Включить регулятор

Включить регулятор Государство согласилось с тем, что с помощью изменений в законодательстве следует поддержать систему частной пенсионной индустрии. Однако эта поддержка направлена исключительно на крупных игроков.

Доля вкладчиков физических лиц в пенсионных взносах НПФ по Уралу и Западной СибириНапряженное ожидание - так можно было охарактеризовать атмосферу в конференц-зале журнала «Эксперт-Урал», где собрались руководители негосударственных пенсионных фондов, чтобы обсудить итоги работы в 2008 году. Этот сегмент финансового рынка оказался, наверное, в самом сложном положении. С одной стороны, государство за благоприятные годы роста экономики так и не решило многие вопросы, поднимаемые профессиональным сообществом. С другой - когда грянул кризис, в отношении пенсионной индустрии, в отличие от банковской, не были приняты оперативные меры поддержки, прежде всего законодательного характера. Системное бездействие привело к плачевным последствиям: на днях 28 НПФ предписано приостановить все операции, кроме выплат.

Период согласования

Одна из основных причин - резкое снижение рыночной стоимости активов, в которые размещены пенсионные накопления и пенсионные резервы, из-за падения фондовых индексов. По законодательству фонды должны посчитать свои активы по рыночной стоимости на 31 декабря каждого года и показать, какую именно доходность они обеспечили участникам. То, что по итогам 2008 года доходность окажется отрицательной, было ясно как день. Это означает, что могут появиться проблемы с исполнением обязательств перед клиентами. «К сожалению, мы на ситуацию повлиять не могли ни тогда, ни сейчас, поскольку связаны инвестиционной декларацией.

В перечень активов для инвестирования, в том числе из средств пенсионных накоплений, попали эмитенты, мягко говоря, с не очень корректной историей. Многие из них сейчас столкнулись с дефолтами. Функция контроля за деятельностью этих компаний лежит на ФСФР», - считает генеральный директор «Объединенный пенсионный администратор» (Москва), член совета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Алексей Гончаров. Меры, предлагаемые НАПФ для разрешения проблемы, моральную поддержку чиновников в принципе получили, но уж слишком долго идет их реализация: почти все законопроекты и изменения в нормативные документы находятся на стадии обсуждения, согласования, уточнения.

Алексей Гончаров и Ирина ПеречневаВ частности профессиональное сообщество предлагает решить проблему роста дефолтных облигаций путем создания фонда плохих активов под руководством государства. Как это выглядит на практике? Предположим, у НПФ был 1 млн рублей пенсионных накоплений, вложенный в облигации, разрешенные к покупке. Сейчас эмитенты этих бумаг не могут выполнить обязательства. В этой ситуации НПФ передает миллион в фонд, который будет выплачивать застрахованным лицам компенсации при наступлении их пенсионного возраста. «Речь о том, мол, дайте НПФ денег, чтобы он мог еще раз поуправлять ими, не идет. Логика такова: раз эмитенты были допущены государством к инвестированию пенсионных средств, оно должно разделять ответственность за результаты их деятельности», - подчеркивает Алексей Гончаров.

Жесткий инструментал

Предвидя негативный сценарий развития ситуации на фондовом рынке, НАПФ еще в конце прошлого года предлагала принять как минимум два решения для минимизации потерь. Первый - ввести временный порядок оценки активов. Минфин отреагировал весьма сомнительным с юридической точки зрения документом - письмом, в котором разрешил НПФ оценить активы по стоимости на 30 июня 2008 года. ФСФР сразу выступила против, предоставив фондам самостоятельно решать проблему на свой страх и риск. В итоге большинство крупных фондов оценили свои активы все-таки по рыночной стоимости, показав убытки. Второй шаг, которого ждал рынок, - оперативное изменение правил инвестирования. НПФ до сих пор не получили от государственной управляющей компании пенсионные накопления, которые на время (обычно семь месяцев) передаются ей из ПФР. Денег нет даже за 2007 год, и это еще одна системная проблема. А когда к июлю 2009 года, как обещают власти, эти средства все-таки поступят на счета застрахованных лиц, фондам придется в течение трех-четырех дней разместить эти деньги в финансовые инструменты. «Честно говоря, мы не можем вам предложить необходимый инструментарий, - разводит руками генеральный директор ИФК "Еврогрин" Евгений Костарев (Екатеринбург). - Облигации, по которым мы в этом году увидим как минимум процентов 40 дефолтов? Акции? Парадоксальная ситуация, но по правилам фонды могут покупать облигации компании "Дикая орхидея" и не имеют права приобрести акции Газпрома.
И сколько ни говорили, она законодательно так и не разрешена».

Динамика пенсионных взносов

Здравый смысл, однако, подсказывает, что сейчас самое лучшее «пересидеть» в наиболее консервативных инструментах - банковских депозитах. Однако в соответствии с нынешней декларацией НПФ разрешено держать на депозитах только 20% собранных пенсионных накоплений. Еще сложнее с инвестированием пенсионных активов в реальный сектор экономики. «Прямой возможности просто нет. Хотя, как показывает практика, такие вложения дают результат: у нас есть несколько проектов, которые мы начинали очень давно в сфере ЖКХ и до сих пор стабильно получаем по ним доход», - констатирует Алексей Гончаров. Понятно, что когда и реальный сектор испытывает проблемы, не стоит на него особо рассчитывать. Но вот расширить жесткий перечень инструментов для размещения средств пенсионных накоплений, убрать явный абсурд нужно. Проект соответствующих изменений подготовлен, но он, как и все другие, находится на согласовании в министерствах.

Ни слить, ни поглотить

Динамика привлечения новых участниковМежду тем частная пенсионная индустрия несет потери. Как мы говорили, ФСФР уже приостановила часть операций 28 фондов, в том числе одного из Уральского региона - Екатеринбургского муниципального. По прогнозам НАПФ, как минимум 70 фондов не соответствуют нынешним лицензионным требованиям, а с учетом ужесточения этих требований к 1 июля 2009 года количество проблемных НПФ может еще вырасти. К этой дате фонды должны увеличить объем денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности с 30 до 50 млн рублей, а для НПФ, которые привлекают накопительную часть пенсий в рамках системы обязательного пенсионного страхования, - до 100 млн рублей. «Я считаю, что в связи с кризисом вступление этой нормы нужно отсрочить, поскольку решение об ужесточении требований принималось в совершенно других условиях», - говорит исполнительный директор АДК-Аудит (Екатеринбург) Татьяна Вершинина. Ее поддерживает большинство региональных НПФ, однако НАПФ принципиальна: закон есть закон, его надо соблюдать в любых условиях.

Беспокойство небольших региональных фондов объяснимо. Во-первых, им в силу масштабов сложнее справиться с проблемами, с которыми столкнулась вся индустрия: снижением доходности активов, ростом затрат на содержание инфраструктуры, в том числе на персонал. Во-вторых, как правило, эти фонды были созданы при промышленных холдингах или региональных компаниях, собственники которых, в отличие от владельцев федеральных НПФ, сейчас вряд ли смогут финансово поддерживать свои структуры. Однако легко и непринужденно выйти из этого бизнеса удастся только самым наглым и безответственным: обязательства перед будущими пенсионерами надо как минимум кому-то передать.

Естественным выходом, как и в любом другом бизнесе, мог бы стать процесс слияний и поглощений. Однако он тормозится по нескольким причинам. Понятно, что учредители НПФ, испытывающие проблемы, хотели бы выйти из бизнеса с максимальной эффективностью, а более удачливые коллеги - купить как можно дешевле. Ни те, ни другие уступать пока не хотят. Но даже если им удастся договориться по цене, официальная технология реализации сделки будет сложной, громоздкой и чрезвычайно дорогой. НПФ имеют статус некоммерческой организации и многие положения законодательства в области слияний и поглощений на них не распространяются. «Если у нас 1 млн участников, то нам только на письменное уведомление о том, что реализуется такая сделка, нужно 12 млн рублей. Кто пойдет на такие траты?» - объясняет директор по региональному развитию НПФ «Лукойл-Гарант» (Москва) Владимир Любовский. Предложения, разработанные НАПФ в этой части, опять-таки носят статус обсуждаемых.

Структура реализации пенсионных средств 


Большая часть потенциальных покупателей из числа НПФ федерального уровня не готова рассматривать предложения, полагая, что у региональных фондов слишком много проблем. Фактически они покупают только базы клиентов. Во-первых, эти базы могут вполне спокойно уйти в другие фонды, а во-вторых, нет гарантии, что не придется тратить дополнительные деньги на покрытие убытков приобретенного актива. Естественный отбор для этого рынка - не решение: слишком много здесь заложено социальных рисков. Между тем выход из ситуации искать надо. «Доверие населения к пенсионной реформе в России и так низкое, не говоря уже о склонности к накоплению», - констатирует директор Свердловского филиала НПФ «Благосостояние» Ольга Кузнецова. Крах в регионе даже одного игрока будет иметь крайне негативный эффект. И если государство в лице Минфина и ФСФР вовремя не обратили внимания на этот рынок, затянули с реакцией на кризисные явления, нужно хотя бы сейчас ускорить принятие изменений в законодательство, облегчающих как процедуру слияния и поглощения, так и текущую деятельность НПФ в новых условиях.

Дополнительные материалы: 

Негосударственные пенсионные фонды: итоги 2008 года

В 2008 году на рынке Урала и Западной Сибири действовало 24 самостоятельных НПФ. Динамика их развития в сопоставлении с общероссийскими данными выглядела следующим образом (расчет по данным, опубликованным на сайте ФСФР).
Размер имущества для осуществления уставной деятельности (ИОУД) за 2008 год по всем НПФ снизился на 19%, по уральским фондам - на 12%.

Несмотря на развитие кризисных явлений в конце года, НПФ в целом удалось показать положительную динамику привлечения новых участников. Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию выросло на 94% в среднем по России, на 88% в уральских фондах. Величина пенсионных накоплений в денежном выражении у уральских фондов росла быстрее, чем по российским НПФ в целом, - 64% против 33%.

В секторе негосударственного пенсионного обеспечения рост оказался гораздо ниже: уральские фонды увеличили количество участников на 6%. Количество получающих негосударственную пенсию выросло по России на 10%, по Уралу - на 7%, пенсионные выплаты - на 27 и 4% соответственно. Пенсионные резервы снизились на 2%, но по Уралу этот показатель даже увеличился на 1%.
В таблицах приведены показатели работы в 2008 году по 22 НПФ, принявшим участие в исследовании (включая филиалы инорегиональных фондов). Все федеральные фонды участвуют только в рамках операций, осуществляемых на территории Урала и Западной Сибири.

Реальная доходность пенсионных резервов и накоплений в 2008 году была отрицательной (до минус 25%). Но в основном НПФ показали нулевую или даже небольшую положительную доходность (в плюс по пенсионным накоплениям вышли три фонда, по пенсионным резервам - 14 фондов).


Дополнительные материалы

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) Урала и Западной Сибири по итогам 2008

Материалы по теме

Настройка стимулов

Пенсионные курьезы

Куда вложить миллиард

Хозяева старости

Тихий час