Не имей прибылей

Сбытовые компании опасаются, что и в этом, и в следующем году их прибыли будут серьезно сокращаться

5 мая Владимир Путин подписал очередной «судьбоносный» документ - новые правила розничного рынка электроэнергии. До публикации сложно оценивать постановление, направленное, по официальным сообщениям, на защиту интересов потребителей, в том числе и от переплаты за энергию. Конкретный разговор о нем на страницах «Э-У» впереди. Комментировать происходящее сейчас на рынке энергосбытовых компаний отказалось большинство региональных игроков: они ссылаются на «мутность» ситуации, на то, что нужно выждать и посмотреть, чем все обернется. Уже одно это указывает на нелучшие условия ведения этого бизнеса. С прошлого года правительство последовательно реализует политику сдерживания роста цен на электроэнергию, в ее русле меняются правила работы на розничном рынке, операторами которого являются сбыты. Власти демонстративно теснят энергетиков. Решившиеся-таки на комментарии руководители компаний в ближней перспективе прогнозируют убытки и банкротства. При этом зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая уверена в одном: серьезно сэкономить у потребителей не получится: доля сбытовой надбавки в конечном чеке за электроэнергию невелика, всего до 3%.

«Мутной» ситуация стала полгода назад, когда премьер потребовал мер, ограничивающих рентабельность энергосбытовых компаний, у которых, по его данным, «необоснованные дополнительные доходы в три-четыре раза превышали установленную сбытовую надбавку». Минэкономразвития предварительно оценило сверхдоходы сбытов по итогам 2011 года в 160 млрд рублей. В итоге 4 ноября вышло постановление правительства № 877 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Основные нововведения касались технических деталей модели функционирования сбытовых компаний на оптовом и розничных рынках. Предполагалось, что документ исключит необоснованные доходы ГП, что снизит цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для всех групп потребителей. Значительная часть изменений вступила в силу 1 января и 1 апреля. Алексей Серов, аналитик ТКБ «Капитал» отмечает: «Меры позволили снизить стоимостную нагрузку на потребителей, однако реальный экономический эффект от их применения пока оценить трудно. Но для значительного числа сбытовых компаний нововведения гарантируют значительное падение выручки».

Нечем перекрыть дебиторку

Как сказываются на экономике сбытовых компаний осенние правила розничного рынка? Дмитрий Орлов, возглавляющий ОАО «Пермэнергосбыт» (70% рынка Пермского края), говорит, что последние три года динамика прибыли у компании была положительной, но дает негативный прогноз. В этом году он ожидает падение прибыли более чем в два раза, а по итогам следующего года не исключает убытки.

- Новые правила портят экономику не только сбытовых компаний, - подчеркивает Дмитрий Орлов. - Вся логика энергореформы сводилась к тому, чтобы у потребителя был стимул экономить: чем эффективнее он потребляет, тем меньше платит. Последние годы мы действительно учились экономить и качественно потреблять. Сейчас ситуация в корне изменилась - стимул пропал. Теперь, как в старые времена, неважно, как ты потребляешь энергомощность, все равно ты платишь немного. Все сделано якобы с заботой о потребителе, но это боком выйдет ему же через какое-то время. По большому счету, перестав думать о качестве и количестве потребления энергоресурсов, он рушит экономику, и не только свою. В целом вырастет потребление электроэнергии и мощности, вот чего мы боимся. Это плохо для экономики страны - сказано громко, но верно. Пермский край уже начал покупать электроэнергию с оптового рынка дороже, потому что приобретает неэффективно.

В такой оценке новые правила - серьезный удар по рынку. Для сбытов же главный негатив заключается в том, что просроченная дебиторская задолженность перед гарантирующими поставщиками будет расти. Чем это обусловлено?

Новые правила, в частности, отменяют деление потребителей с одноставочным тарифом на группы в зависимости от объема и постоянства потребления. Это деление позволяло энергосбытам устанавливать ставки для предприятий с низким и неравномерным объемом потребления в несколько раз выше, чем для предприятий с более высоким и постоянным потреблением. От отмены данной схемы выигрывают компании малого и среднего бизнеса. На эту же группу потребителей направлено и другое важное изменение в правилах - отменяются штрафы за недобор и перебор заявленной мощности для предприятий, чья присоединенная мощность не превышает 750 кВА.

С позиции сбытов эти послабления потребителям и невозможность взыскивать с них за отклонения от договорных величин негативно сказываются на платежной дисциплине. В большинстве случаев, отмечают игроки, дебиторка растет из-за просроченной задолженности предприятий ЖКХ, экономика которых разбалансирована.
И с этим никто ничего поделать не может. У ОАО «Свердловэнергосбыт» (40% рынка Свердловской области) на 1 апреля дебиторка достигла 2,9 млрд рублей, сообщил управляющий директор Георгий Козлов:

- Деятельность предприятий ЖКХ отрегулирована таким образом, что не покрывает их затраты. Экономика коммунальщиков убыточна. К тому же у этих предприятий есть негативная практика, нарастив долги, менять юридическое лицо. Уровень задолженности перед нашей компанией превышает допустимые значения, несмотря на весь возможный инструментарий борьбы с этими неплательщиками.

