Сергей Козлов: «Важно помнить про бревно в своем глазу»

Сергей Козлов: «Важно помнить про бревно в своем глазу» Сергей КозловДепутат Тюменской областной Думы Сергей Козлов имеет более десятка премий в области литературы и журналистики. В их числе международная премия им. В.П. Крапивина, всероссийская им. Ершова, премия им. Д.Н. Мамина-Сибиряка и другие. Пойти в депутаты ему предложила губернатор ХМАО Наталья Комарова. О том, как сегодня писатель-депутат вписывается в политическую жизнь региона, наш с ним разговор.

— Сергей Сергеевич, в сегодняшней России довольно редко можно встретить писателя и депутата в одном лице. Зачем вы пошли в политику и не мешает ли депутатская работа творчеству?

— Да, вы правы, сегодня писательский голос не так слышен, как, скажем, в советское время, когда писатели зачастую были депутатами Советов различных уровней. Я никогда не был далек от политики. Кроме книг прозы, мною написано много публицистических материалов. Предложение стать депутатом было действительно неожиданным, исходило оно от губернатора Югры Натальи Комаровой. Дня три я раздумывал, принимая решение, и все же согласился, потому что как историк по образованию знаю цену революций и то, насколько нашему обществу нужна стабильность. Политическую систему, которая есть, надо лечить и совершенствовать, а не уничтожать. Творчеству же депутатская работа мешает из-за огромной нагрузки.

— Работая в составе комитета по социальной политике, какие инициативы вы предложили или поддержали?

— Я поддерживаю все, что направлено на улучшение социальной защиты, просвещения, здравоохранения. Скажем, при голосовании в Комитете по закону об образовании — я воздержался. Мне не нравится курс министерства образования последнюю четверть века. Он предательский по отношению к стране, народу, к детям, к учителям. Моими личными инициативами были предложения по сохранению исторических памятников в городах Тюменской области и особенно в исторической части Тюмени. Также я предложил создавать новые учреждения дополнительного образования военно-патриотического воспитания. Я всегда резко выступаю против так называемого сексуального просвещения, ювенальной юстиции и прочей западной «шелухи».

— С вашей точки зрения, насколько сегодня общественность (гражданское общество) может влиять на формирование государственной политики в сфере образования и культуры? И как это может быть реализовано на разных уровнях — муниципальном, региональном, федеральном?

— Общество может влиять на формирование государственной политики на любом направлении, особенно если преодолевает свои собственные апатию, трусость и леность. Родители, которые являются основными заказчиками и контролерами в школах, должны активнее принимать участие в работе управляющих советов, не бояться критиковать, не бояться доходить до уровня министерства, чтобы требовать сохранения часов основных предметов. Их коллективный голос — вот основное средство. Сложнее с культурой, которая с незапамятных времен финансируется по остаточному принципу. Сегодня в сфере культуры на руководящих постах появилось много бездарностей и так называемых менеджеров, которые говорят о самоокупаемости культуры.

— В Тюмени идет дискуссия по поводу дальнейшей судьбы здания общественной бани, построенной в стиле конструктивизма. Таких зданий в стране осталось два — второе в Санкт-Петербурге. Ваша позиция в этом вопросе?

— Баня должна быть сохранена именно как здание. Там мог бы располагаться музей или галерея современного искусства. Главное, какого-нибудь Марата Гельмана на пушечный выстрел к ней не подпускать. Но, кроме бани, у нас под угрозой еще несколько значимых объектов: дом Жерновкова, знаменитая гауптвахта, которую местный суд обрек быть обрушенной с речного обрыва, хотя превентивность сохранения памятника — первого гражданского каменного здания — казалось бы, должна была определить решение… Дом на Первомайской, 52… Несколько домов по улицам Дзержинского и Осипенко… Брошенные больничные корпуса на Даудельной… Старая Тюмень — это душа города.

— Те, кто не был в Тюмени, скажем лет 15, приезжая в город сегодня, его не узнают, говоря, что он сильно изменился, приобретя облик современного мегаполиса. Устраивает ли вас как депутата и как человека, не чуждого культуре, сегодняшний облик Тюмени?

— Тюмень за эти годы изменилась в лучшую сторону. Это касается дорожного покрытия, чистоты, качества фасадов. Превращение города в мегаполис — процесс закономерный и объективный. Но исторический центр должен по максимуму сохранить свое лицо. Там же — вдоль этих улиц, особняков, храмов — там дышат эпохи, история. Когда к нам в гости приезжал сербский писатель Горан Петрович, он в первую очередь шел к этим особнякам и радовался, что у нас они есть. В Белграде он мне с горечью показывал, как из-за новоделов пострадали уникальные архитектурные памятники.

— В своем творчестве вы исследуете тему религии, религиозности, ясно заявляете свою мировоззренческую позицию, которая основывается на принципах православия. В политике, в депутатской работе помогают вам ваши убеждения или мешают, ведь известно, что политика — это искусство компромиссов?

— Я получил светское, воинственно-атеистическое воспитание, по научному атеизму в дипломе «5», и мой путь к Богу лежал через боль и страдание. Мои убеждения мне не мешают, хотя иногда складывается впечатление, что за них могут даже преследовать или предать обструкции в печати. У Эмира Кустурицы, который принял крещение, журналистка спросила: от вас отвернулись многие ваши друзья, коллеги, с кем вы остались? Он с удивлением посмотрел на нее и ответил: «Как с кем? С Богом!».

А искусство компромиссов не для меня. Для меня в политике главным является сохранение России, приумножение народа, сохранение согласия и мира на ее территории, укрепление ее державной и нравственной мощи. Звучит пафосно, но это действительно так.
Настоящий христианин всю жизнь учится любить людей, и нормальные люди отвечают ему тем же. Все мы грешные… Важно помнить про бревно в своем глазу и любить отечество — земное и небесное. Кстати, я не единственный верующий депутат. 

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов