Заработаем вместе
О том, как проекты по энергоэффективности позволяют клиентам ОАО «Свердловэнергосбыт» достигать снижения затрат, рассказывает управляющий директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Георгий Александрович Козлов.— Георгий Александрович, почему внедрение энергоэффективных технологий — тренд этого года?
— Минувший год для нашей компании по этому направлению был прорывным. ОАО «Свердловэнергосбыт» осуществило энергоэффективные мероприятия в отношении более 700 организаций Свердловской области. Среди них значительную часть составил малый бизнес, бюджетные организации, предприятия ЖКХ. Самым популярным стал энергоаудит. Он осуществлен в 330 организациях, две трети из которых составили образовательные учреждения: детские садики, школы, интернаты, спортивные и культурно-образовательные центры. На этом останавливаться не намерены: все больше коммерческих и государственных структур предпочитают усовершенствовать процесс своей деятельности для достижения весомых результатов в экономии коммунальных ресурсов и решении сопутствующих задач.
— Какие именно направления хотелось бы развивать и продолжать?
— Акцент в этом году — на системы учета, уже реализуем два крупных проекта: в Первоуральске оснащаем и финансируем установку узлов учета тепла более чем в 200 многоквартирных домах, в Ревде заказчик — теплоснабжающая компания, окупаемость проектов достигается за счет получаемой экономии. При этом жители домов начинают платить за реально потребленный объем энергоресурса, который рассчитан по приборам учета, а не по нормативам.
Второй фокус нашего внимания — внедрение систем учета электроэнергии на крупных промышленных предприятиях, в том числе выведение их на оптовый рынок электроэнергии и дальнейшее сопровождение их деятельности на этом рынке. Например, в аэропорту Кольцово сегодня реализуется крупный проект, включающий в себя комплексное энергетическое обследование и внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии по требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности (АИИС КУЭ ОРЭМ), автоматизированной системы технического учета электроэнергии (АСТУЭ), регистрации групп точек поставки (ГТП). Это позволит екатеринбургскому аэропорту сократить затраты на электроэнергию, поскольку предоставит возможность контролировать и регулировать ее потребление, соответственно, повысит рентабельность предприятия.
Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии также ранее была внедрена в ООО «Березовский рудник». Эти вложения окупаются в течение 4 — 5 лет.
В 2012 году ОАО «Свердловэнергосбыт» начало работу за пределами области. В нижегородском международном аэропорту Стригино внедряется система автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничного рынка электроэнергии (АСКУЭ РРЭ).
Следующее направление, которое мы активно продвигаем и предлагаем нашим заказчикам, — поставки энергоэффективного оборудования, которое позволяет экономить электроэнергию. По сути дела, это третий этап любого энергоэффективного решения после установки приборов учета, энергетического обследования, — реализация рекомендаций. Конструкция финансирования этого энергосервисного контракта — оплата установленного оборудования, не превышающая экономию, получаемую ежемесячно от его внедрения.
Таким образом, заказчик не переплачивает в течение действия контракта, а затем начинает экономить. Наша организация выступает как генеральный поставщик оборудования, подрядчик по его монтажу и привлекает финансирование крупных федеральных банков.
У нас есть выделенные кредитные линии, и в этом наше преимущество.
— Каков экономический эффект, получаемый вашими потребителями после реализации энергоэффективных проектов?
— В конечном итоге сумма всех эффектов, которых достигают наши клиенты, сводится к тому, что у них снижается себестоимость конечного продукта. Не секрет, что экономика основных отраслей достаточно энергоемкая, доля энергоресурсов в конечном продукте — до 30%. А с учетом того, что Россия вступила в ВТО, к продукции, изготовленной на наших предприятиях, повышенные требования с точки зрения конкурентной цены. Наши проекты как раз и позволяют достигать снижения затрат. Например, на Уральском турбинном заводе в прошлом году у нас реализовано четыре проекта, потребление электроэнергии сократилось на 3% в годовом эквиваленте.
— При этом возникает конфликт интересов: как ресурсоснабжающая организация вы рубите сук, на котором сидите?
— Мы относимся к этому по-другому. С одной стороны, улучшаем экономику предприятия, обеспечиваем лучшую платежеспособность наших клиентов, ведь нам нужно, чтобы поставленная нами электроэнергия своевременно оплачивалась, потому что у нас встречные обязательства перед нашими контрагентами. А с другой стороны, нами движет четкое понимание рыночной ситуации: если не будем укреплять позиции на рынке, нишу займут другие компании. Сейчас нельзя работать только в идеологии монопродукта — электроэнергии, это не позволяет чувствовать себя спокойно на рынке. Мы диверсифицируем деятельность компании, развиваем новые виды в логике энергоэффективных проектов.
— Каковы основные проблемы, с которыми вам приходится сталкиваться при реализации таких проектов? Возможные пути их решения?
— Основная проблема — недостаточный уровень не только учета потребляемых энергоресурсов, но и анализа этого учета, который позволяет делать четкие выводы, насколько эффективно используется тот или иной энергоресурс в конечной технологии производства. К тому же системы учета на ряде предприятий уже устарели, их нужно модернизировать. Главный же вывод — нужно больше открытых площадок, на которых те компетенции, которые есть у ресурсоснабжающей организации, будут передаваться энергетическому персоналу предприятия. Это позволит ему лучше знать и понимать, как инновации, технологии, оборудование, которые сейчас предлагаются на рынке, можно применить на конкретном предприятии. И, соответственно, в рамках реализации конкретных проектов одной из наших подспудных задач как раз и является налаживание таких контактов с потребителями, поскольку они позволят обоюдно повысить компетенцию.
Второй момент, почему борьба за энергоэффективность идет в стране недостаточно бурными темпами, — дороговизна нового оборудования. Но здесь есть решение. При реализации проектов в зависимости от ситуации мы четко разделяем, что иной раз достаточно сделать и небольшие вложения, достичь части эффекта, не гонясь сразу за реализацией глобальных планов, которые потребуют больших инвестиций. Это все равно будет шаг вперед. В этом вопросе мы, конечно, ищем баланс между спектром технических возможностей и материальными возможностями клиента. Наша задача — оздоровление бизнеса нашего заказчика и выстраивание с ним долгосрочных отношений.