Место для этноса
Ханты-Мансийский автономный округ позиционируется как территория толерантности, где одинаково комфортно ощущают себя разные народности, а этнический колорит преподносится как многовековое достояние«Вурна хатл, вурна хатл», - по центру окружной столицы несутся мальчишки-ханты. Причудливые костюмы воронов видно метров за двести. Издалека можно подумать, что это гигантские птицы, которые пытаются взлететь, но никак не могут оторваться от земли.
- Раньше мы такими криками «Вороний день» встречали, - рассказывает хранительница этнических преданий, заслуженный учитель РФ и Югры Евдокия Немысева. - Это древний праздник, я помню его с детских лет. Ворона считалась вестником жизни, весны, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ее с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны.
В этот день готовили мясо оленей, самым любимым лакомством был соламат - мясной бульон, заправленный ржаной мукой. Ходили в гости, угощались, танцевали, изображали поведение птиц. На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение): ставили стол, а на него - жертвенную пищу для ворон. Приносили жертвы огню. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые потом съедали дети. Радовались, что прилетели вороны.
В преданиях ханты и манси ворона - хорошая птица, потому что с ее прилетом «оживают реки». Раньше она жила на небесах и была белого цвета. По воле богов она облетала Землю, которая с каждым днем становилась все больше. Однажды измученная голодом птица не удержалась и попробовала кусочек падали. За это ее прогнали с неба и окрасили в черный цвет. Но жители Севера не перестали почитать ворону. Каждый год она прилетала в стойбище, садилась на кучки преющего цапа (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку), грела лапы и криком возвещала о приходе весны.
С 2012 года у «Вороньего дня» появился окружной статус. Теперь это не разрозненные мероприятия в некоторых муниципалитетах, а масштабное событие, которое в один день - вторую субботу апреля - празднует весь регион, вне зависимости от принадлежности к этносу, некий символ единения людей, проживающих на землях Югры, демонстрация уникального опыта сосуществования разных культур.
Организаторы праздника подчеркивают, что «Вороний день» стал своего рода площадкой знакомства с традиционной культурой коренных малочисленных народов Севера: участники торжеств многое узнали о языке, сказаниях, промыслах, хозяйствах, кухне ханты и манси.
Трудности тоже самобытные
«Вороний день» - это еще и повод привлечь внимание к проблемам коренных народов, считает президент общественной организации «Спасение Югры» Александр Новьюхов:
- Сегодня самый сложный вопрос - повышение качества жизни коренного населения. Для этого надо решить две непростые проблемы - сохранить исконную среду обитания, не сокращая объемы промышленного освоения в регионе, и улучшить жилищные условия, учитывая, что большая часть поселений была построена еще в 50-е и требует одновременного восстановления. Из общего количества территорий традиционного природопользования в ХМАО 330 находятся в границах лицензионных участков общей площадью более 10 млн га. Владельцы практически всех этих территорий вынуждены договариваться с ТЭК о сотрудничестве. А на решение жилищной проблемы в прошлом году было выделено более 1 млрд рублей: 500 семей смогли улучшить свои условия. Но для того, чтобы полностью снять вопрос, нужны огромные финансовые вливания, государственная поддержка.
По словам заместителя губернатора Югры Геннадия Бухтина, утвержденная концепция устойчивого развития коренных народов до 2025 года определяет степень ответственности государства за сохранение самобытности хозяйствования хантов и манси:
- Всего деятельность коренных народов регулируется четырьмя федеральными и 13-ю окружными законами. Один из последних - о бесплатной юридической помощи.
Правовые консультации особенно актуальны для хантов и манси во время споров, возникающих между ними и недропользователями. Например, когда сырьевая корпорация планирует проложить нефтепровод на территории традиционного природопользования, при этом община-владелец земельных угодий размером компенсации не удовлетворена. Существует модельное соглашение между нефтегазовыми компаниями и КМНС, в этот процесс власти вмешиваться не могут. Разногласия снимаются с помощью юристов либо комиссии по традиционному природопользованию, которая рекомендует принять то или иное решение. Такой системы механизмов поддержки коренных малочисленных народов больше нигде нет. В мае представители региональной администрации улетят в Нью-Йорк делиться опытом на международном форуме коренных народов Генеральной ассамблеи ООН.
За колоритом в стойбища
Окружной праздник даст толчок и развитию этнического туризма, убеждена начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора автономного округа Инна Арканова:
- Сейчас несколько общин в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Белоярском районах работают по договору с туроператорами, принимают гостей у себя в стойбищах. Они предлагают путешественникам принять участие в традиционных промыслах - рыбалке, охоте, сборе дикоросов. В этом году на поддержку этнического туризма будет направлено 72 млн рублей, в прошлом выделили 25 млн рублей, из них 12 миллионов - грантовая поддержка. Чтобы получить средства, общины представляли бизнес-планы, проекты по строительству маршрутов и инфраструктуры. В 2011 году Югра получила премию «Лидеры этнографического туризма». Тем не менее пока этот туризм массовым не назвать. В 2011 году стойбища посетили около 10 тыс. человек. Количество туристов вырастет, если больше рассказывать о традициях хантов и манси, укладе их жизни.
Уже после праздника я столкнулся в холле гостиницы с группой американцев: они приехали на северные красоты посмотреть. Впечатлились и «Вороньим днем», теперь друзьям и коллегам будут рассказывать, что на Югре не только нефть добывают, а здесь живут уникальные люди с тысячелетними традициями