Из-за нарастающей дебиторки у большинства ГП возникают серьезные кассовые разрывы, сбыты вынуждены перекредитовываться. Ранее удавалось частично погашать дебиторку за счет прибыли, полученной на рынке мощности. Сейчас перекрывать ее нечем. Пока ситуация не катастрофична, хотя экономика ГП напряжена. «В недалеком будущем, если не предпринять никаких мер, на рынке ожидаются банкротства ряда небольших сбытов, - говорит Дмитрий Орлов. - Рынок пойдет в сторону укрупнения. Крупные компании будут поглощать мелких. Обанкротившиеся сбыты подхватят именно государственные крупные компании. Это уже происходит и означает, что рынок сворачивается назад, к госмонополии. У меня такое ощущение, что свободным рынком все сыты и решили потихоньку вернуть все в государственное стойло».

Сбыты с нетерпением ждали подписания правил розницы 5 мая. По крайней мере, игроков радовала возможность трехкратного увеличения штрафа за бездоговорное безучетное потребление. Надеются, что это отчасти улучшит дисциплину компаний. Но обозначилась проблема, которая, с точки зрения ГП, действительно ждет законодательного решения - это усредненная сбытовая надбавка к конечной стоимости поставляемой электроэнергии для всех клиентов (2%), будь то большой завод или небольшой магазин, хотя затраты ГП на обслуживание этих клиентов различны. Но 2% для завода и 2% для магазина - затраты разные. Это дополнительный повод для крупных потребителей покидать ГП и стремиться в самостоятельное плавание на оптовый рынок, чтобы в районе этих 2% обрести экономию. Но есть обратная сторона медали: так как деятельность ГП регулируемая, то в следующем периоде эти чьи-то выбывшие 2% размазываются дополнительной нагрузкой на остающихся потребителей. Критерием формирования надбавки, полагают игроки, должен быть не общий объем потребления в целом по ГП, а дифференциация по количеству точек поставки, обслуживаемых по каждому потребителю. Это будет экономически справедливо.

Где потеряли и где найдут

Инструменты, чтобы добрать прибыль, у ГП есть - прочие виды деятельности, развитием которых они сейчас и пытаются заниматься. Это биллинг в сфере ЖКХ, продажа дополнительных услуг, энергосберегающих технологий и приборов и тому подобное. «Пока это смешные цифры, - заключает Дмитрий Орлов, - выручка от прочих видов деятельности в прошлом году составила 2% от общей суммы выручки. В этом году надеемся увеличить ее до 5%. Проблема заключается в том, что эти услуги востребованы, когда потребитель учится экономить. Сейчас же все происходит наоборот».

ГП Свердловэнергосбыт активно развивает не только регулируемую часть своей деятельности, то есть продажу электроэнергии
потребителям, но и нерегулируемую. Один из сервисных продуктов, предлагаемых компанией, - проведение аудитов не только потребляемой энергии, но и всех ресурсов в комплексе, выработка энергоэффективных решений и их внедрение.

- Тем самым мы улучшаем экономику компаний-потребителей и достигаем своей цели - получаем стабильных, платежеспособных партнеров, - говорит Георгий Козлов. - То есть, с одной стороны, рубим сук, на котором сидим: снижаем количество энергии, которую поставляем. С другой стороны, в наших интересах, чтобы вся потребляемая энергия была оплачена, а не копилась в виде неликвидной задолженности, которую все равно рано или поздно приходится списывать. Мы даже частично финансируем эти энергосберегающие проекты, заключаем среднесрочные контракты в пределах года-двух на поставку энергоэффективного энергооборудования. Считаю, что именно в этом направлении должны развиваться сбыты.

Куда целесообразно развиваться, сбытам подсказала практика: новые правила розничного рынка лишают их прибылей, но открывают возможности заработать новые, используя ключевые компетенции. Сформированные правила дают потребителям большую возможность выбирать из широкого тарифного меню. Например, с 1 апреля отменяются цены, которые сбытовые компании устанавливали своим клиентам на основе планируемых теми на год часов работы предприятия и, соответственно, режима потребления электроэнергии. Чуть ранее, с января, введено разделение цен на электроэнергию на шесть ценовых категорий (категория - это отдельное условие ценообразования - отдельная цена). То есть появился своего рода прайс-лист.
И теперь потребитель может выбрать тот вариант ценообразования (цены), что ему выгоднее. Причем по каждой точке поставки в отдельности (подробнее см. «Реформа. Эпизод II: перезагрузка», «Э-У» № 5 от 06.02.12 ).

Но выбор тарифа еще не гарантия того, что желаемая экономия будет достигнута. Надо уметь предлагаемым воспользоваться. Тут вопрос не только стоимости, сколько грамотного управления потреблением. В кулуарах игроки рынка рассказывают, что малый бизнес часто не только затрудняется с выбором в тарифном меню: небольшие компании не могут даже прочесть новые правила розничного рынка и что-либо понять в них, недостает компетенции. Они «падают в обморок», потом бегут за консультацией к сбытам. То есть расширение консалтинговой деятельности сбытов неизбежно. Они это понимают лучше, чем кто-либо, и планируют создание у себя соответствующих «департаментов».


Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться