Удержать и привлечь
Промышленники и предприниматели Свердловской области признали кадровую проблему серьезнейшим тормозом уральской экономики. Быстрого решения она не имеет
Последняя волна опроса рыночных агентов Среднего Урала, ежегодно проводимого Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП), показала - в регионе резко обострилась проблема кадрового обеспечения. Фактор «Нехватка и высокая стоимость квалифицированных кадров» традиционно участвовал в опроснике СОСПП, однако его влияние на экономику никогда не оценивалось как самое сильное. Последний год изменил расклад сил. Кадры, опередив административные проблемы и тарифы монополий, стали главной проблемой уральской экономики.
Территории напряженности
Обострившаяся проблема кадрового обеспечения экономики стала ключевой на Годовом общем собрании СОСПП, состоявшемся 18 апреля 2014 года. Базовый доклад по теме дискуссии представил директор журнала и аналитического центра «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачёв. Основой выступления стало давно ведущееся аналитическим центром исследование дисбалансов рынка труда Свердловской области (см. «Пятнашки», «Э-У» № 23 от 11.06.2012 ).
В посткризисный период промышленность области выросла на 34%, а занятость в промышленности сократилась примерно на 4%. На территории процессы распределились неравномерно: «Эксперт-Урал» выделил шесть групп городов со своими особенностями развития. В первых двух - Екатеринбурге и внешнем кольце Екатеринбургской агломерации - росла как промышленность, так и экономика в целом, при этом снижения числа занятых не происходило. С некоторой натяжкой эту ситуацию можно назвать сбалансированным ростом. Противоположная ситуация в северном кусте городов и на депрессивных территориях - в малых городах вдалеке от центров развития. Здесь с одной стороны наблюдается серьезное падение промышленного выпуска и сжатие экономики в целом, с другой - заметное сокращение занятости на крупных и средних предприятиях. Этот тип изменения получил название сбалансированного сжатия: несмотря на общее падение, серьезных перекосов и напряжения не возникает, в целом ситуация более-менее управляема. Однако в области есть города, где движение было разнонаправленным: с точки зрения производственного выпуска они росли, с точки зрения занятости в промышленности - сжимались. Это Нижнетагильская (Горнозаводская) агломерация, сильные отдельно стоящие города (Сухой Лог, Ирбит, Асбест). Похожая, но со своими особенностями ситуация в Каменске-Уральском - незначительный рост занятости в промышленности и сильное ее падение в экономике в целом. Здесь активно развивающаяся промышленность всасывает трудовые ресурсы из других секторов городского экономического комплекса.
Не стоит забывать и о грядущих демографических проблемах. В целом численность трудоспособного населения до 2020 года сократится на 4 - 5%, по территориям этот процесс будет проходить неравномерно: внутриобластные миграционные процессы полностью компенсируют естественное сокращение численности трудоспособного населения в Екатеринбурге и городах, входящих в его агломерацию, однако еще более обострят ситуацию в остальных населенных пунктах. Даже крупные промышленные центры Нижний Тагил и Каменск-Уральский заплатят Екатеринбургу этот «налог».
Как перераспределить
Что можно сделать для ослабления напряжения? Первый по частотности ответ - внешняя миграция с других территорий РФ. О ней говорится и в исследовании «Эксперт-Урала». За четыре года посткризисного роста только три территории Урало-Западносибирского региона смогли привлечь ощутимо больше, чем потерять: на юг Тюменской области переехали жить и работать 54 тыс. человек; в Югру за четыре года - около 19 тыс. человек; в Свердловскую область - 16 тыс. человек. Инструмент привлечения трудовых ресурсов из соседних российских регионов вполне может быть использован для выравнивания кадровых дисбалансов Свердловской области, однако конкретные механизмы пока не понятны, ситуация требует дополнительного анализа, оговаривается Дмитрий Толмачёв.
Второй инструмент - усиление маятниковой миграции. Этот тип перемещения активно развит на территории Екатеринбургской агломерации, замеры пятилетней давности показывали его потенциал в складывающихся зонах кадрового напряжения. Если власти смогут вложиться в качество дорог и транспортного сообщения на конкретных участках, сгладить нарастающие дисбалансы будет легче. Кроме того, нужно развивать институт арендного жилья.
Третий момент - серьезное несоответствие структуры образования реальному спросу на специалистов со стороны экономики региона. Для примера возьмем так называемые депрессивные территории. По данным исследования «Эксперт-Урала», в них сосредоточено не более 1% всего сектора услуг и розничной торговли в Свердловской области. Но при этом здесь идет подготовка 16% всех студентов, обучающихся на специальностях сферы обслуживания. Понятно, что эти выпускники направляются для поиска работы в Екатеринбург, а местные промышленные предприятия остаются без кадров.
В связи с запредельной нехваткой кадров по машиностроительным, химическим и металлургическим специальностям, «почему бы не задуматься над тем, чтобы известный на всю страну опыт Первоуральского металлургического колледжа не перенести в другие города? В первую очередь я подразумеваю Каменск и Нижний Тагил. Это могло бы перенаправить студенческую миграцию не в Екатеринбургскую агломерацию и ослабить кадровое напряжение в растущих промышленных территориях», - завершил доклад Дмитрий Толмачёв.
