Неличное дело
Весна в этом году началась с серии скандалов с частными фирмами, привлекающими деньги населения: учредители этих компаний стали один за другим исчезать вместе с финансами граждан. Эти истории легко можно было бы списать в папку «личное дело доверчивых или жадных до денег людей, рассчитывающих на легкую наживу», если бы не серьезные последствия, угрожающие всей экономике.
Кризис 2007 года показал, насколько опасной может быть для развивающихся стран слишком сильная зависимость от международных рынков капитала. Достаточно намека, чтобы враз лишиться притока средств: за границей чихнули — у нас уже грипп. Но у российских банков и предприятий нет другого выхода, кроме как занимать за рубежом: внутренние источники ресурсов отсутствуют.
В начале этого года банки, стремясь восполнить этот дефицит, начали активно привлекать деньги населения на вклады, а эксперты — поднимать в СМИ проблемы формирования склонности населения к сбережениям. Основа появления в стране инвестиционного капитала — доверие людей к финансовым институтам. Сколько мер направлено на то, чтобы изгнать призрак МММ: и введение системы страхования банковских вкладов, и усиление контроля за инвестиционными компаниями, и повышение надежности негосударственных пенсионных фондов. Последние структуры для инвестиционного процесса наиболее важны: деньги будущих пенсионеров копятся не один десяток лет и могут послужить основой долгосрочных инвестиций, а именно такие крайне нужны экономике. Буквально на прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии: государство намерено стимулировать добровольное откладывание денег на старость, дополняя его средствами из бюджета.
Вы спросите: какое отношение это имеет к скандалам с исчезнувшими мошенниками? Прямое. За полтора десятка лет существования рыночных отношений в России сложно сформировать инвестиционную культуру населения, научить людей видеть различия между брокерской или управляющей компанией, банком или инвестиционным фондом. Чем, собственно, жулики и пользуются, зазывно гремя обещаниями бешеных процентов: примем деньги в доверительное управление! инвестируем средства в высокодоходные акции! Уж не говоря про вклады — по закону исключительно банковскую операцию. Людей сознательно вводят в заблуждение. Их прозрение приведет к оттоку накопленных средств из экономики.
Пирамиды отбрасывают черную тень на весь финансовый рынок. Причем когда их разрушают, тень только сгущается.
Еще лет десять все цивилизованные финансово-инвестиционные институты будут оправдываться, доказывая, что не имеют к жульничеству никакого отношения.