Зрелость аудитора

Зрелость аудитора Рынок аудиторско-консалтинговых услуг на Урале и в Западной Сибири, похоже, начинает терять темп. По данным компаний, принявших участие в рейтинге АЦ «Эксперт-Урал», выручка от аудиторско-консалтинговой деятельности за прошлый год выросла на 14%, годом ранее — на 16%. Правда, традиционная расстановка сил в паре «аудит/консалтинг» несколько изменилась: в прошлом году выручка от аудиторских проверок увеличилась на 12% (в 2011 году на 6%), от консалтинга — соответственно на 14% и 20%. Получается, что аудит начинает вносить больший вклад в общий рост рынка. Однако обольщаться не стоит, это не следствие экономических факторов, а скорее влияние внутренних процессов, происходящих в отрасли.

Почистили

2012 год стал первым, когда в аудиторском секторе стало особенно заметно сокращаться число игроков. Связно это с ужесточением правил допуска к профессии. В прошлом году фактически завершился первый этап перехода аудиторов к единому аттестату нового образца: теперь только с ним можно проводить аудит общественно значимых субъектов хозяйственной деятельности (ОЗСХД), представляющих для аудиторов самую лакомую часть клиентской базы. Большая часть таких предприятий в силу закона обязана заверять отчетность. Среди них банки, страховые компании, ГУПы и компании, выпустившие ценные бумаги и др. И хотя опытным аудиторам дали возможность до 1 января 2011 года сдать упрощенный экзамен, для некоторых представителей профессии и он оказался неподъемным. Точных данных по отрасли нет, мы можем судить о тенденции по экспертным оценкам участников рынка. Например, одна из саморегулируемых организаций — Аудиторская Палата России — за прошлый год лишилась на Урале (в филиал СРО входят Челябинская, Свердловская и Тюменская области) 11 игроков: «Они ушли с рынка, но клиенты-то остались, и им все равно нужны аудиторы. Среди кого их начали выбирать? Конечно, среди тех, о ком есть информация, кто постоянно участвует в рейтингах. Поэтому число заказов и соответственно объем выручки у участников рейтинга начали расти», — объясняет результаты нашего исследования старший партнер аудиторской фирмы «Авуар» Алексей Овакимян.

Директор «ЛА консалтинг» Юрий Симанков видит в этой тенденции только плюсы. «Идет перераспределение рынка, я уверен, что заказы будут расти у тех аудиторов, которые работают над своими внутренними методиками, технологиями и выстраивают прогрессивные бизнес-процессы в своих компаниях, партнерские отношения с клиентами».

Другой фактор, повлиявший на сужение рынка, — начавшиеся проверки внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора. В прошлом году такие полномочия были делегированы этой организации, чтобы навести хоть какой-то порядок в отрасли: низкое качество аудиторских услуг при подтверждении отчетности, а иногда и откровенное мошенничество, стали раздражать государство. Поскольку сами участники рынка уже много лет не могут справиться с этой проблемой через институт саморегулирования, государство решило проверять качество услуг своими силами среди тех, кто аудирует отчетность ОЗСХД, рассчитывая, что это позволит снизить риски получения недостоверной информации. Для каких-то компаний это стало сигналом, что почва горит под ногами, участники рынка говорят, что многие компании закрывали бизнес, как только узнавали, что к ним идет проверка. Впрочем, директор Уральского регионального филиала СРО НП «Аудиторская Палата России» Людмила Новокрещенова не согласна с тем, что снижение числа аудиторских компаний связано только с вмешательством в деятельность аудиторов государства, по ее словам, системы контроля качества СРО тоже работают: «Филиал СРО АПР за два года потерял 20 компаний. Исключенные фирмы в большинстве своем были небольшими, с маленьким штатом совместителей и скромным объемом выручки. Среди их клиентов не было общественно значимых обществ, и они не попадали в график проверок РФН. 90% исключенных организаций сами подавали заявления на выход из СРО накануне проверок качества, проводимых СРО АПР».

Между тем искоренить до конца процветающий в отрасли демпинг не удается даже через эти меры. Безусловно, это провоцируется самим потребителем в тех случаях, когда он выбирает аудитора по принципу «кто дешевле», потому что отчет ему нужен для галочки. Генеральный директор компании «Екатеринбургский аудит-центр» Владимир Бойков сделал анализ открытых тендеров по выбору аудиторов ГУПов в Свердловской области. Получилось, что средняя цена контракта составляет от начальной цены 33%. «Крупные аудиторские компании в этих торгах уже даже не участвуют, поскольку качественную работу на тех условиях, которые складываются в ходе торгов, провести невозможно. Да, на долю этих заказов приходится, может быть, 5% рынка, но они играют важную роль, потому что они публичны, и значит, весь рынок будет ориентироваться на эти цены».

