Сокрушающее ЖКХ
Развитие рынка светодиодных светильников в ЖКХ сдерживает дороговизна продукции. Перспективы снижения цены связаны с развитием технологий производства и выходом на рынок новых игроков, предлагающих инновационные решения.
Недавно уральская компания «Оптолюкс» запустила производство инновационных энергосберегающих светодиодных светильников. Новизна проекта — в чипах, технологичных корпусах и способах обработки материалов.
— Наша команда выполнила разработку светодиодных модулей с улучшенными показателями теплопроводности, — говорит директор компании Ярослав Рузанов. — Эта технология увеличивает светоотдачу почти в два раза, что позволяет сократить количество светодиодов на один светильник без потери качества света. В результате снижается цена конечного изделия, открываются возможности конструирования сверхкомпактных светильников.
Цена, к слову, снижается до тысячи рублей за светильник. Но для ожидающего значительного снижения цен рынка это все еще «сумасшедшие» деньги.
Три года назад закон об обязательной замене лампочек накаливания активизировал дремотное выполнение госпрограммы повышения энергоэффективности экономики России, по которой к 2020 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%. Светодиоды пришлись бы как раз ко двору: по сравнению с традиционными источниками света они отличаются чрезвычайно низким энергопотреблением (выигрывают люминесцентные лампы в два раза, лампы накаливания — в восемь) и более длительным сроком службы.
Наиболее перспективным и емким сегментом рынка светодиодных светильников после промышленности обещало стать ЖКХ (туда могло уйти 25% продукции, в промышленность — 65%). Населению говорили: хотите сэкономить на оплате общедомового потребления — выкручивайте традиционные лампочки. Использование светодиодов сегодня окупается за 1 — 2,5 года. В перспективе этот срок может резко сократиться, так как тарифы на электроэнергию до 2015 года увеличатся в два раза, а с 2016-го по 2020-й — еще в полтора.
Дорого и воруют
Но пока ни о каком массовом внедрении речи не идет. Начнем с причин глобальных. В нереформированном ЖКХ рыночные способы внедрения инновационных технологий не работают. Основные надежды — административный ресурс (муниципальные и региональные власти обязаны заниматься энергосберегающими программами) и игра на чувствах жильцов. Но муниципалитеты живут в условиях вечного дефицита бюджета, а население слишком инертно, чтобы активно заниматься энергосбережением.
Если опуститься непосредственно на уровень модернизации систем освещения, то здесь основным барьером является стоимость светодиодов.
— Нужно подождать, когда цены упадут, — комментирует ситуацию управляющий директор Свердловэнергосбыта Георгий Козлов. — Сейчас светодиоды почти не внедряются в силу того, что они еще достаточно дороги. Но я уверен: за ними будущее. По всей видимости, оно наступит года через два, когда технологии производства источников разовьются настолько, что позволят более значительно снизить цену на конечную продукцию, чем это происходит сейчас.
Заместитель начальника департамента продаж ПО «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ, поставляет продукцию в сегмент ЖКХ более пяти лет) Данил Меркулов объясняет, что дороговизна обусловлена технологией изготовления комплектующих светильника, определяющих его качество:
— Диоды покупаем импортные, не китайские. Смотрим на соотношение цена-качество. В апреле в Москве на выставке по светотехнике среди множества поставщиков комплектующих мы не нашли никого, кто бы предлагал дешевый и одновременно качественный продукт.
Другим сдерживающим фактором для рынка является азиатский демпинг. Продукция низкого качества сводит на нет все теоретические преимущества светодиодов. Простой пример — чтобы выдержать все заявленные параметры по сроку службы, в светильнике необходимо обеспечить 100-процентный теплоотвод. Срок жизни нагревающегося от работы диода резко сокращается. Но потребитель, не имея четких технических ориентиров, все же делает выбор исходя из цены.
— Чем продукция дешевле, тем больше ее стараются купить, — замечает Александр Девятьяров, представитель компании «АльфаТехСвет» в Уральском регионе (партнер питерского производителя светодиодных светильников «Светлана-Оптоэлектроника»). — Но скупой платит дважды. И сегодня некоторые управляющие компании и ТСЖ, наевшись дешевого Китая со всеми его изъянами, начинают менять светильники на более качественные. Спрос на азиатскую продукцию в последнее время резко упал не только в России, но и в США и Европе. Обнаружив этот тренд, «Светлана-Оптоэлектроника» с января-февраля стала снижать стоимость светодиодов. Но продажи растут медленно. Потребители ждут, когда цены пойдут вниз быстрее (сейчас в среднем они падают на 10% в год).
Медленно — это примерно 20% в год. На столько в среднем прирастают производство и продажи отечественных заводов. Ничего выдающегося, если учитывать низкую базу.
Третья проблема — вандализм. В любой УК могут поведать историю, как хулиганы разбирают кирпичные стены, пытаясь добыть светильник. После таких происшествий производить замену исчезнувшего оборудования никто не спешит.
Руководитель управляющей компании «КЭП» (Екатеринбург) Сергей Наумов сетует, что вандализм приобрел угрожающие размеры: «Мы ставим в подъезды энергосберегающие лампочки — через месяц ни одной нет. Поэтому в ЖКХ модернизация освещения идет очень медленными темпами, смысл экономии пропадает». Пока эта проблема развития рынка никак не урегулирована, более привлекательными для «КЭП» выглядят проекты установки светодиодных светильников в офисных и общественных зданиях. Тариф на электроэнергию там выше, чем в жилых домах почти в три раза (5 рублей за киловатт против 1,9 рубля).
Четвертая проблема — невозможность привлечь заемное финансирование. ТСЖ для банка не является надежной структурой. Прежде всего потому, что членство в нем добровольное. Плюс к этому члены товарищества не отвечают по его обязательствам, поэтому в случае ликвидации ТСЖ собственники помещений формально не будут нести никакой материальной ответственности по его обязательствам перед банком.
Если эти проблемы не решить, стоимость рисков ликвидации ТСЖ будет делать кредиты достаточно дорогими. В международной практике любой владелец жилья в многоквартирном доме-кондоминиуме автоматически становится членом ассоциации собственников. И выбор в большинстве стран заключается лишь в том, регистрировать ли эту ассоциацию как юридическое лицо или взаимодействовать без регистрации. В России видится важным законодательно перейти к подобной модели ассоциаций собственников жилья, апробированной во многих странах.
Наконец, пятая проблема — отсутствие стимулов у УК. В России отсутствует реальная конкурентная среда в сфере управления многоквартирными домами и их обслуживания. Таким образом, у жилищных компаний нет серьезных экономических стимулов ни повышать качество своей работы, ни предлагать клиентам новые виды услуг. Кроме того, у жилищных организаций нет опыта заключения энергосервисных контрактов, им необходима методическая помощь.
Напряжение скачет
Движется ли рынок в сторону кардинального снижения себестоимости и конечной цены? Игроки полагают, что да. Один из признаков — линейка светодиодной продукции для ЖКХ все время расширяется. Например, УОМЗ, по словам Данила Меркулова, с помощью своей продукции может полностью осветить дом — начиная с цокольных, подвальных помещений, где светильникам требуются специальные характеристики, и заканчивая лестничными площадками и маршами. Кроме того, в ассортименте продукция для придомовой территории и парковки автотранспорта.
Еще один позитивный признак — импортные диоды (основной компонент светильников) дешевеют на 15 — 20% в год.
Также к плюсам можно отнести рост числа компаний-сборщиков и производителей. Например, в ноябре 2010 года группа компаний «Оптоган» в Санкт-Петербурге запустила первый в России завод светодиодов. Заработала пока первая линия мощностью 30 млн штук в месяц. Правда, рынок пока от оценки этой продукции воздерживается: слишком мало времени прошло. Тем не менее увеличение популяции приводит к обострению конкуренции и сбивает цены.
Главное, что сейчас нужно рынку, — меры против демпинга. Ими могут стать ввозные пошлины или другой способ ограничить импорт. Сегодня в России, по оценкам игроков, продается 60% диодов китайского производства, 20% — отечественного, остальные 20% — европейского. Хотя большинство российских компаний производителями можно назвать весьма условно: 70% из них предлагают продукцию под своей маркой, но занимаются ее сборкой из чужих комплектующих.
Основная сложность в продвижении — отсутствие у многих компаний позитивной репутации. У ряда потребителей, ожегшихся на использовании очень дешевых китайских светодиодов, сформировалось мнение: «светодиодные технологии — это ерунда, сырая технология». Доказать, что отечественные продукты, многие из которых созданы недавно, еще не апробированы и имеют лучшее качество, очень сложно.
Очевидно, что российским игрокам нужно изначально сосредоточиться на рынках крупных городов: там в сфере ЖКХ постепенно формируется спрос на энергосбережение.