Как привлечь
Представители уральской промышленности поддержали тезисы базового доклада и развернули активную дискуссию, уделяя внимание не только количественным, но и качественным аспектам проблемы - недостаточной подготовке выпускников профильных специальностей.
Управляющий директор ЕВРАЗ-НТМК Алексей Кушнарёв поведал общему собранию членов СОСПП о ситуации на металлургическом гиганте:
- На НТМК трудится 17 тыс. человек. Несмотря на то, что мы ежегодно массово привлекаем выпускников разных типов образовательных учреждений, мы покрываем лишь 30% кадровых потребностей комбината. И этих выпускников вынуждены доучивать в своем учебном центре. В целом могу сказать, что за последние 15 - 20 лет начальное и среднеспециальное профессиональное образование массово исчезло, а качество высшего образования по металлургическим и машиностроительным специальностям ухудшилось в разы. В результате на одного такого молодого работника мы вынуждены в среднем тратить около 160 учебных часов, чтобы довести его до требуемой на комбинате квалификации. Чтобы выживать в таких сложных условиях, комбинат шефствует над 25 школами в области, где мы активно ведем профориентационную работу. Из опекаемых школ отбираем талантливых ребят, направляем их на профильные специальности в вузы-партнеры (такие как Московский институт стали и сплавов, Новоуральский технологический институт, Нижнетагильский филиал УрФУ), отслеживаем студенческий путь и делаем все возможное, чтобы они вернулись в Нижний Тагил и работали у нас.
Важно, что в кадровых вопросах единым фронтом выступили представители как индустриальных гигантов, так и небольших промышленных предприятий. О специфике работы с кадрами в небольшом муниципалитете рассказал Алексей Пешков, председатель совета директоров Артинского завода:
- Наш завод - единственный в стране производитель сельскохозяйственных кос и серпов, а также обширного ряда другого аграрного оборудования. Более 60% продукции идет на экспорт. Это градообразующее предприятие с численностью работающих 500 человек. Заводу, как и многим другим промышленникам области, не хватает людей: нужны кузнецы, наждачники, станочники, слесари-ремонтники. Но это еще полбеды. А главная - в том, что на завод не идет молодежь: средний возраст принимаемых в штат рабочих - 45 лет. С инженерно-техническими работниками еще хуже: все в возрасте 55 - 60 лет. Через пять лет потеря кадров может стать уже невосполнимой.
На Баранчинском электромеханическом заводе средний возраст рабочих составляет 46 лет, квалифицированных специалистов - 53 года, поддержал генеральный директор Александр Абраменко. Причем директора в один голос сетовали на недостаточную подготовку выпускников образовательными учреждениями, требовали развивать сеть профтехучилищ и просили вернуть хотя бы на время практику распределения на предприятия выпускников вузов и ссузов.
За образование вступился председатель Ирбитского филиала СОСПП и член попечительского совета Ирбитского мотостроительного техникума Алексей Борисихин. Причина падения качества образования, по его словам, проста и понятна - недофинансирование. Так, при формировании новых образовательных программ в Ирбитском колледже было запланировано финансирование в размере 24 млн рублей, а на практике министерство согласовало только 16. При этом деньги расходуются на зарплату персоналу и на оплату коммунальных услуг, а все обучение проводится на оборудовании, списанном с завода еще в 60 - 70-х годах. Соответствовать требованием новых технологических процессов в этой ситуации учебные заведения не смогут.
Сдержанную позицию относительно кадровой проблемы под конец дискуссии высказал переизбранный президент СОСПП председатель совета директоров Трубной металлургической компании и Группы Синара Дмитрий Пумпянский:
- В ближайшее время ситуация с кадрами кардинально не улучшится. Я являюсь председателем наблюдательного совета УрФУ и хорошо знаю, что вуз активно развивается: вошел в программу 5-100 (поддерживаемую государством программу вхождения пяти российских вузов в топ-100 лучших университетов мира. - Ред.), занимается созданием кампуса на Шарташе. Да и финансирование у него имеется. Короче говоря, я прекрасно вижу, что команда университета много и успешно работает. Но развитие кадрового потенциала области - очень инерционный процесс, и говорить о переменах даже в среднесрочной перспективе практически не приходится.
А губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев призвал общее собрание СОСПП взглянуть на кадровую проблему шире:
- По большинству показателей экономического развития Свердловская область входит в первую пятерку-десятку регионов в стране, так что с динамикой и объемами экономики и промышленности у нас все более-менее хорошо. А вот по качеству жизни мы занимаем лишь 16 место в России. Так вот наша основная задача сегодня, в том числе и для того, чтобы люди не стремились уехать из областных городов, заключается в создании условий для благоприятной жизни. Это в первую очередь создание и модернизация социальной системы, образования и здравоохранения. Чтобы люди спокойно и комфортно могли жить у нас в области и чувствовать себя защищенно. Считаю, что это важнейший элемент кадровой политики.