы астраханские власти ориентировались на средний результат, экономия составила бы 300 млн рублей. Правильно ли базироваться на средних показателях, ведь субъекты имеют свои особенности? Да, имеют. Но не настолько, чтобы отличаться в разы.
Губернаторам, однако, «средняя температура» сразу не понравилась.
— В Курганской области 45% людей живет в деревне, территория — 72 тыс. кв. километров. Ни с Астраханью, ни с Брянском сравнивать нельзя: у них площадь втрое меньше! А у нас 1200 населенных пунктов, туда надо и уголь довезти, и людей перемещать. Все это отражается на структуре бюджета, — возразил губернатор Курганской области Олег Богомолов.
Поровну или по справедливости?
Не разделили регионы оптимизма министра и в части устройства межбюджетных отношений. Тон дискуссии задал губернатор Челябинской области Петр Сумин:
— Доходные источники, закрепленные за субъектами РФ, не обеспечивают выполнение увеличенных расходных обязательств. В прошлом году наша область приняла социальных полномочий на сумму 1,1
млрд рублей, а налоговые источники за счет уменьшения ставки налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет, сократились на 1,4 млрд рублей.
Петр Сумин предложил увеличить ставку зачисления налога на прибыль в консолидированные бюджеты субъектов с 17,3 до 20,3%.
Идею поддержала выступившая следом министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева:
— Если бы сегодня существовала налоговая система как 1993 году, у нас не было бы никаких проблем с финансированием.
Министр удивился:
— Вы хотите вернуть налог на прибыль в 30%, НДС в 20%, 53 вида налогов, а не 15, как сейчас? Вы полагаете, что если бы мы не сокращали эти налоги, не думали о реальном бизнесе, собрали бы эти источники?
— Я просто хотела сказать, что выпадающие доходы должны компенсироваться.
— Вот это принимается.
Полпред президента в УрФО Петр Латышев, обратившись к Кудрину, попытался сгладить ситуацию:
— Алексей Леонидович, субъекты федерации могут в полном объеме решать задачи, которые государство ставит перед ними, они просто предлагают направления, которые позволят им активнее работать. Они ведь не денег просят, а создания условий.
Тут выяснилось, что выступающие перебрали время. Полпред предложил закрыть первую часть совещания: мол, кто не успел, пусть передаст предложения в письменном виде. Не тут-то было.
— Я считают неправильно не дать слово регионам, которые приносят бюджету огромные доходы, — возмутился губернатор ЯмалоНенецкого автономного округа Юрий Неелов. И обратился к Кудрину.
— У нас с вами на двоих три пирожка: вы съели два, а я один, в среднем — по полтора. Но по отношению ко мне это несправедливо. Ямал — это 750 тыс. кв. километров, 18 тыс. нефтегазопроводов на 10 тыс. километров. На этих пространствах разбросаны медицинские пункты, которые мы обязаны содержать. В каждом больничных коек меньше десятка, но аппарат медицинский такой же, как в районной больнице. И мы не имеем права их сокращать. Среднее брать неправильно: это же специфика Севера!
Министру пришлось отступать:
— Совершенно справедливо, есть определенная специфика по регионам, и это принимается во внимание. Примеры, которые я привел, не безусловны, это скорее повод для размышлений.
Ситуацией похозяйски воспользовался свердловский губернатор Эдуард Россель (совещание проходило в его резиденции):
— Так вы, Алексей Леонидович, приезжайте к нам рассматривать все поправки. Видите, как Уральский федеральный округ отличается от других. У нас есть регионы, где 50% — сельское население, есть субъекты, которые обеспечивают газом и нефтью не только Россию, но и весь Запад. У нас два субъекта, Свердловская и Челябинская области, где концентрация промышленного производства в четыре раза выше российского показателя. Поэтому здесь видны все проблемы межбюджетных отношений.
Я приглашаю вас в округ.
Министр закруглил дискуссию дипломатично и неопределенно: «Давайте запишем и поработаем».
Екатеринбург