Своими руками

Аудиторы «для галочки» были всегда. Предполагалось, что бороться с ними наиболее эффективно сможет сам рынок через институт саморегулирования, в котором действует правило: если ты плохо выполняешь свои обязанности, ведешь нечестную игру, тебе не место в профессии. Однако правильные западные теории в российской действительности приживаются с трудом: случаев исключения из членов СРО после проверок контроля качества на рынке немного. Исполнительный директор СРО НП «Российская коллегия аудиторов» Татьяна Бойко считает, что это объективная ситуация, СРО не должны превращаться в элемент конкурентной борьбы.

— Контроль качества не должен быть карательной функцией, поскольку это может привести к нарушению правил конкуренции. Он предназначен все-таки для того, чтобы научить аудитора работать хорошо, следует исходить из посыла, что участники рынка стремятся работать качественно и СРО может и должна дать необходимые рекомендации, поделиться опытом.

В аудиторском сообществе единой позиции на этот счет нет. Генеральный директор Ассоциации «Налоги России» Игорь Теущаков считает, что СРО, наоборот, должны активнее реагировать на факты недобросовестного поведения своих членов.

— Бывают ситуации, когда откровенно демпингующая компания, проиграв тендер, еще и подает заявление в антимонопольный комитет с требованием аннулировать его итоги. У компании нет ни заявленного в документах числа аудиторов, ни соответствующего уровня качества специалистов, и тем не менее антимонопольный комитет проверяет тендер и признает его незаконным. То есть вместо того, чтобы наказать тех, кто работает нечестно, получается, что наказывают добросовестные фирмы. И СРО в этом не участвуют. Я считаю, что это неправильно, они просто не выполняют своей функции.

Юрий Симанков, напротив, убежден, что разработка антидемпинговых мер не входит в функции СРО. «СРО — это орган, который создан для того, чтобы качественно улучшить рынок аудиторских услуг. Конечно, он объединяет профессиональное сообщество, которое должно отстаивать свои интересы. Но этим должен заниматься не исполнительный аппарат СРО, у которого другие задачи, а сами члены СРО должны проявлять инициативу снизу. Ждать, что за нас кто-то решит внутренние проблемы, неправильно. А вопросы демпинга отрегулирует сам рынок, исчезнет спрос, не будет и предложения».

Очевидно, устав ждать, когда рынок все отрегулирует сам, аудиторы некоторых регионов попытались найти инструменты борьбы с недобросовестной конкуренцией самостоятельно. Мы уже писали о том, что филиалы разных СРО на Урале именно для этой цели создали Уральский Экспертный совет по аудиту (УЭСА). Одной из первых его задач стала разработка реальных ценовых ориентиров для клиентов аудиторских фирм. Владимир Бойков рассказывает, что из этого получилось.

— Для начала мы провели исследование и сделали расчет часовой ставки аудитора. Получилось, что в среднем на Урале это 1200 рублей в час. Затем, взяв за основу известную в нашей отрасли методику расчета цены аудиторской проверки предприятий Елены Аноховой, составили примерный расчет стоимости проверки. Получилось, что часовая ставка менее 600 рублей в час считается демпингом, если заказчику предлагают такую цену, это должно его насторожить. Сейчас, имея эти расчеты, мы уже можем анализировать, откуда на торгах взялась цифра 50 рублей за час, говорить клиенту: это цена не реальна, она заведомо не соответствует затратам. Такая работа УЭСА, мы считаем, позволит хоть каким-то образом стабилизировать ситуацию на рынке услуг аудита в регионе.

Перспективы инициативы

Что получится из этой инициативы, пока сказать сложно, однако мы приветствуем все попытки профессионалов навести порядок в отрасли. На наш взгляд, она сейчас переживает перелом. С одной стороны, государство ужесточило правила доступа к профессии, с другой стороны, ввело часть новаций, которые могут стать для отрасли определенным драйвером.

С прошлого года в России официально признаны стандарты МСФО, сейчас составлять отчетность по МСФО обязаны компании, размещающие на публичных площадках ценные бумаги, банки и страховые компании, со следующего Минфин намерен распространить это правило на инвестиционные фонды, НПФы, государственные компании и корпорации. Также со следующего года предполагается ввести обязательство поквартальной публикации отчетности по МСФО, с 2015 года составлять и публиковать консолидированную отчетность по международным стандартам будут общественно значимые предприятия. Понятно, что значительная часть этого пирога достанется международным компаниям «большой четверки», которые прочно закрепились на российском рынке. Однако региональные аудиторы считают, что хоть за небольшой кусочек, но они тоже могут побороться. Исполнительный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит» Татьяна Лобко видит в этом сегменте большой потенциал. «Для этого нам нужно сосредоточить усилия на подготовке качественных кадров, способных оказывать услуги по МСФО и конкурировать с мировыми игроками».

Вместе с тем в отрасли формируется и другая стратегия, которая заключается в том, что только на обязательный аудит рассчитывать не стоит. Алексей Овакимян:

— Мы, аудиторы, очень долгое время делали ставку на государство как заказчика. Это — неправильно, у государства есть Счетная палата, много других органов, которые справятся с работой по контролю за правильной отчетностью. Заказчик аудиторских компаний в регионе — это средний бизнес, тот, кто развивается динамично и нуждается в инвестициях. Для него интерес к аудиторским заключениям связан с потенциальной возможностью привлечь инвестора. Такая компания никогда не представит на биржу заключение аудитора «Рога и копыта» за
30 тыс. рублей, потому что ее акции в этом случае просто не купят.

Очевидно, выращивание таких клиентов и может стать частью долгосрочных стратегий региональных аудиторов для обеспечения своей клиентской базы в будущем. 

Дополнительная информация.

Всё — в кадрах

Ключевое условие бизнеса аудиторской компании — профессиональные кадры — приобретает все большее значение, говорят представители отрасли. 

Генеральный директор «АКП Маминой» Ирина Мамина:
— На мой взгляд, на рынке аудита год от года увеличивается диспропорция: объемы рынка растут незначительно, цены на услуги остаются те же самые, а себестоимость бизнеса растет за счет введения государством дополнительных требований и процедур (сдача единого аттестата аудитора, проверки Росфиннадзора, дополнительные расходы на содержание института саморегулирования). По моим ощущениям, это несоответствие должно привести к проблемам. Если мы не сможем обеспечить соответствующий уровень оплаты труда аудиторов, то возможен отток квалифицированных специалистов с аудиторского рынка.

Генеральный директор АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова:
— Мы прожили 2012 год без каких бы то ни было потрясений и эту «передышку» использовали для того, чтобы привести дела в порядок, подготовиться к новым ужесточающимся требованиям к профессии. На мой взгляд, серьезная проблема — нехватка аттестованных специалистов с хорошим профессиональным уровнем. Кадровый вопрос вызывает все больше тревоги, поскольку мы наблюдаем большой отток специалистов из профессии — кто-то уходит в силу возраста, кто-то в силу снижения финансовой привлекательности при высоких требованиях, кто-то в силу чрезвычайно низкой возможности сдать экзамен на получение аттестата. Это становится серьезным ограничением для развития аудиторской деятельности — причем не только в отдельной компании, но и в масштабах страны.

Исполнительный директор СРО НП «Российская коллегия аудиторов» Татьяна Бойко:
— Считаю, что становление института саморегулирования идет правильным путем. Просто он еще очень молодой, развитые страны выстраивали его 200 лет, а нашей отрасли он был спущен директивно. Может быть, поэтому мы еще не научились им правильно пользоваться. Прежде всего СРО это инструмент консолидации лучшей инициативы, выработки лучшей практики аудиторской деятельности, учет мнения огромного количества людей, которые представляют собой интеллектуальную элиту. Во-вторых, это конечно инструмент обучения. Раньше помощь в подготовке и переподготовке специалистов была доступна ограниченному числу компаний, сегодня современные технологии коммуникации позволяют СРО помогать огромному числу своих членов по всей стране. Да, надо признать, не все относятся к этому с пониманием, в России, к сожалению, повышение квалификации аудиторов превратилось в некий налог, своего рода плату за продление аттестатов. Но эта позиция неперспективная, трудности, с которыми сталкиваются сейчас аудиторы, заставят их вкладывать средства и силы в обучение своих сотрудников, и я уверена, что заинтересованность в качественном обучении будет расти.

Генеральный директор компании «Инвест-аудит», уполномоченный представитель СРО НП «Российская коллегия аудиторов» в Пермском крае Егор Чурин:
— К числу позитивных изменений я бы отнес повышение качества аудиторских услуг. На мой взгляд, такая тенденция есть. Какие факторы на это повлияли? В первую очередь произошло повышение уровня контроля со стороны СРО: количество аудиторских фирм, прошедших внешний контроль качества, намного увеличилось. Идет стандартизация аудита, очень много обязательств возлагается на аудиторов: это антикоррупционное законодательство, законодательство о легализации, что также требует соответствующей квалификации. Я не говорю уже о проверках Росфиннадзора, которые косвенно также влияют на качество аудита. И, наконец, это повышение уровня сложности рассматриваемых аудиторами вопросов. Профессиональный уровень заказчиков в последние годы существенно возрос. Менеджмент предприятий вынужден рассматривать достаточно сложные вопросы, связанные с преодолением конкуренции и диверсификацией бизнеса. Заказчики стали куда более серьезно подходить к выбору аудиторских компаний, что таки влияет на уровень профессионализма и компетентности сотрудников аудиторских фирм. 

Дополнительные материалы

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2012 года

Материалы по теме

Аудиторский кулак

Союз аудиторов

Ко всеобщему удовольствию

Вторая скрипка